Молодежь выбирает для жизни новую Москву

Молодежь выбирает для жизни новую Москву

Молодежь выбирает для жизни новую Москву
Молодежь выбирает для жизни новую Москву
Владимир Жидкин о том, почему экономически активная часть населения переезжает в ТиНАО

За семь лет в развитие присоединенных территорий было вложено почти полтора триллиона рублей, при этом только четвертая часть этой суммы – бюджетные средства. Повышенный интерес частных инвесторов объясняется тем, что новая Москва имеет все ресурсы для реализации новых проектов. Здесь прокладываются дороги и метро, стремительно увеличивается население. О том, как создавался уникальный проект, а также о перспективах градостроительного роста ТиНАО на встрече с коллективом редакции газеты «Московская перспектива» рассказал глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Владимир Федорович, чем застройка ТиНАО отличается от аналогичного процесса в старой Москве?

– Город в старых границах рос постепенно. Новая Москва развивается стремительно. Иностранные коллеги удивляются нашим темпам работы. Проекту семь лет, но за это время мы построили 200 километров дорог, привели туда несколько веток метро, возвели 17 млн кв. метров недвижимости. Нам это удалось сделать за счет того, что мы сумели параллельно вести проектирование и строительство, что значительно экономит время и ресурсы. 

Самая распространенная в мире практика – сначала делается концепция, потом проект и лишь затем начинается стройка. Но в нашем случае на эти процессы времени не было. Мы все делали одновременно, и сегодня, глядя на то, как развивается ТиНАО, видим, что ошибок практически нет. 

Безусловно, мы моделировали транспортную сеть и застройку территории. Помню, у нас был огромный макет размером с небольшой конференц-зал, по которому мы ходили и изучали разные параметры: где пройдут дороги, метро и так далее. 

Наверное, еще одна вещь, которую невозможно реализовать в границах старой территории, – строительство такого огромного количества дорог. В старой Москве трассы тоже строятся, но не в таких объемах. Территория ТиНАО свободна от застройки, поэтому здесь гораздо больше возможностей. С этим же связаны скоростные темпы возведения метро. Например, всего за 2,5 года здесь построили 10 километров Сокольнической ветки от станции «Саларьево» до «Коммунарки». 

Помимо метро в Коммунарке строится много других объектов. А в ноябре пройдут переговоры с китайскими партнерами, которых столица намерена пригласить как соинвесторов. У вас уже есть понимание, какие условия будут предложены китайской стороне и чего хотят иностранные партнеры?

– Пока что наши желания совпадают. Китайская компания CRCC, как планируется, должна войти в совместный проект с «Мосинжпроектом» в равных долях. Всего в рамках первой очереди административно-делового центра в Коммунарке построят порядка 500 тыс. кв. метров недвижимости, для этого уже отмежевано девять участков. Предполагается, что 320 тыс. «квадратов» придется на жилье, остальное займет коммерческая недвижимость. Если соглашение будет подписано в этом году, то в первом квартале следующего наши партнеры уже зайдут на стройку, а в 2022 году проект будет завершен.

Китайские партнеры выступят только как инвесторы или предоставят и собственную рабочую силу?

– Скорее всего они привлекут свои производственные ресурсы, для этого их и приглашают на такие проекты. Китайские компании и инвестируют, и строят. Причем делают это быстро и качественно.

В новой Москве возводится много социальных объектов, но порой создается ощущение, что появляются они либо в составе жилых комплексов, либо в крупных административных центрах, таких как Коммунарка или, например, Московский. А как обстоят дела в отдаленных уголках двух округов?

– В Яковлеве строится школа, в Птичном – блок начальных классов, детский сад, подстанция скорой помощи и пожарное депо. В Воскресенском тоже появились детский сад и поликлиника. В Первомайском скоро начнется строительство школы и детского сада. Сейчас в ТиНАО нет ни одного населенного пункта, где бы не строились новые объекты. 

Согласно АИП, до 2022 года в ТиНАО будет построено 18 детских садов, 24 школы и восемь медицинских объектов. Помимо этого строительством занимаются инвесторы, поэтому у нас в планах до 2023 года – строительство 100 социальных объектов.

