На седьмом небе

На седьмом небе

На седьмом небе
На седьмом небе
На прошлой неделе Останкинская башня вновь открылась для посетителей. Туристы смогут увидеть обновленную территорию, посетить смотровую площадку с секциями прозрачного пола на высоте 337 метров, полюбоваться на Москвой с открытых балконов, которые расположены на отметках 85 и 340 метров. Но главное событие – свой 55-й день рождения – башня отметит в ноябре. «Московская перспектива» вспоминает историю создания знаменитой Останкинской иглы.

Телебашню планировали сдать к октябрьским праздникам 1967 года, когда страна отмечала 50-летие революции. Полностью завершить строительство к красивой дате не представлялось возможным, но выход нашелся – 5 ноября была сдана первая очередь. Были уже готовы помещения с настроенными передатчиками, чтобы проводить сигнал от телецентра к антенне. Тогда же телебашне присвоили название «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция имени 50-летия Октября». Но этому событию предшествовала не менее интересная история.

ПРО ШУХОВСКУЮ БАШНЮ И КОНКУРС
До постройки Останкинской телебашни основным телерадиовещательным центром Москвы и Московской области был телецентр на Шаболовке, у подножия Шуховской башни, которая строилась еще в 1920-х и до появления телевидения передавала радиосигнал. Зона ее охвата составляла всего 60 км, эфиры проводились три раза в неделю по 60 минут. Телетрансляции начались в 1939 году всего на 100 телевизоров. Со временем телевизоров в столице прибавилось, а качество вещания не менялось – сигнал становился все хуже. Москве был нужен более широкий охват. Поэтому по заказу Министерства связи СССР решено было строить новое здание высотой не менее 500 метров.

Был объявлен конкурс на создание общесоюзной радиотелевизионной передающей станции, на который представили около 40 проектов. Практически все они предполагали строительство металлических башен. К счастью, членом комиссии, рассматривающей проекты, был Николай Васильевич Никитин, выдающийся советский инженер, доктор технических наук, архитектор и конструктор. Профессиональное чутье подсказало Никитину, что все решения очень громоздкие и ненадежные – многие из них напоминали либо башню Шухова, либо Эйфелеву башню в Париже. Тогда на совете Никитин неожиданно заявляет, что башня должна быть из предварительно напряженного бетона. На представление своей разработки новому участнику конкурса дают всего неделю, он делает ее за три дня. Судьбу проекта решил Никита Сергеевич Хрущёв, указав на изящную башню авторства Никитина.

НА ГЛУБИНЕ ЧЕТЫРЕХ МЕТРОВ
Итак, проект утвержден, теперь необходимо найти участок под застройку. Сначала для строительства телевизионной башни выделили пустырь на юго-западе Москвы в районе Черёмушек, недалеко от Шуховской башни. Но в марте 1959 года строительную площадку перенесли в более свободное от застройки место – в Останкино. Закладывать фундамент Останкинской телебашни начали 27 сентября 1960 года. Руководить процессом назначили Николая Никитина. И – внимание! – первая особенность телебашни: при высоте 540 метров глубина залегания ее фундамента всего 4,6 метра! Для сравнения: при строительстве подобной башни в Торонто (Канада) фундамент закладывался на глубину 40 метров. Именно этот факт послужил причиной заморозки строительства на два года – многие, включая высшее руководство, не верили, что на таком фундаменте башня может выстоять. Назначались экспертизы, проводили дополнительные исследования, подключали СМИ… И только в 1963 году дальнейшее возведение одобрили.

