«Наша главная задача – раскручивать маховик экономики»

«Наша главная задача – раскручивать маховик экономики»

«Наша главная задача – раскручивать маховик экономики»
«Наша главная задача –  раскручивать маховик экономики»
Андрей Бочкарёв об ответах стройкомплекса на вызовы времени и задачах, которые сегодня город ставит перед строителями

В этом году Москва первой в России столкнулась с самой крупной в современной истории по масштабам и временному интервалу остановкой экономики, связанной с пандемией коронавируса. Серьезные проблемы пришлось решать и столичному стройкомплексу. О том, как отреагировала отрасль на вызов времени, как справляется с последствиями локдауна в настоящее время, какие основные задачи ставит город перед строителями,   рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. 

 - Андрей Юрьевич, весной этого года столичная экономика пережила непростой период. Насколько больно ударили ограничения, связанные с пандемией коронавируса, по стройкомплексу?
– Строительная отрасль, как и другие сферы экономики, столкнулась с серьезным вызовом, поэтому совсем бесследно это не пройдет. Но последствия, уверен, критичными не будут. Сейчас строители наверстывают упущенное время после вынужденного простоя, трудятся круглосуточно. Причем на объектах городского заказа мы увеличили количество рабочих: если в начале года на стройках было занято 60–65 тысяч человек, то сейчас – 70 тысяч. Кстати, и в период действия ограничительных мер на городских объектах продолжали работать 25 тысяч строителей, ведь мы ключевые инфраструктурные стройки не останавливали.  
 - Чем руководствовались власти, принимая решение не останавливать часть строек?   
– Это стратегически важное решение мэр Москвы Сергей Собянин принял в целях минимизации влияния пандемии не только на строительство, но и на экономику в целом, ведь именно стройка ее главный драйвер, она дает огромный мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивает рабочие места для москвичей, а в отрасли занято как минимум 11% жителей. Во-вторых, одно рабочее место в строительстве формирует до 7–8 мест приложений труда в других сферах – ЖКХ, торговле и проч. В-третьих, непрерывная работа стройки – это гарантированная загрузка предприятий стройиндустрии, производящих материалы, комплектующие, оборудование, а это еще миллионы рабочих мест как в Москве, так и по всей стране, которые удалось сохранить.
- Какие именно стройки не попали под ограничительные меры?
– В пиковый период пандемии работы продолжались на ключевых инфраструктурных стройках: прокладке тоннелей метро, крупных объектах дорожной и железнодорожной инфраструктуры. Безусловно, велись работы на объектах здравоохранения, ведь в пик пандемии Москва остро нуждалась в достаточном количестве койко-мест, чтобы принимать больных. Вы, конечно, знаете, что наши строители буквально совершили подвиг – за месяц построили современный инфекционный центр в новой Москве.
 - То, что приоритет был отдан объектам здравоохранения, понятно и логично. Но почему продолжали строить метро?
– Во-первых, транспортная инфраструктура, в первую очередь метро, – локомотив развития города и основной инструмент привлечения инвестиций. В районы, куда мы тянем подземку, приходят девелоперы и строят жилье, социальную и коммерческую инфраструктуру, то есть вкладывают деньги в развитие города. Во-вторых, такие виды работ, как проходка тоннелей, относятся к непрерывному технологическому циклу. Затормозить этот процесс не так-то просто и не менее трудно потом расконсервировать. Если остановить подземные работы на месяц, на их возобновление потом уйдет гораздо больше времени. Да и обошлось бы это городу дороже. Поэтому метростроители при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических требований и правил продолжали активно работать. На ряде участков темпы проходки тоннелей даже превысили плановые показатели. А уже с 12 мая, после снятия ограничений, мы и наземные работы возобновили – по строительству, отделке вестибюлей станций и др.
- Ключевым проектом столичного метростроения является сооружение Большой кольцевой линии. Как оцениваете ход работ? Какие станции еще могут быть открыты до конца года?
