Москва ставит новые рекорды

Москва ставит новые рекорды

Москва ставит новые рекорды
Москва ставит новые рекорды
Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, – о достижениях Стройкомплекса в 2020 году, преодолении трудностей и новых рубежах

Андрей Юрьевич, завершается очень непростой 2020 год. Насколько сильно пандемия коронавируса ударила по строительной отрасли? Удалось ли достигнуть плановых показателей ввода недвижимости, в частности жилья?
– Год действительно выдался тяжелым по всем направлениям. Повлияла пандемия и на работу Стройкомплекса. Но, к счастью, серьезных последствий удалось избежать. Принятые на городском и федеральном уровнях меры поддержки отрасли, решение мэра Москвы Сергея Собянина не останавливать во время общего локдауна ключевые инфраструктурные стройки и ускорить возведение объектов здравоохранения – тех, в которых город больше всего нуждался, возможность вводить и проектировать объекты, включая жилые дома, онлайн – все это позволило удержать темпы и объемы строительства. Уже на сегодняшний день Москва не только досрочно выполнила годовой план ввода недвижимости, а даже перевыполнила. За 11 месяцев сдано более 8,6 млн кв. метров недвижимости при годовом плане 8,5 млн «квадратов». Особенно радуют показатели по жилью: при плане на весь 2020 год 3,6 млн кв. метров мы уже в конце ноября достигли показателя почти 3,9 млн «квадратов».
Все приведенные выше факты не только свидетельствуют об инвестиционной привлекательности рынка столичной недвижимости, но и показывают запас прочности всего Московского стройкомплекса. Помимо жилья продолжаем строить детские сады и школы, поликлиники и больницы, объекты культуры и спорта, недвижимость, где создаются рабочие места в шаговой доступности. С января введено 17 детских садов, девять школ, два учебно-образовательных комплекса, девять лечебно-оздоровительных учреждений, 11 объектов спорта, шесть – культуры и досуга, возведено 29 торгово-бытовых объектов, 10 гостиниц, 14 зданий административно-делового назначения.

Застройщиков ПОДДЕРЖАЛИ
▶ Какие конкретно меры поддержки застройщиков позволили отрасли выжить в столь трудный год?
– Чтобы не дать «упасть» рынку жилья, правительство России приняло важную программу льготного ипотечного кредитования под 6,5%, которая в итоге раскачала рынок жилищного строительства по всей стране и, конечно, по Москве. А столичных застройщиков мы, безусловно, еще и поддержали на своем, городском уровне: дали отсрочку по предоставлению отчетности за четвертый квартал 2019 года, отменили штрафы за срыв сроков по договорам до конца года, предоставили льготные условия по аренде, автоматически продлили сроки действия ряда документов в сфере строительства. Кроме того, в Москве много лет ведется работа по цифровизации отрасли, и еще задолго до пандемии для застройщиков были доступны 22 госуслуги и 19 услуг ресурсоснабжающих организаций в электронном виде. Это позволило во время локдауна вводить объекты онлайн и получать в аналогичном формате всю разрешительную документацию. Онлайн велось и проектирование объектов, проводились публичные слушания по проектам планировки территорий – в частности, по важнейшей для города программе реновации жилья.

МИЛЛИОН
«квадратов» реновации
▶ Как продвигается эта программа? Сколько москвичей уже справили новоселье?
– В этом году мы преодолели знаковый рубеж в один миллион квадратных метров недвижимости, построенной с момента запуска программы: это 81 жилой дом. Из них 62 новостройки переданы под заселение. На данный момент новые квартиры получили 28,8 тыс. жителей, из них 22,6 тыс. уже справили новоселье. Программа реновации будет только набирать обороты. В настоящее время ведется строительство еще 173 домов площадью 2,6 млн «квадратов», а 101 объект мощностью 1,8 млн кв. метров проектируется. В общей сложности в городе подобраны 472 стартовые площадки. Это позволит нам обеспечить непрерывное волновое переселение всех участников программы.
▶ Какими знаковыми объектами запомнился 2020-й в целом?
– В первую очередь это, конечно, инфекционный центр в Вороновском, который мы возвели в экстренном темпе всего за 34 дня, включая проектирование, изготовление материалов и поставку оборудования. Работы начались 11 марта, 17 апреля объект сдали, 20-го в больницу уже стали поступать пациенты. Инфекционный центр общей площадью 80 тыс. кв. метров появился в самый нужный момент, когда потребовалось оперативно увеличить коечный фонд Москвы для госпитализации пациентов с COVID-19. Центр рассчитан на 800 коек с возможностью расширения до 900. Туда было поставлено более 26 тыс. единиц ультрасовременного оборудования, подведены дороги, в том числе построены выезды на Калужское шоссе, возведены общежития для персонала, лабораторный, диагностический, реанимационный блоки. С момента ввода в больнице успешно прошли лечение уже более 5 тыс. человек. Словом, феноменальная работа, в которой были задействованы около 11 тыс. человек и 1,5 тыс. единиц техники, более 350 предприятий, 10 заводов вентиляционного оборудования. Люди трудились в три смены. Этот объект, безусловно, можно вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Мощнейший медицинский центр! Колоссальный пример того, на что способны наша экономика, Стройкомплекс, наши люди. Среди других объектов не могу не выделить уникальный всесезонный парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме, первая очередь которого открылась в начале 2020 года, еще до пандемии. Этот крупнейший в Восточной Европе парк возведен силами инвесторов и стал очень популярным. Стоит отметить и первый в России Центр современного пятиборья, построенный в районе Северный. Впервые в нашей стране под одной крышей объединены все составляющие этого вида спорта – фехтование, плавание, конкур, бег и стрельба. В комплексе можно проводить соревнования как городского, так и всероссийского и даже международного уровня. К тому же центр стал новой точкой притяжения жителей районов на севере Москвы, а это полмиллиона человек. И конечно же, знаковым событием года стало завершение строительства новой, Некрасовской линии метро, вторая очередь которой открылась 27 марта.

