«Мы счастливчики – можем реализовать самые смелые проекты»

«Мы счастливчики – можем реализовать самые смелые проекты»

«Мы счастливчики – можем реализовать самые смелые проекты»
«Мы счастливчики – можем реализовать самые смелые проекты»
Владимир Жидкин о 7-летии новой Москвы

Ровно семь лет назад, точнее, 1 июля 2012 года, столица стала больше в два с половиной раза – к мегаполису присоединили территорию общей площадью 1,5 тысячи квадратных километров. Накануне дня рождения новой Москвы глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин встретился с редакцией газеты «Московская перспектива». Чиновник рассказал о главных принципах работы над масштабным проектом, новом облике Троицкого и Новомосковского округов, а также поделился планами градостроительного роста на ближайшие несколько лет.

Владимир Федорович, вы координируете процесс преобразований в новой Москве без малого семь лет. Изменения, которые произошли на этой территории, заметны всем. Благодаря чему стала возможна такая колоссальная трансформация?

– Самое главное при строительстве такой серьезной агломерации – комплексное развитие. Когда мы начинали проект, скептики говорили, что появится много жилья, а рабочих мест не будет, строительство дорог или социальных объектов будет отставать. Мы параллельно проектировали и строили, стараясь не упустить ни одно из направлений. За все это время у нас не произошло ни одной накладки. Такой подход полностью оправдался, хотя специалисты говорят, что сначала нужно все спроектировать, а только потом строить. Этот метод использовали при возведении Большого Парижа – 10 лет там проектировали и только потом начали строить. А у нас за семь лет выполнен колоссальный объем работы, так что с уверенностью могу сказать: наш механизм эффективно работает, а выбранный путь развития – верный. Жители новой Москвы, как показывают данные социологов, одобряют и ценят достижения в создании дорожно-транспортной, инженерной, социальной инфраструктур.

Дорога в чистом поле, метро у дома

Как выглядит новая Москва сегодня?

– Если посмотреть на то, что строилось на присоединенных территориях до 2012 года, и то, что возводится в ТиНАО сегодня, разница видна невооруженным глазом. Все объекты оснащаются современными фасадами, появилось огромное количество природных комплексов и мини-парков во всех дворах. Построено порядка
12 млн кв. метров жилья и около 3 млн «квадратов» нежилой недвижимости. Количество мест приложения труда за семь лет практически удвоилось. Построено 67 объектов социальной инфраструктуры, 56 из которых относятся к образовательным.

Как обстоят дела с транспортной инфраструктурой?

– Существует мнение, что если в чистом поле построить дорогу, то прилегающие к ней территории оживут. Мы стали счастливчиками реализации этой аксиомы. Опережающий темп строительства дорог дает мощный синергетический эффект к развитию прилегающих земель. Поэтому сейчас мы наращиваем темпы развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день у нас построено 192 км дорог, 126 км находится в стройке, 157
км проектируем. Всего за четыре года мы планируем построить около 400 км дорог. Если учитывать сроки и скорость, то за четырехлетний период будет построено в 2,5 раза больше магистралей, чем за прошедшие семь лет. Причем речь идет не об 1–2-полосных дорогах, а о полноценных 4–6-полосных трассах. Это колоссальный объем, до конца 2023 года в ТиНАО будет проложено около 500 км новых дорог. Но такой высокий темп строительства себя полностью оправдывает.

Большая часть строящихся дорог в ТиНАО сейчас имеет по 1–2 полосы движения в каждую сторону. При этом вы говорите о том, что нагрузка на транспортную сеть будет увеличиваться. Хватит ли у магистралей пропускной способности?

– Сейчас в ТиНАО много дорог находится в стадии проектирования. К примеру, дублер Калужки появится только через 3–4 года – как раз к моменту серьезной загрузки этой трассы. Также у нас есть резервный участок от МКАД вдоль всего Калужского шоссе, который уходит далеко вглубь присоединенной территории. Постепенно появляются и поперечные связи по мере освоения территорий и роста населения. Прорабатывается сложная транспортная сеть развития для Троицка – сейчас в часы пик в городе бывают пробки.

Проявляют ли инвесторы интерес к строительству дорог в ТиНАО?

