Москва-река, возьми меня с собою - Московская перспектива

Москва-река, возьми меня с собою

Москва-река, возьми меня с собою
Москва-река, возьми меня с собою
В Москве одновременно реализуется несколько масштабных проектов, направленных на построение удобного, комфортного и привлекательного для всех мегаполиса. Одним из таких проектов, реализующихся силами столичного стройкомплекса, является развитие прибрежных территорий Москвы-реки и других акваторий. В первую очередь речь идет об обустройстве десятков километров столичных набережных, которые получают новую жизнь.

Долгие годы в столице Москвой-рекой фактически не занимались. Не сказать, чтобы набережные выглядели непрезентабельно. В целом они смотрелись неплохо, но, закованные в гранит, были недоступны пешеходам и велосипедистам. В то же время опыт развития других мегаполисов показывал, что зона возле реки должна быть доступной для прогулок и отдыха. В российской же столице еще семь лет назад пешеходам было доступно лишь 7% берегов Москвы-реки, в то время как показатель доступности Темзы в Лондоне – 76% прибрежной полосы Сены в Париже – 52%. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, большая часть московских набережных либо была неблагоустроенна, либо находилась на территории промышленных зон и москвичи не имели доступа к реке. «Хотя для любого города набережные – это то, чем гордятся его жители», – подчеркнул столичный градоначальник. Вот и поставили московские власти задачу комплексно благоустроить набережные, обеспечить связность территорий, освободив реку, частично отведя от нее автомагистрали, чтобы сделать зону у воды максимально доступной для всех, а город смог получить свой привлекательный «водный» фасад. Небольшие участки набережных начали обустраивать еще 10 лет назад, а к практической реализации проекта в глобальном масштабе московские власти приступили в 2014 году. «Была поставлена задача оживить реку, вдохнуть в нее новую жизнь, превратив в полноценную водную артерию города и освободив ее из тех «тисков», в которых она пребывала десятилетиями», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. По его словам, при этом набережные не просто обустраиваются – развиваются и территории вокруг, причем комплексно. Так, если речь идет о застройке, то проекты предусматривают возведение жилья и социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и организацию удобного транспорта в шаговой доступности, чтобы повысить качество жизни людей и, конечно же, обеспечить структурную целостность города. «Помимо собственно благоустройства проект помогает нам развивать прилегающие к реке территории, создавая там новые рабочие места, развивая водный транспорт», – отметил вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв. Важная роль при реализации проекта отводится и созданию «естественной» реки, что предусматривает организацию зеленых променадов на уровне воды. Еще одна интересная идея проекта – плавучие острова, которые позволят очищать реку и создавать природную среду даже там, где набережные убраны в гранит.

То берег левый нужен им, то берег правый…
Безусловно, берега Москвы-реки да и других акваторий города, которые тоже приводят в порядок, свяжут новые мосты, что улучшит связность территорий, разделенных водой. Мосты строятся как автомобильные, так и пешеходные. Только за 10 лет построили 16 автомобильных мостов, среди которых такие крупные, как Крылатский мост через Москву-реку, балочный через шлюз № 9 канала имени Москвы и мост через Кожуховский затон, ведущий к парку развлечений «Остров мечты». В течение ближайших трех лет возведут еще 11. Среди них мост через реку Сходню, который уже сооружен в рамках реконструкции Волоколамского шоссе. Построят и сеть новых пешеходных мостов. Два из них возведут в Мневниковской пойме, один – в районе «Москва-Сити», другой – на острове Балчуг, чтобы продолжить пешеходный маршрут от Болотной набережной до Якиманской. Два моста перекинут через затон Новинки и один – через Нагатинский (он свяжет жилой комплекс River Park с будущим ТПУ «Нагатинский затон»). Новые мосты позволят автомобилистам, пешеходам и велосипедистам легко и быстро перебираться с одного берега на другой, что снизит загруженность проезжей части набережных и прилегающих к ним дорог. А с целью стимулирования развития речного транспорта и запуска регулярных пассажирских перевозок по воде планируется до конца 2023 года построить на Москве-реке в черте города около 20 новых причалов и обновить существующие. Появление новых пристаней на реке позволит создать дополнительные маршруты передвижения по городу и улучшит транспортную ситуацию на дорогах. Более того, причалы станут драйвером развития прилегающих к ним территорий, где появятся удобные кварталы с жильем, социалкой, деловой и развлекательной инфраструктурой. К причалам город строит специальные подъезды и связывает их для удобства пассажиров с наземным транспортом.