ПРЕИМУЩЕСТВА Большого кольца
▶ Метро действительно строится очень активно, несмотря ни на какие трудности. Как продвигаются работы на Большой кольцевой линии (БКЛ)?
– Строительство БКЛ – важнейшая часть всей программы метростроения, реализуемой с 2011 года. Да и за 85-летнюю историю метро это самый крупный проект: кольцо протяженностью 70 км с 31 станцией! Не все москвичи, возможно, ощущают сейчас его масштаб, но очень скоро поймут все преимущества. БКЛ разгрузит действующую Кольцевую и пересадочные станции в ее пределах на 15–20%, а значит, в метро станет заметно свободнее и комфортнее. Но главный эффект Большого кольца – существенная экономия времени в пути: общее время в поездках для многих пассажиров сократится до получаса за счет того, что им не нужно будет доезжать до «старой» Кольцевой линии и пересадочных станций внутри нее, – перейти на нужную ветку можно будет раньше, пересев на БКЛ. По первому участку БКЛ от «Делового центра» до «Савёловской» поезда уже ходят с 2018 года, а в этом году открылась станция «Лефортово» на северо-восточном участке будущего кольца. Позже в участок войдут еще две открывшиеся в этом году станции – «Авиамоторная» и «Нижегородская», временно работающие в составе Некрасовской ветки, а также «Электрозаводская», ввести которую планируем до конца года. На всех строящихся участках БКЛ идут активные работы, в которых занято огромное количество людей. Более 6 тыс. человек трудятся только на участке «Карамышевская» – «Мнёвники», который также намерены завершить до конца года. Еще 22 станции БКЛ построим в 2021 и 2022 годах, чтобы к 2023-му полностью замкнуть кольцо.

СКОРОСТЬ
не сбавляем
▶ А темпов дорожного строительства в этом году Москва не сбавила? Какие важные объекты построены?
– В последние годы по темпам дорожно-транспортного строительства Москва входит в число мировых лидеров наряду с Пекином и Нью-Йорком. И в этом году, несмотря на пандемию, мы не только не сбавили темпов, а даже досрочно перевыполнили годовой план: ввели 103,4 км дорог, превысив заданную планку, построили и открыли 23 искусственных сооружения и 20 пешеходных переходов. Ключевыми объектами года стали новая вылетная магистраль Москвы, а именно проспект Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до ТТК, четырехполосная дорога Марьино – Саларьево, прямой выезд из Коммунарки на МКАД с транспортной развязкой, путепровод на съезде с Родниковой улицы к ТПУ «Саларьево» и наземный переход через Киевское шоссе. Там же, на Киевском шоссе, построена развязка в районе метро «Саларьево». Ввели путепровод через МЦК от улицы Пруд-Ключики до 1-й Фрезерной улицы, автодорогу к жилым домам в поселке Северный вдоль Савёловского направления МЖД, выезд из города Московский на Киевское шоссе, подземный пешеходный переход через пути Октябрьской железной дороги в районе Марфино к станции метро «Фонвизинская», связку Раменского бульвара с проспектом Вернадского в районе МГУ. Ввели дороги на территории АДЦ в Коммунарке с двумя искусственными сооружениями, в кратчайшие сроки сформировали улично-дорожную сеть для улучшения транспортного обслуживания Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское».

▶ Как продвигается проект создания системы хордовых магистралей, когда он будет завершен?
– На сегодняшний день это ключевой проект развития дорожно-транспортной системы Москвы. К настоящему времени он реализован более чем наполовину: введено 190 км из 348 км магистралей. Напомню, что Северо-Западная хорда «поехала» еще год назад, и ее плюсы автомобилистам уже очевидны. Открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды, и сейчас строится последний, который свяжет Открытое и Ярославское шоссе. На Южной рокаде движение осуществляется по трем участкам, остальные в процессе строительства. Ведутся и работы по сооружению Юго-Восточной хорды – важной трассы, которая существенно разгрузит дороги в юго-восточном, южном и восточном секторах города. Как только по всем хордам откроется полноценное движение автотранспорта, заметно разгрузятся и ТТК, и МКАД, и существующие вылетные магистрали, и дороги районного значения. Завершить этот грандиозный проект, который кардинально повлияет на обстановку на столичных дорогах, улучшит экологию, связность районов, планируем в 2023 году.

ПРИОРИТЕТЫ
намечены
▶ Какие приоритетные направления работы Стройкомплекса будут в центре внимания в ближайшие годы?
– Приоритетом по-прежнему останется транспортное строительство – то, без чего город просто не сможет развиваться. Это и метро, и Московские центральные диаметры, и дороги, и транспортно-пересадочные узлы. В планах на ближайшие три года – строительство и ввод более 58 км линий и 25 станций метро, четырех депо, 33 ТПУ, более 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Еще задолго до пандемии у москвичей вырос запрос на получение качественных разнообразных медицинских услуг в шаговой доступности. И мы развернули большую программу строительства объектов здравоохранения. В пандемию же этот вопрос стал еще актуальнее. На ближайшие годы возведение зданий поликлиник, больниц, подстанций скорой помощи, центров медицины у нас в приоритете. К построенным за последние 10 лет 94 объектам в 2021–2023 годах добавятся еще 64. И безусловно, в центре внимания остаются строительство жилья и социальной инфраструктуры, реновация промзон, создание новых общественных пространств. Словом, все наши усилия направлены на то, чтобы столица стала еще более привлекательной, комфортной и удобной как для москвичей, так и для туристов.

Теги: #