– Сейчас еще рано об этом говорить, но через несколько лет вопрос появления платного дублера Калужского шоссе может стать актуальным. Но здесь горизонт планирования от 5 до 10 лет. Пока что инвесторы занимаются стройкой внутридворовой дорожной сети.

Недавно в ТиНАО открыли четыре станции метро в продлении Сокольнической ветки. Какие объекты планируется построить рядом с новыми платформами?

– У станции «Филатов луг» реализуется крупный проект – многофункциональный комплекс с жильем и рабочими местами. Это около 200 тыс. «квадратов» коммерческой недвижимости. Также там у нас запланировано возведение прямой дороги до поселения Московский. Следующая открывшаяся станция метро – «Прокшино», рядом с которой появится большой горнолыжный комплекс «Океанический остров». На другой стороне будет построено до 500–600 тыс. кв. метров жилья и 300 тыс. «квадратов» коммерческой недвижимости – офисы, объекты торговли, услуг и другие.

Дальше идет «Ольховая» – там оператором ввода жилых и нежилых объектов на ближайшие годы становится
«Мосинжпроект», в скором времени стартует проектирование и строительство. Ну и метро «Коммунарка», где строится целый ряд крупных объектов – уникальный больничный комплекс, здание полиции, жилой комплекс «Москвичка» с центром «Самбо-70». Сейчас все активно застраивается, и через 1–2 года будут видны поразительные результаты.

Это правда, что горнолыжные комплексы строятся на грунтах, которые достают из-под земли при строительстве метро?

– Да, это действительно так. Используются разные грунты, в том числе и те, которые изымают из будущих тоннелей метро. Это же выгодно. Сейчас у нас инвестор уже строит один горнолыжный комплекс, а в дальнейшем планируется возведение аналогичного проекта за счет бюджета города. Всего в ТиНАО будет три горнолыжных курорта: один на Пахре, второй – на пересечении Варшавки и ЦКАД, третий – у станции метро «Прокшино».

В новой Москве планируется построить 33 станции метро. Линии пройдут по свободным территориям или будут ориентироваться на уже застроенные?

– Линия метро до аэропорта «Внуково» частично пойдет по свободной и частично по застроенной территории. Для нее уже предусмотрен коридор, поэтому никаких проблем возникнуть не должно. Ветка до Троицка пойдет по свободной территории, при этом частично эта линия будет наземной. Окончательного решения по ней еще не принято. На обсуждении конечная станция – будет она располагаться в самом Троицке или ветка закончится раньше. В любом случае мы закладываем строительство дорог, чтобы жители могли легко добраться до станции наземным транспортом.

Предложение комфорта

Сейчас на территории новой Москвы отмечается рост строительства и продаж сегмента жилья комфорт-класса. С чем это связано?

– Все очень просто – в
ТиНАО появляются новые станции метро, дороги, детсады и школы, торговые и бизнес-центры, парки и многое другое. Территории развиваются – это видят все. Поэтому многие москвичи вместо покупки квартиры внутри МКАД начинают рассматривать возможность купить большее по площади жилье у нас. Раньше спросом пользовался эконом-класс, потому что сюда было сложно добираться, а сейчас более состоятельные люди сознательно выбирают для проживания новую Москву. Развивается ведь не только транспортная инфраструктура. Жилье тоже строится с современными фасадами, хорошим уровнем благоустройства и социальной обеспеченности. Так почему бы не переехать в экологически чистое место? А спрос рождает предложение, поэтому застройщики наращивают объемы вводимого комфорт-сегмента.

Какова доля малоэтажного жилья в ТиНАО?

– В год у нас строится порядка 20% малоэтажных жилых зданий. Но здесь вопрос – учитывать или нет то, что было построено до присоединения?
В ТиНАО имеются коттеджные поселки, СНТ. Если учитывать все, что было создано за семилетний период, то это порядка 15–20% малоэтажного жилья ежегодно. А если сюда добавить старые дачи и коттеджи, то число увеличится еще на 10–15%.

Какая судьба ждет СНТ? Останутся ли они на новых территориях?

– Конечно останутся. Тем более что для них создают все условия. Тысячи километров дорог отремонтировали и реконструировали за счет бюджета города. Там, где были грунтовки, появилось твердое покрытие. Подводятся инженерные коммуникации.

То есть участок тоже можно покупать?

– Можно, но надо смотреть Генплан – не заложена ли на этом месте дорога или линия метро. Недавно я был в Коммунарке, где буквально через сто метров от станции стоит коттеджный поселок. И никто не собирается выселять людей и сносить здания.

Какое поселение уже сейчас можно назвать культурной столицей новой Москвы?

– В Остафьеве расположен большой парк, куда приезжают отдыхать семьями, в том числе из старой Москвы. Местом притяжения можно назвать Вороново. В скором времени в Коммунарке появится культурно-досуговый центр, там построят музейное фондохранилище на 170 тыс. кв. метров с экспозицией. В состав центра войдут также образовательный кластер и многофункциональный комплекс. А самое главное – все это происходит фактически само по себе. Еще вчера никто не знал ни о каком фондохранилище. Когда мы обсуждали развитие территории АДЦ, речь шла только о жилье и административных зданиях. А как только там появились метро, дороги, жилье и социальная инфраструктура, сразу возникли новые необычные проекты. Любое развитие предполагает создание объектов культуры, отдыха, рекреационных зон. Они будут фактически появляться сами – это необходимость.

С момента присоединения территорий население новой Москвы увеличилось на 60%, но это не предел. Причем в основном в ТиНАО переезжают молодые семьи. И конечно же, потребность в культурно-досуговой инфраструктуре будет всегда. У новой Москвы колоссальные перспективы, сегодня это признают абсолютно все.

Приглашаем москвичей и новые идеи

В новой Москве появляется огромное количество рабочих мест. Есть ли какие-то
превалирующие сферы? Может быть, у вас больше продавцов или айтишников или лидируют медицинские работники?

– Практически все отрасли сегодня развиваются параллельно. Это и промышленность, и IT-технологии, и банковская сфера, и объекты недвижимости, производство, продажи, логистика, фермерские хозяйства и многое другое. При этом трудоспособное население в полном объеме обеспечено рабочими местами – за семь лет мы создали более 105 тыс. мест приложения труда.

Конечно, не все трудятся там, где живут. Но, согласно последним опросам, 64% жителей новой Москвы не выезжают на работу за ее пределы – это очень высокий показатель. Уменьшение маятниковой миграции – постепенный процесс. Скоро в Коммунарке откроется крупнейший в России медицинский центр, сотни медиков смогут отказаться от поездок в центр столицы и выбрать работу рядом с домом. Откроется фондохранилище, в котором будут доступны позиции архивариусов, музейных работников, технологов и реставраторов. Наша задача в этом и заключается – создать такие условия, в которых на территории ТиНАО будет появляться как можно больше объектов разного назначения, где смогут трудиться представители всех профессий.

Как реализуется программа реновации на территории ТиНАО?

– Уже началось строительство первых домов, мы вышли на первую площадку в Михайлово-Ярцевском, куда переедут 5–6 поселений. Там появится крупный жилой комплекс с детским садом, Дворцом культуры и всем необходимым. Жилье проектируется в Мосрентгене, в поселении Рязановское, в Ватутинках, около Троицка. У нас в планах переселить к 2022 году все семьи, попавшие в программу реновации. Заселение в новые дома начнется уже в следующем году.

Собираются ли крупные московские вузы открывать филиалы на территории ТиНАО?

– Пока такая возможность только обсуждается. Основная проблема – отсутствие финансирования у университетов. Поэтому мы ищем механизмы, которые помогли бы организовать кампусы. Один из них – освобождение площадок внутри старой Москвы и переезд на новую территорию. Но это непростая схема, требующая опережающего финансирования. Хотим предложить мэру Москвы Сергею Собянину такую идею – построить в Коммунарке образовательный кластер за счет бюджета и переселить в него часть столичных вузов. А освободившиеся в столице площадки можно будет реализовать, компенсировав понесенные затраты.

Жителям новой Москвы нравится то, что происходит здесь в последние годы?

– Согласно исследованию ВЦИОМа, 71% людей, живущих на присоединенных территориях, позитивно оценивают происходящие здесь изменения. А 34% жителей старой Москвы допускают возможность переезда в ТиНАО. Я лично знаю многих москвичей, которые переехали сюда, и они очень довольны. Я сам долгое время жил в центре Москвы, а сейчас живу в 10 км от МКАД. Разница колоссальная, экология за городом потрясающая. Кто хочет перебраться поближе к природе, милости просим!

Теги: #