«Нечеловеческий» фактор - Московская перспектива

«Нечеловеческий» фактор

«Нечеловеческий» фактор
«Нечеловеческий» фактор
Составы без машинистов появятся на Кольцевой линии и МЦК

В российской столице активно идут эксперименты по созданию автомобилей и общественного транспорта без водителей. В нескольких странах мира метро уже управляется с центрального диспетчерского пульта, а место кабины отдано пассажирам. В Москве в 2019-м на МЦК в автоматическом режиме начнут курсировать «Ласточки», а в течение пяти лет на Кольцевой линии подземки все поезда будут работать без машинистов.

В апреле нынешнего года правительство РФ утвердило дорожную карту, которая предусматривает в том числе и развитие технологий беспилотного транспорта, систем содействия водителю, принципов использования автотранспорта на альтернативных видах топлива. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, реализация мероприятий будет осуществляться поэтапно, с 2018 по 2035 год. Одной из экспериментальных площадок станет российская столица.

За границей поезда на автопилоте появились давно. Уже почти 30 лет некоторые метрополитены работают вообще без машинистов. 

Власти Москвы планируют в течение пяти лет запустить беспилотные вагоны на Кольцевой линии метрополитена. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

«Мы активно изучаем международный опыт внедрения подобных технологий. Сейчас находимся «на развилке», в поиске оптимальных технологических решений. Кольцевая линия метро в день перевозит 650 тыс. пассажиров. Наш план – в течение пяти лет именно на этом участке рассмотреть возможность внедрения беспилотных вагонов», – сказал Ликсутов в рамках заседания IT-комитета Международного союза общественного транспорта.

В Москве первые пробы беспилотных составов начались еще в 1980-х на Калининской ветке. Однако тогда автоматика оказалась не готова полностью заменить человека. Вернулись к этой идее несколько лет назад. На Кольцевой линии поезда, оснащенные автоматикой, курсируют с 2016 года. Однако машинист там все равно присутствует. Установленные на составы «Русич» технологии пока не способны полностью его заменить. Человек принимает решение об открытии и закрытии дверей, а также о начале движения. Перед отправлением поезда он смотрит в зеркало заднего вида (или на монитор, куда передает изображение камера заднего вида), чтобы не начать движение, если кто-то остался зажатым в дверях. А скорость и остановку состава регулирует автоматика. Она же следит за показаниями светофоров, системой АБС, подающей сигналы на движение, может остановить состав в перегоне, а также сама отправить его дальше.

За границей поезда на автопилоте появились давно. Уже почти 30 лет некоторые метрополитены работают вообще без машинистов. 

Чтобы поезда ходили без машинистов, рассказали «МП» эксперты, на каждой двери вагона нужно установить датчик. Если она не закрылась до конца, поезд не должен тронуться. Система должна распознать, что кто-то застрял. Машинист пока это делает быстрее – он посмотрит и приоткроет дверь на 10 сантиметров. А способен ли автопилот на такие действия – пока непонятно.

Ввести такую систему уже сегодня не позволяет и нормативная база. По действующему законодательству нельзя запустить поезд без машиниста. Кроме того, «беспилотные технологии» должны быть как следует разработаны и пройти обкатку. РЖД в 2019 году протестируют беспилотные  поезда на Московском центральном кольце. Первая опытная поездка в автоматическом режиме пройдет без пассажиров, но пока с машинистом в кабине для контроля движения и работы системы. Интервал движения между поездами в часы пик сегодня составляет пять минут, в 2019 году планируется сократить его еще на одну минуту – до четырех. А дальнейшее сокращение можно будет рассматривать при условии внедрения на кольце системы автоматического интервального управления движением поездов по цифровому радиоканалу, который позволяет контролировать дистанцию между поездами, местонахождение и скорость электропоездов как по данным от существующий инфраструктуры, так и по сигналам GPS/ГЛОНАСС.

После внесений изменений в законодательство эту технологию планируется распространить на МЦД и пригородные поезда.

По словам главы РЖД Олега Белозёрова, с развитием беспилотных технологий профессия машиниста трансформируется в профессию оператора. Это значит, что оператор будет удаленно управлять поездами.

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что ввести беспилотники в метро можно там, где не такой большой пассажиропоток. Даже при хорошей системе автоматизации наличие машиниста обязательно для контроля, особенно если интервалы между поездами короткие.

«Какой-то пассажир забегает в последний момент в поезд и держит двери. Система как сработает? Три попытки незакрытия – и все, состав неисправен, все пассажиры высаживаются. Естественно, что это остановит работу на всей линии, а в час пик счет на секунды. И задержка на 10 секунд на одной станции вызывает лавинообразную задержку всех последующих поездов», – рассказал историк метро Александр Попов.

При этом эксперты считают, что рельсовые виды транспорта наиболее подготовлены в сравнении с автомобильными к автоведению, и очень оптимистично смотрят на подобные перспективы в Москве. Как рассказал Андрей Погребняк, генеральный директор дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.», метро – наиболее готовый к этому вид общественного транспорта.

«Я думаю, что рано или поздно мы все придем к беспилотным составам не только на метрополитене, но и наверху. Скоро профессия машиниста уйдет в прошлое, потому что все это станет никому не нужным. Я думаю, существуют технологии, которые позволяют это делать», – сказал Егор Мулеев, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

Перспективы беспилотных составов, а также вообще инновационные проекты в транспортной сфере эксперты связывают не только с техническим прогрессом, но и с состоянием российской экономики. Ее рост позволит увеличить темпы внедрения продуктов новейших технических разработок.

В мире существует несколько уровней автоматизации поездов, отличающихся ролью, которую выполняет персонал.
Класс 4 позволяет ездить вообще без машинистов. В составе нет даже его кабины. Такие вагоны ходят в Копенгагене, Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский метрополитен.
Класс 3 требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. К нему относится 11-я линия метро Барселоны и пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.
Класс 2 требует нахождения машиниста
в кабине, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях 5–9 сеульского метро.
В России – на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани.