Музей глубокого заложения

Музей глубокого заложения

Музей глубокого заложения
Музей глубокого заложения
Московское метро — единственное в мире, где нет двух одинаково оформленных станций

Столичная подземка по праву занимает место одного из самых красивых метрополитенов мира. Это подземная галерея, демонстрирующая эволюцию архитектурных стилей, идеологию страны в отдельно взятый момент, отражающая исторические события. Посещение метро включено практически во все крупные исторические экскурсии по городу. Каждая из 222 станций подземки уникальна и имеет свой неповторимый дизайн, а многие центральные станции давно закрепили за собой статус шедевров мировой архитектуры. «Московская перспектива» выбрала топ-10 самых знаменитых.

«МАЯКОВСКАЯ» (Замоскворецкая линия)

маяковская.jpg

В нынешнем году «Маяковская» отмечает 80-летний юбилей. Платформа была открыта в сентябре 1938 года. Автором проекта стал архитектор Алексей Душкин (его же станции метро «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Автозаводская» и «Новослободская»). В основе сталинская неоклассика, с оттенком стиля ар-деко. Колонны платформы покрыты рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн декорированы уральским камнем и мраморовидным известняком. В оформлении использован полудрагоценный камень орлец — разновидность родонита. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. В нишах станции разместились мозаичные панно из смальты на тему «Сутки советского неба» Александра Дейнеки.

«КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ» (Кольцевая линия)

Krasnopresnenskaya.jpg

Открылась в марте 1954 года, архитекторы — Виктор Егерев, Михаил Константинов, Феликс Новиков и Игорь Покровский. Художественное оформление станции посвящено теме революционного движения в России начала прошлого века. Свод центрального зала украшен 14 барельефами, восемь из которых посвящены теме революции 1905 года и шесть — событиям 1917-го. Пол выложен красным, серым и черным гранитом. В северном торце станции, где сначала стояла скульптура Ленина и Сталина, сейчас расположен переход.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ» (Кольцевая линия)

комсомольская.jpg

Станция открылась 30 января 1952 года. Темой оформления стала борьба народа за свободу. Станцию украсили мозаичные панно по эскизам Павла Корина. На шести смальтовых мозаиках изображены национальные герои: Дмитрий Пожарский, Козьма Минин, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Дмитрий Донской и Александр Невский. До 1963 года на станции были еще два изображения — «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы». Но после развенчания культа личности Сталина, который был изображен на этих панно, их заменили изображениями Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля и Ленина, выступающего перед красногвардейцами. Северный вестибюль платформы украшают барельефы скульптора Георгия Мотовилова.

«НОВОСЛОБОДСКАЯ» (Кольцевая линия)

новослободская.jpg

Последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным в стиле ар-деко. Открылась 30 января 1952 года. «Новослободская» — пилонная станция глубокого заложения. Колонны платформы плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Главное украшение станции — смальтовое панно «Мир во всем мире» художника Павла Корина, изображающее мать с младенцем, который тянет руки к голубю. Изначально вместо голубя на панно был размещен медальон с изображением Сталина. По указанию Хрущева решено было всю композицию демонтировать. Но ее сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в «замурованном» состоянии несколько лет, пока к власти не пришел Леонид Брежнев.

«ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» (Арбатско-Покровская линия)

Революции.jpg

Построена в 1938 году по проекту Александра Душкина в стиле сталинской архитектуры и советского реализма. Платформу украшают бронзовые фигуры скульптора Матвея Манизера, изображающие советских людей разных периодов времени. 76 бронзовых изваяний расставлены в хронологическом порядке — от событий октября 1917 года до декабря 1937 года. Галерея начинается от западного торца станции образами красногвардейца и матроса. Со станцией и ее скульптурами связано много примет и поверий. Студенты верят, если потереть нос пса у пограничника с собакой, то экзамен сдашь на отлично. А если ранним утром прикоснуться к флажку в руках у сигнальщика Марата, день пройдет удачно.

«КИЕВСКАЯ» (Кольцевая линия)

киевская.jpg

Открылась в марте 1954 года. Проект выполнен киевскими архитекторами и был выбран из 73 работ, представленных на конкурс. 18 пилонов платформы украшены мозаичными панно из смальты и ценных камней на тему единства России и Украины. На торцевой стене зала первоначально находился мраморный барельеф с изображениями Ленина и Сталина, но до наших дней дошел только портрет Ленина. Один из входов на станцию оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара, который декорировал входы на первые станции парижского метро. Ответным подарком Московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции Madeleine в Париже.

«ТАГАНСКАЯ» (Кольцевая линия)

таганская.jpg

Одна из самых глубоких платформ столичного метро располагается на глубине 53 метров. Станция открылась в январе 1950 года, основным мотивом оформления платформы стала победа в Великой Отечественной войне. На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики. В центре этих композиций — круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликовом «свитке» написано «Слава героям!» и обозначен род войск. Всего на станции 32 панно, причем в центральном зале они имеют голубой фон, в боковых — белый.

«ДОСТОЕВСКАЯ» (Люблинско-Дмитровская линия)

достоевская.jpg

Эта относительно молодая станция столичного метро открылась в июне 2010 года. На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Федора Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Мозаичные изображения вызвали неоднозначную реакцию публики — сцены показывали убийство старухи и Лизаветы, самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов». Автор мозаик, художник Иван Николаев, комментируя противоречивые реакции на оформление станции, заявил: «Если браться за тему Достоевского, нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».

«АРБАТСКАЯ» (Арбатско-Покровская линия)

арбатская.jpg

Одна из самых длинных станций московского метро. Из-за большой протяженности создается ощущение бесконечной перспективы. Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко. Яркие белые своды, пилоны, путевые стены богато украшены лепниной: живописные картуши, орнаменты и гирлянды из цветов и фруктов, венки и кисти. Освещение обеспечивается оригинальными люстрами с декоративными вазами и цветами в бронзовой оправе. Примечательно, что мозаичный парадный портрет Сталина во весь рост автора Григория Опрышко на стене напротив эскалаторной арки в 1955 году разобрали. Сейчас это просто белое вертикальное полотно на белой стене.

«РУМЯНЦЕВО» (Сокольническая линия)

румянцево мосру.jpg

Открылась в январе 2016 года и стала первой станцией метро на территории новой Москвы. Эта яркая и современная платформа оформлена в стиле геометрического абстракционизма. В отделке станции использован гранитный цоколь из черного габбро (строительный материал, используемый для фасадов зданий), а также стеклянные витражи с абстракциями голландского живописца Пита Мондриана.