Дотянуться до воды…
«Мы стараемся проводить благоустройство не разрозненных набережных, а сразу брать в работу большие участки реки», – рассказал о проекте мэр Москвы Сергей Собянин. Обустраиваются набережные по новым стандартам. «Проезжая часть размещается подальше от воды, а береговая линия полностью отдается людям. Не будет и высоких гранитных стен – практически в любом месте люди смогут спуститься к воде», – подчеркнул столичный градоначальник. В целом проект по развитию прибрежных территорий Москвы-реки предусматривает обустройство 192,8 км набережных. Это колоссальный объем, требующий немалых усилий, профессионализма и таланта проектировщиков, архитекторов, дизайнеров, строителей и рабочих. По словам руководителя столичного стройкомплекса Андрея Бочкарёва, эта работа предусматривает и строительство современных набережных, и формирование общественных и арт-пространств, а также создание спортивных и детских площадок. «Мы уже привели в порядок все набережные левого берега Москвы-реки от «Сити» до Таганки и правого – от парка Горького до Кремля», – уточнил мэр Москвы Сергей Собянин. Всего же в Москве благоустроили почти 72 км набережных. Среди наиболее интересных и заметных реализованных проектов – Лужнецкая, Москворецкая, Овчинниковская, Озерковская, Крымская набережные и набережная Марка Шагала в рамках реновации промзоны «ЗИЛ».
Так, Москворецкая набережная, обустроенная в рамках проекта по созданию уникального ландшафтного парка «Зарядье», является сегодня одной из визитных карточек Москвы. В основу ее концепции реновации лег принцип «природного урбанизма», позволивший органично интегрировать парк в исторический центр столицы. Благодаря строительству нижней набережной у москвичей появилась возможность отдыхать у воды фактически у самых стен Кремля. Еще лет 10 назад это казалось фантастикой. Протяженность обустроенного пространства – 480 метров. На нижней набережной к услугам отдыхающих встроенные в ландшафт парка торговые павильоны и кафе, места отдыха, причал для речных трамвайчиков, места для проведения сезонных экспозиций. Еще одним грандиозным проектом, вписанным в историю города, стало обустройство Лужнецкой набережной в рамках развития спортивного кластера «Лужники». Обновленная набережная протяженностью 3,5 км стала новым спортивным центром для горожан и туристов. Здесь сумели создать инфраструктуру и для занятий спортом, и для спокойного отдыха. Даже канатную дорогу до Воробьевых гор запустили. Беговые и велосипедные дорожки, зона воркаута, пункты проката спортинвентаря, причалы, зоны отдыха у воды и даже амфитеатр – предусмотрено все и для активного отдыха, и для релакса. До неузнаваемости изменилась километровая Крымская набережная, ставшая продолжением 10-километровой пешеходной и велосипедной зоны, берущей начало на Воробьевых горах. На месте шоссе теперь раскинулся ландшафтный парк с транзитно-спортивным функционалом. Традиционная зона вернисажа при этом сохранилась в специально выстроенных павильонных. Москвичи и гости столицы могут пользоваться беговыми и велодорожками, заглядывать в павильоны художников, посещать кафе и магазины, словом, отдыхать…

Преобразились Овчинниковская и Озерковская набережные вдоль Водоотводного канала, которые раньше не пользовались популярностью у пешеходов из-за узких тротуаров, хаотичной парковки, высокой интенсивности движения и дефицита зеленых зон. После благоустройства за счет сужения одной полосы проезжей части пешеходную зону расширили, организовали места отдыха, установив парковые стулья, скамейки и садовые диваны разного дизайна, озеленили пространство. Теперь здесь есть и уличные тренажеры, и новые уличные фонари, и информационные стойки, и велопарковки. Благоустройство набережных позволило даже создать в столице непрерывный пешеходный маршрут протяженностью более 19 км вдоль левого берега Москвы-реки от делового центра «Москва-Сити» до Новоспасского монастыря. Гуляя по променаду, можно любоваться Новодевичьим монастырем, благоустроенными «Лужниками», величественным храмом Христа Спасителя, ансамблем Московского Кремля и парка «Зарядье».

Новой достопримечательностью столицы стала и набережная Марка Шагала, расположенная в районе бывшей промзоны «ЗИЛ», на глазах превращающейся в один из самых красивейших московских районов. Первый этап работ по обустройству набережной завершен, сейчас идет второй. На 850-метровой набережной Марка Шагала максимально раскрыт видовой, экологический и рекреационный потенциал акватории Москвы-реки. Здесь расположены детские площадки, кафе, стрит-фуд, амфитеатр, причал, беговые и велодорожки. После завершения работ будет создано единое благоустроенное пространство, разделенное на тематические зоны. Можно будет подойти к воде, заниматься спортом или просто прогуляться. А еще в Москве благоустроили набережные Северного речного вокзала, Пушкинскую и вблизи жилых комплексов «Сердце столицы» и River Park. На юго-востоке столицы появились велопешеходные маршруты, объединившие благоустроенные прибрежные парки: 850-летия Москвы и в Капотне, Братеевский каскадный парк и природный заказник и парк «Братеевская пойма».

Новые визитные карточки
В настоящее время работа по включению прибрежных территорий в полноценную жизнь города продолжается. В ближайшие годы предстоит привести в порядок, реконструировать и обустроить еще около 121 км набережных главной водной артерии столицы. Один из наиболее масштабных проектов – обустройство набережных острова Балчуг и прилегающих к ним территорий. «Новый облик получат Софийская, Раушская, Садовническая и Космодамианская набережные, примыкающие к ним улицы и скверы, – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. – Это будет самый крупный проект благоустройства в центре Москвы в этом году». В настоящее время комплексные работы на этих четырех набережных близятся к концу, приводится в порядок и знаменитый Репинский сквер, а в отреставрированном здании исторической электростанции готовится к открытию Дом культуры «ГЭС-2». Обустраиваются Бережковская набережная, набережная Тараса Шевченко и ряд других. «Таким образом, в перспективе на всем протяжении Москвы-реки в границах города набережные станут комфортными зонами для прогулок и отдыха», – пояснил руководитель столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. Масштабные проекты финансируются как из столичного бюджета, так и частными застройщиками, реализовывающими проекты комплексного развития территорий и создания новых современных городских кварталов. «Та программа, которую мы наметили, а именно: сделать большую часть набережных Москвы на мировом уровне, выполняется. И я думаю, что в ближайшие годы мы эту работу закончим», – подчеркнул мэр столицы Сергей Собянин. Когда все берега обустроят, Москва-река по-настоящему оживет и заиграет новыми красками. Обустройство набережных придаст импульс развитию прилегающих территорий, включая многочисленные промзоны, проекты реновации которых сегодня органично перекликаются с программой обустройства берегов Москвы-реки. Естественно вписывается проект и в контекст общей градостроительной политики столицы, а именно: обеспечение структурной целостности города с учетом полицентрической модели его развития. ®