Нотр-Дам накроет куполом

Нотр-Дам накроет куполом

Нотр-Дам накроет куполом
Нотр-Дам накроет куполом
Архитекторы всего мира предлагают свою концепцию реставрации символа Франции

30 июня заканчивается прием заявок на международный архитектурный конкурс проектов по реконструкции парижского Нотр-Дама. Одной из самых радикальных признана концепция нашего соотечественника.

«Народный дизайн собора Парижской Богоматери» (The People’s Notre-Dame Cathedral Design) – так называется конкурс проектов по восстановлению собора Парижской Богоматери, объявленный независимым издательством GoArchitect. В конкурсе может принять участие каждый желающий из любой страны мира. Победители будут объявлены 30 июля 2019 года. Главный приз составляет 1 млн долларов.

Помимо архитекторов свои работы представили пользователи социальных сетей – большинство из них отнеслись к конкурсу негативно. Газета Le Figaro провела опрос, в котором 70% от 35тыс. опрошенных респондентов заявили, что они против любого использования современного стиля в реконструкции Нотр-Дама. «Только благодаря уважению к работе реставраторов мы можем видеть самые красивые картины мира в их первоначальном великолепии, – говорится в петиции, направленной против конкурса. – Представьте Мону Лизу, отреставрированную в соответствии с принципами кубизма».

Нотр-Дам с цветной стеклянной крышей

Одна из самых интересных идей принадлежит российскому архитектору Александру Неровне, известному проектами из дерева и стекла у воды. Александр закончил МАрхИ и уже более семи лет работает в отрасли. Он предложил восстановить шпиль собора, а вместо крыши сделать цветной стеклянный купол. После множества негативных комментариев к проекту в Instagram Неровня объяснил свою позицию. Он считает, что поскольку здание было построено в период с XII по XIV век, но в последующие годы его внешний вид существенно изменялся, Нотр-Дам уже никогда не будет прежним, как бы хорошо его ни отреставрировали. «Так почему бы не использовать все наши знания и архитектурные достижения, чтобы сделать его лучше?» – написал Александр Неровня.

Многие пользователи отреагировали на предложение с возмущением, так как стеклянный купол напомнил им типичное решение для торговых центров.

@claudioreid: Было бы замечательно, если бы купол был сделан из стекла, это значительно улучшило бы внутреннее освещение. Чего я не знаю, так это выдержат ли предметы интерьера прямой свет.

@monpetitsheri: Нет! Предпочитаю его оригинальный вид – это заставляет его выглядеть современно, его нужно вернуть обратно к первоначальному дизайну и готическому стилю, а не этому современному фетишу.

Некоторые предложили доработать идею и не возмущаться – ведь это же не утвержденный официальный проект реконструкции, а лишь один из вариантов переосмысления. «Это дает собору новую жизнь и свет после трагедии. Возможно, серое стекло лучше ярко-синего сочетается с существующими естественными тонами и не отвлекает от уцелевших ярких витражей. Рад, что вы остались верны оригинальному дизайну шпиля. Надеюсь, вы отправите это на конкурс. Я тоже работаю над идеей», – комментирует работу Александра Неровни пользователь Сarrie.atl.

Медный петух на шпиле, огород на крыше

Парижское бюро Vincent Callebaut Architectures представило проект под названием Palingenesis. «Палингенезис» в переводе с греческого означает «перерождение, регенерация», и архитекторы связали свой проект с греческой концепцией возрождения или отдыха. Они предлагают сделать крышу из стекла, дуба и углеродного волокна, а на шпиль установить медного петуха. Он должен оставаться «духовным громоотводом» и защитником верующих. Собор будет «купаться в естественном свете», заявили разработчики.

На самой крыше предложили разместить фруктовый сад и огород – их будут курировать благотворительные организации и волонтеры. «Еда» из сада-огорода должна бесплатно раздаваться нуждающимся местным жителям. По планам архитекторов, таким образом можно собирать до 21 тонны фруктов и овощей в год, с этой целью каждую неделю во дворе собора будет работать фермерский рынок.

Кроме того, крыша и шпиль могут вырабатывать электричество, тепло и энергию для вентиляции собора. Основная идея проекта – превращение Нотр-Дама в здание с положительной энергией, производящее больше, чем потребляет. Авторы считают, что их дизайн сделает возрожденный собор новым лицом Церкви в XXI веке.