Есть ли в ТиНАО объекты, которые стали предметом вашей особой гордости?

– Это метро и дороги. Семь лет назад мы два часа ехали по болоту на квадроциклах, чтобы посмотреть трассировку дороги от Коммунарки до Бутова. На машине этот путь занимал около часа – по МКАД через Москву. А сейчас по новой дороге проехать можно за 10 минут. Мы преодолели проблему трудной доступности поселений новой Москвы, и это главное, чем можно гордиться. В ТиНАО, как я уже говорил, построено 200 километров дорог, еще 300 появится до 2023 года. Но есть и другие объекты – это здание префектуры в Коммунарке, красивые и современные школы и детские сады, один из них недавно открылся в Кокошкине.

Кто сегодня покупает жилье в новой Москве?

– В большинстве своем это москвичи – порядка 70% от общего числа покупателей. И это отличный показатель, потому что раньше жители столицы не спешили перебираться за МКАД. Как правило, это молодые семьи, люди в возрасте 30–35 лет, с маленькими детьми или планирующие в ближайшем будущем обзавестись ребенком. И покупают они 2–3-комнатные квартиры, а это значит, что собираются обосноваться здесь надолго.

Как вы считаете, почему москвичи выбирают для жизни ТиНАО?

– Новая Москва сегодня – полноценная часть столицы. Здесь есть дороги, метро. Вся необходимая инфраструктура, парки, спортивные объекты – занятие по душе найдет каждый. И экология на порядок лучше, чем в старых границах мегаполиса. Ну и конечно же, здесь дешевле стоимость квартир. В Москве можно продать однушку и купить здесь двушку или даже трешку.

Вам не кажется, что со временем разница в цене квартир в новой и старой Москве будет выравниваться?

– Это маловероятно. Цены растут, но до сопоставимых значений очень далеко. Даже на территории старой Москвы разница цен огромна. К примеру, квадратный метр на Саввинской набережной будет стоить в три раза больше, чем у Третьего транспортного кольца. То есть стоимость жилья не выравнялась даже в старом городе. И такая же ситуация будет с ТиНАО. Цены могут расти пропорционально развитию городской среды, но и в старой Москве показатели не стоят на месте. Сейчас квартиры в жилых комплексах А101 у метро «Прокшино» и «Коммунарка» стоят 115 тысяч рублей за кв. метр. Где в старой Москве вы найдете такие цены? Несмотря на наличие метро, жилье продается по разумной и доступной цене. А чем дальше от МКАД, тем дешевле. В Ватутинках, например, квартиры стоят около 90 тысяч рублей за «квадрат».

Люди переезжают в новую Москву, а потом им приходится ездить на работу в центр…

– Наша задача – не просто построить жилье, а создать рядом с ним места приложения труда, чтобы люди, покупая квартиры в Кокошкине, Коммунарке, Троицке, Московском и других поселениях, могли легко найти себе работу. Мы постоянно говорим о том, что новой Москве необходимо увеличение числа рабочих мест.

Какие вакансии предлагаются?

– Создать широкий спектр мест приложения труда непросто, но у нас строятся объекты практически всех видов – социального, торговли и услуг, туристического, спортивного, рекреационного и так далее. Это различные производства, логистика, IT-сфера и многое другое. За семь лет в ТиНАО появилось 120 тысяч новых рабочих мест. Ни для кого не секрет, что наш департамент сдерживает новые решения по строительству жилых объектов и мотивирует всех собственников земельных участков на возведение коммерческой недвижимости. Сегодня 63% жителей ТиНАО работают на территории новой Москвы. Это очень высокий показатель, и динамика будет только расти.

На сколько лет вперед вы планируете развитие новой Москвы и есть ли понимание того, какое количество средств нужно будет потратить?

