Новая рубрика: спорная проблема

Новая рубрика: спорная проблема

Новая рубрика: спорная проблема
Новая рубрика: спорная проблема Фото: Людмила Малкис
Дом с нетрадиционным фасадом приведут в порядок

Бурные споры в городе вызвала реконструкция особняка на Маросейке, 4/2, строение 1. Здание заиграло яркими красками и не свойственным Москве архитектурным стилем. Мнения разделились: кому-то вызывающая идея нравится, кто-то называет ее «катастрофой». «Московская перспектива» решила не спорить о вкусах, а поговорить с экспертами и заинтересованными сторонами.

Несколько дней назад на Маросейке произошло событие, ставшее достоянием архитектурного сообщества Москвы. Дом 4/2, строение 1, наконец сбросил леса, которыми был укрыт на время реконструкции, и явил миру свой новый облик. Он оказался настолько спорным, что попал даже в эфир федеральных телеканалов. «Московская перспектива» обратилась к разным сторонам этого конфликта, экспертам и чиновникам с просьбой прокомментировать ситуацию.

Дом на Маросейке построен в конце XVIII века, владел им купец Гусятников. Последний дореволюционный собственник — поэт Николай Заболоцкий. Сейчас зданием управляет Gremm Group, в ведении которой также находятся Центральный и Усачевский рынки, они же разрабатывали концепции этих объектов. Иными словами, занимались особняком опытные игроки рынка.

Недавно группа анонсировала появление «Центрального рынка на Маросейке», гастромаркета, рассчитанного на 320 посадочных мест. Свои точки планируют открыть сразу несколько арендаторов, а работать заведение будет в режиме фуд-корта.

При этом на сайте Gremm Group до сих пор доступна презентация объекта, подготовленная для его продажи. Особняк площадью 1751,68 кв. метров оценивается в 430 миллионов рублей, заполненность арендаторами заявлена на уровне 100%.

Когда новый архитектурный облик здания представили обществу, сняв с него строительные леса, публика обрушилась на авторов с резкой критикой. Десятки сообщений в социальных сетях пестрили сравнениями с луна-парком и Диснейлендом, москвовед Александр Усольцев счел объект «полной катастрофой», а урбанист Илья Варламов назвал особняк «борделем».

Красно-желто-зеленое здание приобрело черты немецкого фахверка, в котором выполнены некоторые здания, например, Калининграда и области, оставшиеся еще со времен, когда регион был Восточной Пруссией. Однако Москве, тем более Маросейке, такая застройка несвойственна — улица состоит из 2-3 этажных зданий желтых и пастельных цветов.

Москомархитектура выразила «серьезное беспокойство» после такой реконструкции и заявила, что к чиновникам никто не обращался за согласованием фасадных работ. Ордер позволял только производить ремонт здания, не меняя фасадных решений, для которых нужен совершенно другой пакет документов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал как можно быстрее вернуть зданию исторический облик.

Со своей стороны компания предложила провести архитектурный конкурс совместно с Москомархитектурой на новый фасад, выплатить вознаграждение победителю и привести внешний вид сооружения в соответствие с его проектом. Москомархитектура эту информацию пока не подтвердила. Сейчас фасад прикрыт полупрозрачной тканью.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Понятно, если бы (авторы проекта реконструкции фасада. — Прим. «МП») к нам пришли, мы бы отказали. Видимо, они где-то это чувствовали. Ситуация не типовая, поэтому у нас нет мгновенного ответа. Мы сразу же обратились к коллегам из ОАТИ, чтобы они вмешались, выслали инспекторов, вообще начали разбирательство по этому делу. Если бы это был городской объект, то можно было бы вмешаться оперативно, быстро что-то поменять. Но когда это чужое, ты же не можешь строительную бригаду вызвать на чужой объект, чужую собственность, и заставить их что-то там делать. Поэтому здесь невозможно форсированно вмешаться, сейчас мы с коллегами консультируемся, каким образом принудить их вернуть это в нормальный вид.