При строительстве Останкинской телебашни использовали железобетон. Это крепкий и прочный материал, но у него есть недостаток – он непластичный. Чтобы придать башне дополнительную прочность и пластичность, Никитин предложил использовать метод предварительного напряжения бетона. Суть метода проста: внутри ствола башни от конусной части до отметки 385 метров параллельно друг другу и в продольном направлении натянуты 145 армирующих стальных канатов. Каждый канат натянут с усилением в 70 тонн. Благодаря этому башня может противостоять погодным аномалиям и даже выдержать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера. На реализацию проекта строительства Останкинской телебашни у Николая Васильевича Никитина ушло семь лет. Но это сооружение стало кульминацией архитектурной и инженерной мысли своего времени. Тогда она была самой высокой свободностоящей башней в мире, но и сегодня это самая высокая башня в Европе.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
Разумеется, башня была легендой еще при строительстве, а с открытием в 1969 году смотровой площадки и ресторана «Седьмое небо» это место стало культовым среди столичных жителей и гостей города. Расположенный на высоте 328–334 метров ресторан стал самым высоким среди московского общепита и одним из главных символов города. Стены его были полностью стеклянными, а три зала – «Бронзовый», «Серебряный» и «Золотой» – совершали полный оборот вокруг своей оси за 40 минут. Посетители могли ужинать и одновременно любоваться панорамой Белокаменной с высоты птичьего полета. Название этому месту придумывали всей страной. В 1966 году в одной из столичных газет был опубликован материал о строительстве ресторана в Останкинской башне с предложением к читателям дать ему название. Вариантов было множество – и «Вперед к Победе», и «Слава Советам»... Но «Седьмое небо» оказалось лучшим. Кстати, его предложили многие, но победителями стали пять москвичей, первыми написавшие в редакцию. Популярности этому месту добавил и новогодний «Голубой огонек» 1967–1968 года, названный «Самая высокая» и посвященный окончанию строительства Останкинской башни. Съемки проводились в студии, декорированной под зал «Седьмого неба». Само это словосочетание стало символом романтики.

В 1972 году на экраны вышел фильм Эдуарда Бочарова с одноименным названием. Он рассказывал о вечере, проведенном в этом ресторане героями фильма в исполнении актеров Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой. Он приглашает ее в «Седьмое небо», два сеанса (два полных оборота зала вокруг своей оси) пролетают незаметно. Герои понимают, что влюбились друг в друга...
«Фирменным» отличием ресторана стала форма стюардесс, в которой работали официантки, и блюда и напитки под названием «Высота», «Птичье молоко» и «Седьмое небо». Актер Георгий Милляр, гениально игравший Бабу-ягу, Кощея и Водяного в советских фильмах-сказках, написал забавное четверостишие, посвященное «Седьмому небу»:

Нам пить осталось так немного,
Уж мы теперь совсем не те,
У ресторанного порога
На ненормальной высоте!

Впрочем, в этот ресторан приходили, разумеется, не пить и не есть. Меню здесь, надо сказать, разнообразием не отличалось. Салат «Столичный», котлеты, жюльены, воланы с черной икрой, бутерброды с колбасой составляли его ассортимент долгие годы. Но этому есть свое объяснение – по соображениям пожарной безопасности непосредственно в ресторане ничего не готовили, здесь только разогревали еду, которую доставляли с нижних этажей «Останкино». Но спуститься в ресторан после экскурсии на смотровую площадку надо было обязательно. В более ранние годы такое мероприятие стоило 2 рубля, позднее цена поднялась до 5. Увы, даже соблюдение пожарных норм не стало гарантией, когда в 2000 году в башне на отметке 460 метров загорелись кабели. В тот момент в «Седьмом небе» находилось 350 человек, многие посетители пришли с детьми. Еще до появления пожарных замначальника ресторанно-экскурсионного комплекса Гарри Поляков вывел людей на улицу. Никто сразу даже не осознал, какой трагедии удалось избежать. «Седьмое небо» выгорело полностью.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
На полное восстановление ресторанного комплекса и смотровой площадки ушло 16 лет. Для посетителей они открылись в конце 2016 года. Несмотря на появление новых высотных смотровых площадок в городе, таких как «Москва-Сити» или колесо обозрения на ВДНХ, Останкинская телебашня по-прежнему считается лучшей точкой обзора. Удачное географическое положение башни позволяет полюбоваться большинством достопримечательностей столицы. Смотровая площадка на Останкинской телебашне имеет два уровня: закрытый круглогодичный с панорамными окнами и стеклянным бронированным полом на высоте 337 метров и открытый, 340 метров, который работает в теплое время года. Обе площадки оборудованы мощными телескопами, в которые можно разглядеть Кремль, храм Христа Спасителя, памятник Петру I.

Три когда-то одинаковых зала ресторана «Седьмое небо» превратили в разные заведения: «Бронзовый» стал кофейней с пирожными и бутербродами. Главная «фишка» этого зала – барная стойка, вращающаяся вокруг собственной оси. «Золотой» – теперь кафе с довольно разнообразным меню. Работает оно до 23.00–24.00, поэтому стало излюбленным местом для свиданий и романтических ужинов. На месте «Серебряного», который располагался на самом нижнем уровне, открылся ресторан, шеф-повар которого создал уникальное авторское меню, соединив все изюминки русской, европейской и азиатской кухни. Здесь можно попробовать оливье с раковыми шейками или телятину с каштанами в вине. Бронирование столиков платное и возможно только после покупки билета на смотровую площадку.

Теги: #