– Если говорить об Адресной инвестиционной программе (АИП), то нашему департаменту выделяется чуть больше 40 млрд рублей ежегодно. Средства идут на создание инфраструктуры – это дороги, школы, детские сады, объекты спорта и здравоохранения, культуры и инженерные сооружения. В ТиНАО также объекты возводит и департамент строительства. В основном это крупные дорожные проекты и метрополитен. А горизонт планирования у нас ограничен АИП – программа рассчитана да 2022 года, и есть переходящий остаток на 2023 год. Поэтому по двум департаментам на новую Москву будет выделено около 300 млрд рублей на ближайшие 3–4 года.

Каждый рубль, который тратит город на развитие ТиНАО, привлекает около 4 рублей частных инвестиций. Вместе с застройщиками мы вложили в развитие 1,4 трлн рублей за семь лет, и в ближайшие три года эта сумма увеличится еще на триллион. И пока нет никаких предпосылок к замедлению динамики, особенно с учетом активного строительства дорог и метро. Территория новой Москвы – максимальный ресурс для создания новых проектов.

А ТАКЖЕ...

Образовательный кластер создадут в административно-деловом центре в поселке Коммунарка.«Он объединит филиалы нескольких высших учебных заведений, у которых налажены партнерские отношения с профильными предприятиями и компаниями. Это позволит решить проблему с прохождением студентами практики и поможет при трудоустройстве», – сказал глава департамента.

Сейчас ведутся переговоры с Российским государственным университетом правосудия, Московским политехническим университетом и Московским государственным университетом технологии и управления имени К.Г. Разумовского. «В 2020 году планируется открыть первый корпус Московского финансово-промышленного университета «Синергия», – добавил Владимир Жидкин и отметил, что Коммунарка будет на первом месте по доступности образовательной инфраструктуры и количеству созданных рабочих мест в новой Москве. На территории кластера возведут около 4 млн кв. метров недвижимости, включая жилье, три школы и пять детских садов. Каждая школа примет почти 1200 учеников, а детские сады – 1300 малышей. Здесь появится около 70 тысяч рабочих мест.

О ЛИЧНОМ

Есть ли у вас любимые места в Москве?

– Никитский переулок очень нравится, там же находится стройкомплекс (смеется). Я люблю Красную площадь. Большая Никитская – очень уютная улица. Арбат не перестает удивлять, здесь всегда приятно бывать. ВДНХ в последние годы преобразилась, туда здорово приехать с детьми, просто погулять.

Чем бы вы заинтересовали иностранца, которого хотите пригласить в столицу?

– Сейчас главная характеристика Москвы – комфорт. На улицах приятно находиться, гулять, ходить по ресторанчикам, иностранцы же это любят. Столица сегодня и 10 лет назад – это два совершенно разных города и по наполнению, и по восприятию. Многих людей, которые когда-то давно приезжали в Москву, такие перемены шокируют в хорошем смысле слова. Когда я бываю в Европе, то замечаю, что людям там важно чувствовать себя на улице комфортно и безопасно. И Москва сегодня готова предложить обе эти опции. С улиц города буквально не хочется уходить.

Владимир Федорович, в одном из недавних номеров нашей газеты вы рассказали про вашу жизнь в стройотряде. А чем вы занимались после института?

– Я сразу пошел на стройку. Был мастером, прорабом, начальником участка и так далее по ступенькам до управляющего трестом. Я построил массу объектов, в основном промышленных. А когда строишь крупный завод, приходится детально знакомиться с технологией производства. Я знаю весь цикл производства мебели, начиная от самого маленького болтика и заканчивая готовым гарнитуром. Мы строили с нуля под ключ ликероводочный завод, эту технологию я тоже знаю от начала до конца. А еще были консервный завод, завод робототехники и резинотехники. Когда я работал в Московской области в должности замминистра, я строил все медицинские объекты – больницы, поликлиники, инженерку. Под моим руководством появилось и несколько крупных спортивных комплексов, например, стадион «Новатор» в Химках. Этому было отдано очень много лет жизни, и сейчас я с теплотой вспоминаю эти годы. А стройотряд – это важное время для профессионала, потому что именно там ты работаешь руками, а не изучаешь теорию в аудитории.

Теги: #