Александр Усольцев, москвовед, автор проекта «Прогулки по Москве»

Сохранение исторической среды — это то, к чему пришли в Европе еще в середине ХХ столетия, а у нас только сейчас начинают понимать важность этого вопроса. Все-таки визуальный вкус, восприятие жизни человека определяются городской средой. Она формирует культуру, особенно это справедливо для детей. Ребенок воспринимает все, что есть, как норму. Соответственно если между старыми домами воткнули новую стекляшку, для ребенка это нормально. Или же нормальной он воспримет цельную городскую среду, исторический ансамбль улиц. У нас очень любят сравнивать неудачные архитектурные решения с Эйфелевой башней в Париже. Мол, ее же ругали почем зря, а теперь она — один из символов города. Но Эйфелеву башню делали на века, она собрана добротно из хороших материалов. А большинство современных «шедевров» потеряет свой вид через несколько лет, ими не будут восхищаться другие поколения, даже если сейчас здания выглядят неплохо.

Кроме того, нужно понимать, что центр города сложился таким, какой он есть, и переделывать его нельзя. Центр — это не отдельные памятники, это система улиц, зданий, человеческих отношений. В Европе не то что здание в центре снести нельзя — там вам окна поменять никто не даст просто так. У нас это пока допустимо. Но никто же не предлагает вынести из Третьяковки полотна и заменить новыми, которые лучше отражают современный дух! А дома почему-то нормально снести и заменить на что-то новое.

Что не так с домом на Маросейке? В первую очередь, качество работ — это не дорогая лепнина, не произведение на века. Там где-то пластик, где-то деревяшки. Фасад не выдержит проверку временем даже лет через 15, не будут им восхищаться люди. Кроме того, здание очень грубо вмешивается в облик улицы. Когда делали «китайский домик» на Мясницкой, был конец XIX века. Сто лет назад и дом на Маросейке бы зашел, еще не было сложившегося облика улицы. И сегодня мы защищали бы его как архитектурное наследие, если бы его сделали так, что он дожил бы до сегодняшнего дня. Но мы в XXI веке, и такое вольное обращение с историей недопустимо. Случившееся продемонстрировало и хорошую тенденцию: у нас появляется культура обращения с городом. Еще лет 15 назад на такое перелицевание фасада никто бы не обратил внимания, кроме нескольких искусствоведов. А сегодня ситуация вызвала общественный резонанс. Ради этого и боролись градозащитники, чтобы люди научились ценить среду. И в том числе это заслуга городских властей — улицы стали ценить.

Артем Букин, директор по развитию Gremm Group

Мы оказались не готовы к тому, что реакция общественности будет такая напряженная и повышенная. Когда эта ситуация началась, та общественность, которая и инициировала обсуждение, придерживалась достаточно категоричных мнений. Я с тех пор, как началась вся эта история, много времени провожу на Маросейке. И наблюдаю за реакцией людей. Кому-то нравится решение, кому-то нет. Есть понимание, что недовольных и довольных — примерно 50 на 50. Однозначно взять и сказать, что то, что получилось — это чудовищно, нельзя. Есть люди, которым фасад нравится.

Подобное решение — это не немецкая архитектура, это общеевропейская история. За прообраз взяли французский приморский город Довиль. Он знаменит морепродуктами и рыбой, и в нашем проекте гастромаркета предполагается, что будет сделан акцент именно на морепродукты.

Информация о том, что колористического паспорта на объект мы не получали, не соответствует действительности. Он был согласован в 2014 году, но есть небольшое отличие с тем, что фактически реализовано.

Чтобы сгладить этот конфликт, мы приняли участие в большом совещании в Москомархитектуре по поводу этой ситуации. Наша компания выступает с инициативой провести конкурс, чтобы найти решение, которое бы устроило всех участников процесса. Мы планируем привлечь и маститых, и молодых архитекторов, которые бы представили общественности свои проекты. По итогам конкурса проведем новый ремонт фасада,
а авторы проекта получат вознаграждение.

Теги: #