Квазимодо будет купаться в бассейне

Французская Studio NAB предлагает на месте сгоревших крыши и шпиля также построить «обучающую теплицу» и проводить в ней лекции. В шпиле дизайнеры планируют разместить пасеку. При этом форма кровли и «наконечника» останется близкой к той, которая была до пожара. Кстати, когда-то на крыше Нотр-Дама действительно стояло несколько ульев и там разводили пчел.

Дизайнерское ателье из Братиславы Vizum предложило установить на крыше собора высокий шпиль из легкого материала. К тому же это будет очень красиво смотреться вечером – конструкция напоминает луч света, который соединяет землю с небом.

Проект итальянцев Studio Fuksas включает крышу и шпиль из хрусталя марки баккара, который производят во Франции с 1764 года.

Отличились архитекторы австрийского бюро Who Cares Design. Они назвали свой проект «Пентхаус Квазимодо» и сочинили целую трагическую историю о том, как в результате пожара «горбун из Нотр-Дама» лишился своего дома: «Его потеря трагична, но теперь пришло время перемен». И Квазимодо вместо темной мансарды должен жить в более комфортных условиях. Они спроектировали сад, а вместо шпиля запланировали современный светлый пентхаус. Также на крыше должны быть вертолетная площадка и фитнес- центр с открытым бассейном.

Эту идею опубликовал журнал Designboom, чем вызвал бурю негодования. Читатели потребовали убрать материал с сайта и обвинили редакцию в привилегированной позиции, так как крыша здания принадлежит собору и нации в целом и никак не может стать чьей-то частной недвижимостью.

Зачем повторяться?

Марк Карбонар, французский бизнесмен и девелопер, опубликовал свой проект в Facebook. Им поделились почти 7 тыс. пользователей. Он видит крышу Нотр-Дама как большую смотровую площадку для всех. На ней к тому же разбит сад, по которому можно прогуливаться или отдыхать, сидя на скамейках. «Зачем восстанавливать то же самое? Разве архитектура не должна развиваться? Почему бы не сделать террасу на крыше? – пишет Карбонар. – Такая реконструкция будет стоить дешевле, чем реставрация, а оставшиеся деньги можно направить на строительство социального жилья».

«Точка зеро»

О восстановлении собора Парижской Богоматери начали говорить уже на следующий день после пожара. Президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что Нотр-Дам реконструируют в ближайшие пять лет, к Олимпийским играм 2024 года, и его необходимо перестроить «в соответствии с духом современной и многоликой Франции». Но критики убеждены, что любая модернизация уничтожит исторический облик строения и памятник утратит свою сакральность и архитектурную символичность. «Памятник должен быть восстановлен в том виде, в каком он был. Это история, и закрывать ее чем-то противозаконно», – уверен заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Лев Лавренов.

Излишняя модернизация может нанести урон оставшимся конструкциям собора. Кроме того, любые нагрузки еще нужно обосновать, считает архитектор, историк архитектуры и специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина. «В данном случае это абсолютно неуместно и чудовищно. От собора Парижской Богоматери отсчитываются все направления во Франции. Это «точка зеро», это выдающееся произведение средневековой готики. Речь идет об абсолютном символе. В мире должны быть неприкасаемые и неизменяемые ценности... Мне кажется, Франция в этом случае должна защитить честь мундира и вернуть собор в рамках научной реставрации», – говорит она.

А вот президент Союза архитекторов России Николай Шумаков думает иначе. В частности, он считает крайне удачным решением наличие стеклянного купола и смотровой площадки, например, в Рейхстаге. Шумаков убежден, что стеклянная крыша Нотр-Дама, преобразующая свет в энергию и тепло, также имеет шансы на успех: «Такой подход возможен, только уже не в соответствии с Венецианской хартией, когда при реставрации нужно применять те материалы, которые были до пожара. Но почему бы и нет? Может, это даже будет интересно, если появится
какая-то дополнительная функция в этом здании». Но в таком случае, по мнению эксперта, работы в соборе будут называться не реставрационными, а реконструкционными.

В 2016 году во Франции был принят новый закон – «О креативности, архитектуре и наследии», который заменил Кодекс наследия 1913 года. В результате это привело к тому, что сейчас наследие находится не в зоне действия, например, Кодекса наследия, а в рамках Градостроительного кодекса. Это одна из причин, которой можно объяснить такой смелый взгляд архитекторов на восстановление объекта Всемирного наследия. То есть сам закон дает больше свободы и провоцирует появление таких вольных, смелых, а иногда и нелепых проектов.

Теги: #