Метро должно быть комфортным - Московская перспектива

Метро должно быть комфортным

Метро должно быть комфортным
Метро должно быть комфортным
Александр Земельман о проектировании современных станций метро

«Метрогипротранс» — одна из крупнейших и старейших проектных организаций России, в этом году отметившая 85-летний юбилей. Главное направление — метрополитен и подземные сооружения. В Москве специалисты компании спроектировали уже более 200 станций, и с каждым годом портфель растет. О том, как сегодня складывается деятельность организации, рассказал президент АО «Метрогипротранс» Александр Земельман.

Александр Маркович, в этом году у вашей компании своего рода бенефис. Среди сданных станций метро половину спроектировал ваш институт. Расскажите, что это за объекты?

— Да, в этом году значительную часть открытых станций метро проектировал «Метрогипротранс». Это «Мичуринский проспект» и «Озерная» на Калининско-Солнцевской линии, все пять станций на Большой кольцевой линии: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк».

Есть ли среди этих станций какие-то ваши любимые?

— Любимые станции могут быть у архитекторов. Я подхожу с другой точки зрения к этому вопросу. В моем понимании метро — это в первую очередь транспорт, которым пользуются миллионы жителей нашего мегаполиса и гости столицы, им должно быть максимально комфортно: удобные выходы на поверхность, пересадки, навигация.

В этом смысле мне кажется абсолютно правильным решение построить Большую кольцевую линию метро. Она разгрузит радиальные ветки, существующую Кольцевую, сэкономит пассажирам время в пути. Плюс к тому БКЛ приходит в районы, которые ранее не были обеспечены метрополитеном.

Еще один проект, который мне нравится, — Калининско-Солнцевская линия. Он обеспечил сотни тысяч москвичей метро в шаговой доступности. Ведь жители районов Солнцево или Новопеределкино ждали обещанные им станции несколько десятилетий — еще с советских времен! Все это время они по пробкам добирались на работу и обратно. Ветка пришла и в Рассказовку. Это новый благоустроенный район с хорошей транспортной и социальной инфраструктурой.

Какие станции ваш институт проектирует сейчас?

— Это станция «Савеловская» (проектное название «Нижняя Масловка») Большой кольцевой линии. Хотя проектирование там завершено, сейчас ведем только авторский надзор. Участки от «Улицы Новаторов» до «Крымской», от «Рассказовки» до «Внуково». Сейчас в районе аэропорта городские власти выбирают место, куда лучше привести метро, чтобы им было удобно пользоваться пассажирам. Приступили к проектированию Люблинско-Дмитровской линии. Еще один участок — «Коммунарка» — «Столбово». Также мы приступили к проектированию работ, необходимых для включения действующего участка метрополитена от «Каширской» до «Варшавской» в состав Большой кольцевой.

Чем вызвана необходимость реконструкции этого участка?

— После того как Каховскую линию включат в состав БКЛ, по этому участку пойдут другие составы, изменится режим работы. С момента, когда эти станции были построены, прошло много времени, сегодня другие требования к новым объектам метро. Это касается пожарной и транспортной безопасности. Например, во всем метро ведется видеонаблюдение.

Нововведения коснулись верхнего строения пути. Если раньше использовались деревянные шпалы, сейчас это железобетонные полушпалки и другие системы крепления рельсов, так как появились требования по виброзащите. Наверняка москвичи заметили, что на новых станциях уже не так шумно.

Это технические детали, которые, безусловно, важны. А есть ли на новых станциях какие-нибудь отличия, которые могут увидеть пассажиры?

— Это касается в первую очередь новых отделочных материалов, которые сегодня активно применяются. Если раньше использовали мрамор и гранит, то сейчас можно встретить металлические и стеклянные панели с рисунками, перфорациями. Например, станция «Мичуринский проспект» из-за рельефа местности частично расположена под землей, а частично выходит на улицу. Применили там стекло, и получился интересный визуальный эффект.

Новые станции должны обязательно иметь два выхода на поверхность. Раньше допускалось строительство одного вестибюля.

Кроме того, при проектировании сейчас обязательно закладываются лифты для маломобильных групп населения. И я вам скажу, что это нововведение находит отклик, лифтами пользуются очень активно.

Коснулись ли нововведения способов строительства подземки?

— Главное, на что я бы обратил внимание, — это использование тоннелепроходческих щитов, которые позволяют даже в неустойчивых грунтах обеспечить высокую скорость и качество работ.

Раньше не было щитов?

— Таких, как сегодня, конечно, нет. Были щиты совсем другие, в которых рабочие, чуть ли не лежа, лопатами вырабатывали грунт. Сегодня это современные комплексы, в которых участие людей минимизировано.

Первый современный тоннелепроходческий механизированный комплекс немецкой фирмы Wayss und Freytag появился в Москве при строительстве Люблинско-Дмитровской линии на участке от «Чкаловской» до «Марьино». Это было чуть больше 25 лет назад. Потом их начали выпускать и другие производители: Herrenknecht — в той же Германии, Lovat — в Канаде, NFM — во Франции и так далее. Сегодня в Москве уже несколько десятков щитов.

Возвращаясь к «Метрогипротрансу», расскажите, что представляет сегодня собой институт, сколько в его штате сотрудников?

— Сегодня у нас уже около тысячи сотрудников. Из них порядка 650 проектировщиков, 150 геологов и другие службы, которые есть на каждом предприятии: бухгалтерия, кадровики и т.д. Плюс к этому еще несколько филиалов в Нижнем Новгороде, Ташкенте, Киеве, Харькове, их специалистов мы также привлекаем, поскольку очень много объектов находится в работе, своими силами не всегда справляемся.

Ваш институт работает и в других регионах страны. Какие объекты сейчас проектируете?

— В Санкт-Петербурге мы недавно закончили разработку технико-экономических обоснований для четырех линий метро, готовим рабочую документации для станций «Казаковская» и «Путилковская». Сейчас будем участвовать еще в одном тендере на корректировку проекта на Красносельcко-Калининской ветке.

Кроме того, мы вышли с предложением о строительстве тоннеля под Невой. Это нужно, чтобы обеспечить движение транспорта, в том числе и во время развода мостов, и избавит несколько районов города от пробок. Сооружение предполагается построить от Невского собора, в створе Пискаревского проспекта. При вице-губернаторе Игоре Албине создана рабочая группа, которая должна проработать это предложение.

Мы участвуем в работе над железнодорожной высокоскоростной магистралью Москва — Казань. Наши архитекторы проектировали четыре вокзала, геологи проводили изыскания. Документация сейчас проходит Главгосэкспертизу.