Мониторинг вдоль дороги - Московская перспектива

Мониторинг вдоль дороги

Мониторинг вдоль дороги
Юго-восточная хорда позволит разгрузить вылетные магистрали и станет частью единой дорожной сети столицы

На прошлой неделе после завершения комплекса работ по реабилитации площадки около Московского завода полиметаллов стартовало строительство участка Юго-восточной хорды, включающей в себя семь эстакад и 334-метровый мост через Москву-реку. По заверениям экспертов, площадка полностью очищена и жителям близлежащих районов ничего не угрожает. Строительство городской магистрали планируется завершить в 2023 году.
Проект строительства Юго-восточной хорды (ЮВХ) получил широкий резонанс летом прошлого года. Тогда появились сообщения активистов-экологов о том, что в зону прокладки ЮВХ попадает могильник радиоактивных веществ – урана и тория, которые из-за строительных работ могут быть подняты на поверхность. Позднее о том, что участок в зоне возведения трассы будет рекультивирован, заявлял мэр Москвы Сергей Собянин.
Специалисты ФГУП «Радон», с которым правительство Москвы заключило соглашение, провели тщательное исследование данной площадки будущего строительства, расположенной вдоль Московского завода полиметаллов и железнодорожной станции Москворечье. Непосредственно в зону будущего строительства отправились эксперты, которые обнаружили пять зараженных участков общей площадью около 2 тыс. кв. метров. Они были локализованы, а грунт вывезен на территорию специального хранилища.
«Сегодня вывоз радиоактивного грунта полностью завершен, никаких ограничений для строительства на этом участке нет», – заявил журналистам генеральный директор ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий. Необходимо особо отметить, что все работы по реабилитации участка проводились с соблюдением мер радиоактивной и эпидемиологической безопасности. Так, по словам заведующего отделением развития систем аварийной готовности и реагирования ИБРАЭ РАН Сергея Красноперова, представители института несколько раз проводили исследования и замеры уровня радиации в зоне строительства. «После завершения реабилитационных мероприятий на этой площадке для оценки результатов работ были проведены повторные измерения. Гамма-съемка территории снова подтвердила, что нет рисков для здоровья населения, радиационная обстановка соответствует нормам и не представляет угроз», – заключил Сергей Красноперов.
Соответственно и никаких препятствий к строительству трассы здесь нет, к тому же весь процесс будут проводить под непосредственным контролем ФГУП «Радон». В случае обнаружения загрязненных грунтов на площадке работы будут приостанавливаться до ее очистки и полной рекультивации грунта. Для этого на весь период строительства здесь сохранится экологический контроль, остаются санитарные пропускные пункты и фильтры для воздуха. Кроме того, постоянно будет дежурить сотрудник «Радона», который при необходимости сделает необходимые замеры.
Предполагается, что такое сопровождение проекта включает в себя мониторинг в круглосуточном режиме, а также постоянный радиометрический и радиационный контроль. Однако, как отметил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, все эти мероприятия, как и проведение реабилитации участка, не скажутся на сроках строительства. Сегодня на площадке работает около ста человек, а в пиковые периоды их число может возрасти до тысячи.
Стоит отметить, что столичные власти прорабатывали различные варианты прохождения трассы Юго-восточной хорды, чтобы избежать строительства на зараженном участке. Однако в условиях плотно застроенного города это единственно возможный коридор для такой магистрали. В то же время, по мнению экспертов-градостроителей и проектировщиков, отказаться от проекта дополнительной дороги такого класса в городе нельзя – она выполняет важную роль в формировании всего транспортного каркаса столицы. Высокоскоростная магистраль пересечет Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе, Липецкую улицу, Варшавское шоссе, пройдет через 35-й км МКАД и выйдет на дорогу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Ее длина на участке от шоссе Энтузиастов до 35-го км МКАД составит около 36 км, включая существующий 6,5-километровый участок улиц Каспийской и Шоссейной, который будет реконструирован. Таким образом, скоростная дорога с мостом через Москву-реку и десятками развязок фактически объединит 22 района с населением 2,5 млн человек и существенно улучшит дорожную ситуацию на востоке, юго-востоке и юге столицы. «Строительство Юго-восточной хорды позволит улучшить дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе, она избавит автомобилистов от необходимости перепробега в 10–15 км через МКАД», – пояснил Загрутдинов.
Более того, по словам известного урбаниста, одного из архитекторов Московского центрального кольца Тимура Башкаева, Юго-восточная хорда имеет важнейшее значение и с точки зрения построения в Москве единой транспортной системы: ведь она станет частью «хордового кольца», которое позволит автомобилистам выбирать скоростные маршруты, альтернативные привычным дорожным «кольцам», и при этом существенно экономить время. «Это, пожалуй, одна из самых важных задач для современного мегаполиса, современной транспортной системы, личного и общественного транспорта», – поделился мнением Башкаев.
Эту позицию разделяет и автоэксперт, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «В Москве категорический, ужасный недостаток транзитных магистралей, которые позволяли бы проехать быстро через весь город или пересечь несколько районов. Решить эту проблему должны с помощью хорд. А если не будет ЮВХ, весь проект строительства «хордового кольца» окажется бессмысленным, так как он заработает частично и не принесет долгожданного облегчения. Более того, без этой хорды Третье кольцо в районе Волгоградки встанет окончательно и бесповоротно – это неминуемо», – убежден автоэксперт. По его мнению, хорда обеспечит транзитное движение и распределение грузопотока в масштабах всего города, при этом свяжет районы и снизит издержки на транспортные транзакции. Значимость новой магистрали отметил и председатель НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, все инфраструктурные проекты в той или иной степени улучшают доступность в городе. «В Москву ведут все дороги, и загруженность города крайне велика. Чем больше будет транспортных узлов и объездных дорог, тем лучше. Юго-восточная хорда улучшит ситуацию, это видно на примере другой магистрали – ЦКАД. Она разгрузила город и облегчила перевозчикам и прочим водителям возможность въезда в город и выезда из него», – выразил уверенность эксперт.