Московский железнодорожный ренессанс - Московская перспектива

Московский железнодорожный ренессанс

Московский железнодорожный ренессанс
Московский железнодорожный ренессанс
Беспрецедентно высокие темпы и объемы строительства метро и дорог вывели Москву в топ мировых лидеров. Решая задачу по созданию единой интегрированной транспортной сети, столичные власти вплотную взялись за модернизацию железнодорожной инфраструктуры, которая уже сегодня становится неотъемлемой частью общегородской системы общественного транспорта. С 2011 года введено 358 км путей, 43 новых и 39 реконструированных остановочных пунктов, а в этом году впервые за 100 лет в Москве открылся новый железнодорожный вокзал.

Первым успешным проектом по интеграции железнодорожных путей с метро стала модернизация Московского центрального кольца – МЦК (бывшей Московской кольцевой железной дороги, которую десятилетиями иначе как «ржавым поясом» столицы не называли). Движение по МЦК открыли в 2016 году. Кольцо стало выполнять функции наземного метро, в результате сегодняшнюю схему метрополитена уже трудно без него представить. К тому же с кольцом увязали и некоторые станции радиальных направлений железной дороги, расположенные в зоне МЦК, пассажиропоток которого в итоге превзошел все ожидания. Воодушевленные этим успехом, столичные власти решились на еще более масштабный проект: сформировать на базе радиальных железнодорожных веток современные диаметральные маршруты, которые соединят городские районы с ближайшими пригородами через центр столицы, интегрируются с метро, МЦК и друг с другом в зонах пересечений. Безусловно, взяли на вооружение и успешный опыт других городов мира, где сквозные железнодорожные маршруты существуют много лет и востребованы пассажирами. Наземные городские электрички курсируют в Париже и Берлине, в Мюнхене и Вене, в Барселоне, Сеуле и в других городах. На крупных остановочных пунктах организуются ТПУ с пересадками на метро и трамвай, с удобными парковками на выходе, автобусными остановками, благоустроенной территорией, необходимыми сервисами и зонами отдыха. Такие диаметры позволяют без пересадок на центральных вокзалах быстро и комфортно добираться до любой точки города и за его пределы. И даже с одного вокзала на другой ехать с пересадками не нужно – все соединено удобной сетью маршрутов.

Мы строим, строим, строим, чтоб ехать с ветерком
Проект Московских центральных диаметров (МЦД), к реализации которого правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД», Минтрансом РФ и правительством Московской области приступили в 2017 году, мэр Москвы Сергей Собянин назвал настоящим прорывом в развитии транспортной системы мегаполиса, имеющим глобальное значение не только для столицы, но и для всей агломерации.
Воспользовавшись такими маршрутами, горожане и жители области смогут пересечь столицу по диагонали без пересадок примерно за 45–60 минут. Вдвое быстрее, чем это было раньше. А с ряда остановочных пунктов пассажирам доступны быстрые и удобные пересадки и на нужную ветку метро, и на МЦК, и с одного диаметра на другой. Перевод электричек в режим работы МЦК (с фиксированным интервалом 5 минут) фактически превратит МЦД в аналог наземного метро. «Наземное метро МЦД – новое и пока еще не совсем привычное для многих людей явление. Наверное, кто-то помнит безумные идеи убрать из города электрички. Слава богу, что этого не произошло. Теперь у нас есть уникальный шанс сделать поездки по городу и на дачу значительно быстрее, дешевле и комфортнее», – подчеркнул столичный градоначальник.

