Метро особого назначения - Московская перспектива

Метро особого назначения

Метро особого назначения
Метро особого назначения
За последние 11 лет по интенсивности строительства метро Москва вышла на первое место в мире. Ежегодно открываются новые станции и пересадки, МЦК и МЦД, благодаря чему пассажиры экономят время в поездках по городу. Только сегодня в столице проектируется и строится более 40 станций. В скором времени сеть метрополитена охватит подавляющую часть мегаполиса, а самый быстрый и удобный транспорт в шаговой доступности получат 95% москвичей.

Ключевой проект развития столичной подземки – Большая кольцевая линия (БКЛ) протяженностью 70 километров, 22 из 31 ее станции уже принимают пассажиров, ощутивших преимущества нового метрокольца. В первую очередь это возможность пересесть на нужную радиальную ветку метро или железную дорогу, не доезжая до центра города, что для многих экономит до получаса времени. Снижается нагрузка и на другие линии метро: особенно на Кольцевую линию и пересадочные станции радиальных веток в центре города. Чтобы Большое кольцо замкнулось, осталось достроить и ввести в эксплуатацию девять станций. Семь из них новые, расположенные на северо-восточном и восточном участках БКЛ. Плюс реконструируемые станции «Варшавская» и «Каширская» бывшей Каховской линии, которая станет частью восточного участка БКЛ. На всех станциях сегодня днем и ночью трудятся метростроители. «У нас есть уверенность, что основные работы на Большом кольце мы завершим уже в этом году, а в 2023-м введем его в эксплуатацию», – считает заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

КОЛЬЦО ТОРОПИТСЯ ЗАМКНУТЬСЯ
Одним из сложнейших с точки зрения строительства является северо-восточный участок – самый глубокий на БКЛ. Из семи его станций пассажирам уже доступны четыре: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская». До конца года завершат сооружение еще трех: «Марьиной Рощи», «Рижской» и «Сокольников». Работы там вышли на финишную прямую: готовность трех станций, каждая из которых является пересадочной на радиальные ветки, оценивается более чем в 90%. В настоящее время ведутся монтаж инженерных систем, фасадные и архитектурно-отделочные работы в пассажирских зонах. Когда весь северо-восточный участок БКЛ будет готов, более 800 тысяч москвичей, получив дополнительные возможности для удобных пересадок, станут существенно экономить время в поездках по Москве. Кипят работы и на восточном участке второго метрокольца, где возводят четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Все тоннели там проложены, на стройплощадках идет монтаж линейных сооружений, инженерных систем и оборудования, ведется архитектурная отделка пассажирских зон. Восточный участок БКЛ будет обслуживать шесть столичных районов и поможет разгрузить четыре радиальные линии: Замоскворецкую, Серпуховско-Тимирязевскую, Люблинско-Дмитровскую и Таганско-Краснопресненскую. Частью восточного участка БКЛ станут и реконструируемые станции «Каширская» и «Варшавская», ранее входившие в состав бывшей Каховской линии. При этом двухзальная «Каширская», являющаяся кроссплатформенной, будет функционировать в составе как БКЛ, так и Замоскворецкой линии. «В ходе реконструкции и строительства станций мы на первое место ставим безопасность пассажиров. Полвека назад, когда возводили эти станции, требования пожарной безопасности на объектах метрополитена были иными. Но, к сожалению, они уже не отвечают современным нормам. Поэтому на станциях смонтируют новые системы дымоудаления, соответствующие требованиям сегодняшнего дня», – подчеркивает вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв.

КУРС НА СЕВЕР
Помимо масштабных работ на БКЛ в интенсивном режиме продолжают строиться и новые участки действующих радиальных линий. Так, Люблинско-Дмитровская ветка тянется на север, за МКАД: еще в 2019 году мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу продлить ее до района Северный, чтобы обеспечить метро как его жителей, так и их соседей из Долгопрудного, а также улучшить транспортное обслуживание еще четырех районов – Бескудникова, Восточного Дегунино, Дмитровского и Лианозова, где проживают и работают около 400 тысяч человек. На почти семикилометровом участке от «Селигерской» до района Северный возводят три станции: «Яхромскую», «Лианозово» и «Физтех», которая станет конечной. Кстати, с «Лианозово» организуют удобную пересадку на одноименную платформу МЦД-1, которую специально перенесут поближе к строящейся станции.
Проходка тоннелей на участке от «Селигерской» до «Физтеха» велась под ключевыми транспортными объектами, что создавало строителям определенные трудности. Во избежание непредвиденных ситуаций проводился круглосуточный мониторинг сохранности и безопасности расположенных рядом строений, дорог и железнодорожных путей. С каждым днем темпы работ на станциях набирают обороты. Ввод участка в эксплуатацию намечен на 2023 год.