– БКЛ для нас приоритетный проект, он же и самый масштабный за всю историю московского метро. На данный момент работы идут на всех участках Большого кольца, уже пройдено более 85% тоннелей. До конца года планируем завершить строительство еще трех станций: «Электрозаводской», «Улицы Народного Ополчения» и «Карамышевской», а также оборотных тупиков за станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской и Большой кольцевой линий. Кстати, чтобы ускорить темпы строительства, мы приняли решение увеличить количество рабочих. Если сейчас в работах по сооружению БКЛ занято около 15 тысяч человек, то в пиковые моменты их число вырастет втрое – до 45 тысяч. Соответственно увеличатся и темпы возведения кольца.
 - Важнейшим показателем успешности развития строительной отрасли является инвестиционная составляющая. Как чувствуют себя девелоперы на столичном рынке в этом непростом для экономики году?        
– Московский рынок недвижимости был, есть и останется привлекательным для инвесторов, несмотря ни на какие кризисы. Более 92% всей недвижимости, введенной с января этого года, построено на средства девелоперов. Да, некоторое время стройки были остановлены, но сейчас компании нарастили мощности уже до 95% от того, что было до введения ограничительных мер. Кстати, работу возобновили не только стройки, но и офисы продаж. Причем продажи возвращаются на докризисный уровень. Некоторое падение наблюдалось, но это было в период самоизоляции, когда люди сидели дома. А в настоящее время у многих застройщиков все готовое жилье продано. Очень важно, что частный бизнес продолжает участвовать и в строительстве социальной инфраструктуры, развивая территории районов. С начала года на деньги инвесторов построены и введены в эксплуатацию 9 детских садов на 1437 мест и две школы на 1700 мест. В высокой степени готовности еще 10 зданий дошкольных учреждений и шесть школ в рамках комплексной жилой застройки. Несмотря на трудности, связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой, девелоперы делают все возможное, чтобы ввести эти объекты до конца года. Со своей стороны мы оказываем инвесторам всяческую поддержку. Да и в целом у нас хорошо налажена система совместной работы города и бизнеса.
- Сколько же всего недвижимости уже сдано с начала года? Вводимые весной ограничения на объемах как-то отразились?
   – Большинство объектов было сдано еще в первом квартале, строительство тех, что вводились позже, тоже завершилось еще до введения ограничительных мер. Поэтому месячный локдаун на объемы практически не повлиял. К тому же мы многие процессы перевели в онлайн-формат. И если у застройщика на руках были все необходимые документы, многие из которых они получают в электронном виде, мы выдавали разрешения на ввод онлайн. И сейчас мы видим, что по состоянию на конец июля объемы ввода недвижимости не снизились, а даже превышают плановые показатели. С января введено почти 5 млн кв. метров недвижимости – это более половины годового плана. Причем свыше 2,2 млн «квадратов» – это жилье, что тоже выше плановых значений. Кроме того, введено 28 объектов социальной инфраструктуры – 10 детских садов и две школы, пять зданий лечебных учреждений, семь спортивно-рекреационных объектов, четыре объекта культуры. Сдано в эксплуатацию пять гостиниц и апарт-
отелей, девять зданий административно-делового назначения, 18 торгово-бытовых объектов.
 - Будет ли в связи с экономической ситуацией корректироваться Адресная инвестиционная программа? Возможен ли отказ от каких-то проектов?
   – Пока мы ничего не пересматриваем. Стройкомплекс обеспечен финансированием по всем отраслям. В АИП по городским объектам сокращений нет. Будем наблюдать за ситуацией с бюджетом, а при отклонениях оперативно вносить коррективы. При этом строительство стратегически важных для Москвы и москвичей объектов, таких как метро, МЦД, крупные дорожно-транспортные магистрали, лечебные учреждения, другие учреждения социального назначения, которых горожане так ждут, останавливать не будем. Наша задача – раскручивать маховик экономики, потому что один рубль, вложенный в строительную отрасль, дает 3–5 рублей инвестиций в других отраслях. А инвестиции – это «кровь» экономики города, вводимые объекты – это налоги на имущество, с зарплат, с прибыли компаний. Москве это выгодно.

 

Теги: #