Колоссальную работу по модернизации железнодорожной сети стройкомплекс Москвы совместно с коллегами из ОАО «РЖД» на первых двух маршрутах провел в довольно сжатые сроки. Уже в ноябре 2019 года открылось движение по первым двум диаметрам: Белорусско-Савеловскому (МЦД-1) между Одинцово и Лобней и Курско-Рижскому (МЦД-2), соединившему крупнейший город Подмосковья Подольск с Нахабино. Сегодня на двух диаметрах общей протяженностью 132 км пассажиры пользуются 60 платформами. На МЦД-1 им доступны 25, четыре из которых новые: Славянский бульвар, Дмитровская, Петровско-Разумовская и Илимская. С девяти платформ можно сделать 14 пересадок на метро, МЦК и радиальные направления МЖД. Реконструкция существующих и строительство новых станций продолжается. В этом году на МЦД-1 реконструирован остановочный пункт Баковка: возведен подземный вестибюль и обновлены две платформы, которые оборудовали навесами на всю длину. Это позволило создать безопасный транзитный подземный пешеходный переход через железнодорожные пути, разгрузить Минское и Можайское шоссе. 

Строится новый остановочный пункт Петровско-Разу–мовская, реконструируется Тимирязевская: работы обещают закончить уже в следующем году. В 2022-м завершат и реконструкцию Окружной, где будет пересадка на одноименную станцию подземки. Рассматривается возможность строительства в 2023–2024 годах еще двух новых станций: Илимской и Дмитровской. Кроме того, разрабатывают проект сооружения станции Звенигородская, которая обеспечит пересадку между МЦД-1 и будущим МЦД-4 и улучшит транспортное обслуживание районов Хорошёвский и Пресненский, где в рамках программы реновации жилья планируется возвести 208 домов для более чем 20 тыс. москвичей. Общее количество пересадок на МЦД-1 к концу 2024 года вырастет до 25.

К услугам пассажиров Курско-Рижского диаметра (МЦД-2) сегодня 35 остановочных пунктов. С 12 платформ можно осуществить 17 пересадок на другие виды рельсового транспорта. В июне достроили новый остановочный пункт Щукинская, а в декабре планируют сдать в эксплуатацию Печатники, которая войдет в состав одного из крупнейших в Москве ТПУ. Новый транспортный узел объединит МЦД-2 с двумя станциями метро (салатовой ветки и БКЛ) и Юго-Восточной хордой. Для тех, кому удобнее пользоваться именно железной дорогой, здесь по принципу «сухие ноги» строится новый вокзал, где комфортная пересадка на нужный вид транспорта займет считанные минуты. До конца 2024 года на МЦД-2 построят еще два новых пункта – это Марьина Роща и Котляково. Таким образом, количество пересадок на этом маршруте возрастет до 29.

Уже сегодня столичные строители проводят огромную работу по повышению транспортной и пешеходной доступности станций МЦД для жителей. В частности, ведутся реконструкция существующей улично-дорожной сети и строительство новых дорог, чтобы москвичам было удобнее и быстрее подъезжать к железнодорожным платформам. Только возле МЦД-1 будет введено 22 км, а возле МЦД-2 порядка 45 км новых и реконструированных дорог. Создаются и дополнительные остановки, и отстойно-разворотные площадки. Большое значение придается обеспечению связок между районами. Для этого с 2011 года построено 17 путепроводов через железнодорожные пути, а до конца 2024 года возведут еще 12.

Это что за остановка – Санино иль Каланчевка?
Помимо работ на уже действующих диаметрах идет строительство платформ и дополнительных путей и на перспективных МЦД-3 (Ленинградско-Казанском, который свяжет Зеленоград и Раменское) и МЦД-4 (Киевско-Горьковском, по которому поезда станут курсировать между Апрелевкой и Железнодорожным). На МЦД-3 будет 41 остановочный пункт, включая два новых: Ховрино, открывшийся в ноябре прошлого года, и в перспективе – Митьково. В этом и будущем годах построят путепроводную развязку на станции Крюково, реконструируют участок Москва-Товарная-Октябрьская – Николаевка – Москва-2 – Митьково –
Москва-Пассажирская-Казанская, построят дополнительные пути и реконструируют Крюково и Раменское. Разрабатывается и проект увязки МЦД-3 с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург.