КОМАНДА НА ВЗЛЕТ
Активные работы развернуты и на Солнцевском радиусе желтой ветки: от «Рассказовки» ее продлевают до
аэропорта Внуково, который станет первой в России воздушной гаванью, имеющей собственную станцию метро. На пятикилометровом участке строятся две станции: «Пыхтино», расположенная вблизи жилого массива, и «Внуково». К слову, при сооружении участка строители столкнулись с трудностями: трасса метро пересекает реку Ликову, поэтому пришлось возводить метромост 600-метровой длины. «Задача сложная, но этот участок метро настолько важен, что работают строители примерно раза в два быстрее, чем обычно», – подчеркнул Андрей Бочкарёв. Сама станция «Внуково» будет интегрирована в инфраструктуру
аэропорта: она разместится на территории паркингов. Выйти из метро можно будет как в существующий подземный переход, ведущий к терминалу «А» и к аэроэкспрессу, так и на вокзальную площадь через наземный павильон. Завершить сооружение участка и открыть его для пассажиров строители намерены в 2023 году, и тогда доехать до аэропорта из центра города можно будет менее чем за час.

ДОТЯНУТЬСЯ ДО ПОТАПОВО
А Сокольническую линию от «Коммунарки» решили продлить еще на одну станцию: до «Потапово» (техническое название – «Новомосковская»). Длина нового участка составляет 2,4 км, а сам станционный комплекс займет общую площадь более 11 тыс. кв. метров. Половина всех работ уже позади: заканчивается сооружение котлованов, ведется монтаж основных монолитных конструкций, а также верхнего строения пути. Кстати, «Потапово» станет первой отапливаемой наземной станцией в московском метро. Открытия станции в первую очередь ждут жители поселения Сосенское и района Южное Бутово, которые получат метро в пешеходной доступности. Метростроители постараются завершить все работы уже в следующем году, чтобы в 2024-м открыть станцию для пассажиров.

УДОБНЫЙ МАРШРУТ ПРОЛОЖЕН
Строится в московском метро и новая радиальная ветка – Троицкая. Она соединит Троицк с центральной частью города. Ее протяженность от платформы ЗИЛ МЦК до наукограда составит порядка 40 км. Таким образом, ветка станет одной из самых длинных в столичной подземке. В настоящее время в стадии активного строительства – участок линии от станции «Новаторская» БКЛ до «Бачуринской». На нем сооружаются станции «Университет Дружбы Народов», «Улица Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Мамыри». Все перегонные тоннели протяженностью 21 км уже пройдены. «Вынесены на поверхность инженерные коммуникации. Скоро закроем котлованы и сосредоточимся на монолитных работах в вестибюлях и на платформах», – сообщил недавно горожанам мэр Москвы Сергей Собянин. Следующей станцией за «Бачуринской» будет «Коммунарка», где пассажиры смогут пересесть на одноименную станцию Сокольнической линии. Приступили специалисты и к проходке тоннелей на центральном участке ветки от «Вавиловской» в сторону «Академической» и «Новаторской». Готовятся также площадки под строительство станций «ЗИЛ», «Крымская» и «Академическая». «Для обеспечения таких больших территорий, как Новая Москва, нужны самые надежные виды транспортного сообщения. Постоянно продлевать существующие радиусы метро нельзя – для их разгрузки необходимо новое строительство. Масштабным проектом в данном случае станет Троицкая линия метро, которую мы возводим поэтапно», – пояснил вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв. По его словам, «новая линия будет работать сразу на несколько округов, давая возможность горожанам выбирать максимально удобные маршруты передвижения, менять один вид транспорта на другой». В будущем году планируется приступить к подготовке строительства последнего участка линии от «Коммунарки» до Троицка, на котором планируется возвести шесть станций. «Их ввод планируется после 2027 года. Обычно бывает так: сначала подготовка и четыре-пять лет на строительство такой протяженной линии», – уточнил руководитель столичного стройкомплекса.

ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Московское метро продолжает активно развиваться: в перспективе на схеме столичной подземки появятся еще две новые радиальные линии – Рублево-Архангельская и Бирюлевская, Арбатско-Покровскую ветку продлят до района Гольяново, на Люблинско-Дмитровской в районе активно развивающейся промзоны построят станцию «Южный порт», а на Кольцевой линии – «Суворовскую», с которой можно будет пересесть на «Достоевскую» салатовой ветки. По словам руководителя стройкомплекса столицы Андрея Бочкарёва, фактические темпы метростроения в городе опережают плановые и снижаться не будут. Выполнению поставленных городом задач не помешает и внешнее эмбарго: доля импорта в метростроении составляет всего 3% и приходится в основном на тоннелепроходческие комплексы, которые давно закуплены. «По всем важным объектам строительства метро мы полностью обеспечены тоннелепроходческими щитами. Все вопросы, связанные с программным обеспечением, с запчастями, решены», – подчеркнул он. Все остальное, что требуется для сооружения подземки, свое, отечественное. Специалисты и рабочие трудятся под землей днем и ночью, в три смены, чтобы как можно скорее привести метро туда, где его с нетерпением ждут москвичи.