Масштабные работы развернуты и на Киевско-Горьковском диаметре (МЦД-4). Строятся 3-й и 4-й главные пути на Киевском направлении, соединительная ветвь между Киевским и Смоленским направлениями, реконструируются участки Москва-Курская – Каланчевская и Москва-Курская – Карачарово. Всего на МЦД-4 будет 39 остановочных пунктов, в том числе 10 новых. В прошлом году открылась платформа Санино и реконструированы Победа, Мичуринец и Крекшино. В апреле завершена реконструкция Внуково. До конца года реконструируют еще пять станций: Кокошкино, Мещерскую, Толстопальцево, Матвеевскую и Апрелевку. Планируют открыть и станции Минская и Аминьевская, с которых можно будет перейти на одноименные станции метро. На 2023 год намечено строительство 3-го и 4-го главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Каланчевская, а на 2024-й – на участке Москва-Каланчевская – Марьина Роща. Реконструируют участок Москва-Пассажирская-Курская – Карачарово, где возведут дополнительные главные пути и конечные станции оборота поездов Апрелевка и Железнодорожный.
В перспективе сформируют еще один диаметр – МЦД-5, который свяжет Пушкино и Домодедово. Проектные решения в настоящее время прорабатываются. Запустить электрички с тактовым движением поездов по маршруту Зеленоград – Раменское (МЦД-3) планируется в 2023-м, а по МЦД-4 и МЦД-5 – в 2024–2025 годах. Эксплуатация маршрутов пяти диаметров улучшит транспортную доступность для жителей 70 столичных районов и 17 подмосковных городов. Выиграет и дорожно-транспортная сеть Москвы, нагрузка на которую уменьшится на 10–12%, а также, безусловно, на метрополитен и столичные вокзалы, которые разгрузятся на 20%. «Плюсы МЦД пассажиры ощущают уже сейчас, – отметил вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, – а после запуска всех пяти диаметров железнодорожная сеть как пассажирский городской транспорт будет ежегодно перевозить свыше 700 млн человек».

И опять на вокзал, и опять к поездам…
В рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры на базе некоторых платформ создают настоящие вокзалы, где пассажирам предоставлены все удобства: там можно укрыться от непогоды, перекусить, воспользоваться различными сервисами и просто отдохнуть в ожидании поезда. Только за последние полтора года построено 18 вокзалов. Знаковым событием 2021 года стало открытие Восточного – десятого, юбилейного, вокзала Москвы, возведенного на базе ТПУ «Черкизово». Это первый вокзал, построенный в городе за последние сто лет! Теперь в нем к услугам пассажиров есть терминал, две платформы с навесами, надземный пешеходный переход с выходами на островную пассажирскую платформу. Отсюда уже отправляются и сюда же прибывают поезда дальнего следования, переведенные с Курского вокзала, который теперь заметно разгрузился. Здесь обеспечена пересадка на станцию Локомотив МЦК и станцию метро «Черкизовская» в едином контуре.

Продолжается и обустройство крупнейшего вокзала столицы на базе ТПУ «Нижегородская», включающего одноименные платформу МЦК и станцию метро, маршруты городского наземного транспорта и пригородных электричек. Он станет частью МЦД-4. Кстати, ТПУ получил престижную премию конкурса «Лучший реализованный объект в области строительства» в номинации «Строительство многофункциональных комплексов и торговых центров» как ценный архитектурный комплекс. Еще один крупный ТПУ – по сути, вокзал – планируется создать и на станции Серп и Молот. Там встретятся два диаметра (МЦД-2 и МЦД-4) и будет обеспечена пересадка на станции метро «Римская» Люблинско-Дмитровской ветки и «Площадь Ильича» Калининской линии.

Еще один эффект, который получает столица от реализации глобального проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры, – повышение инвестиционной привлекательности соответствующих районов, в том числе и тех, которые ранее были выключены из городской жизни. Там будет строиться жилье, социальные объекты, создаваться рабочие места. Так что, по словам руководителя столичного стройкомплекса Андрея Бочкарёва, модернизация железных дорог послужит толчком к тому, чтобы Москва и близлежащие города стали еще более удобными и привлекательными. ®