Маэстро планирования
Сергей Посохов — ведущий инженер производственно-аналитического управления Объединения «ИНГЕОКОМ». Он прогнозирует ситуации, с которыми строители могут столкнуться при возведении того или иного объекта, и предлагает, каким образом их лучше всего разрешить, какие технологии использовать, как скорректировать проектную документацию в связи с возникшими изменениями. При этом свою работу он ни на какую другую не променяет, потому что, как он говорит, любит видеть результат.
Сергей Посохов — бывший военный, причем в пятом поколении. Приветливый, по-спортивному подтянутый. Еще в школе он решил сначала стать строителем и лишь потом связать свою жизнь с армией. Поэтому в 1970 году поступил в Харьковский строительный институт на факультет промышленного и гражданского строительства.
Школу и институтскую пору Сергей Владимирович вспоминает с удовольствием. Со студенческими строительными отрядами работал в Харьковской области, в Тюмени. «В стройотряде я научился работе каменщика, штукатура, электрика. Поэтому, придя на стройку, трудностей не боялся и знал, что и как надо делать, как правильно расставить рабочих», — рассказывает Сергей Посохов.
Наградили вместе с Пахмутовой
После окончания вуза Сергей по распределению попал в проектный институт, где за год вырос до конструктора второй категории. И все это время обращался в военкомат, чтобы его взяли в армию. А поскольку военно-учетная специальность у молодого человека была мостовик, его призвали в Железнодорожные войска на БАМ.
Работа, вспоминает он, была тяжелой, погодные условия — малоприятными. Днем плюс 25, а ночью температура могла упасть до нуля. Зимой — лютые морозы. С конца весны донимали тучи мошки и комаров.
После 4 лет и 8 месяцев работы на «стройке века» перспективного капитана направили на учебу в Ленинградскую военную академию тыла и транспорта. Здесь, изучая языки программирования, он специализировался на формировании технической базы тыловых войск. Затем была служба в Германии, где, узнав о его строительных способностях, им сразу же нашли должное применение в штабе тыла вооруженных сил. В центре оперативно-тыловых исследований он трудился 11 лет, но так или иначе вновь оказался связан со строительством.
Демобилизовавшись в 48 лет, полковник Посохов с друзьями — также бывшими военными — организовал строительную фирму. В 2004 году его пригласили в Главмосстрой, через несколько лет — в «Зарубежстрой», а затем позвали на строительство олимпийских объектов Сочи — Олимпийской деревни, аэропорта, медиа- и конько-бежного центров, Ледового дворца и стадиона «Фишт». «Здесь возникали проблемы с проектированием, поскольку Имеретинская низменность, где располагались объекты, — это тектонический разлом и сейсмо-
логи не исключали возможность десятибалльного землетрясения. Поэтому большое внимание уделялось фундаментам, свайным ростверкам. Я также планировал изготовление элементов конструкций, их транспортировку и монтаж», — рассказывает Сергей Владимирович.
Учитываем все форс-мажоры
В «ИНГЕОКОМ» Посохов пришел в 2010 году. Сначала занимался спортивными со-
оружениями. Параллельно его, как специалиста по планированию, подключали к работе по строительству автодорог, мостов, тоннелей. В частности, на Ярославке, Рязанке, на пересечении с МКАД. Участвовал он и в реконструкции такого знакового объекта, как Центральный детский магазин на Лубянке.
Первые пять станций Большой кольцевой линии возводились открытым способом. Разрабатывались котловы глубиной до 30 метров. Сооружение станций велось снизу вверх. По словам строителя, форсмажорных ситуаций здесь не было. А вот «Савёловская» «ИНГЕОКОМ» строит закрытым способом. «Это очень сложно, тоннель пройден на глубине более 60 метров», — рассказывает строитель. Компания также строит подземный переход между станциями «Петровский парк» и «Динамо». На участке обводненные грунты. Для этого, по словам Посохова, пришлось бурить скважины с поверхности земли и сначала выполнять их активную заморозку специальными составами по периметру участка а затем поддерживать низкую температуру в центре площадки сухим льдом. Грунты разрабатывались в замороженном виде, пока не была полностью выполнена гидроизоляция. И лишь потом им вернули естественное состояние.
«Планирование — дело весьма непростое, — рассуждает Сергей Посохов. — Сейчас мы занимаемся новыми станциями на западном участке БКЛ. Рабочей документации пока нет. Я подготавливаю календарный план работ, пытаюсь сократить время подготовительного периода. То есть учитывая разработки проектной документации, анализирую, какие изменения возникнут в рабочем проекте, рассчитываю алгоритм строительства. Так, например, в ходе возведения станции метро «Терехово» у нас не было серьезных проблем с переносом наружных сетей, зато возникли серьезные трудности из-за непростой геологии. Учитываем все нюансы».
О личном
«В свободное время я предпочитаю работать на даче, общаться с внуками, которых у меня четверо — две девочки и двое ребят. Дача у нас на Истре, круглогодичная. Я построил ее своими руками и сам эксплуатирую. Недавно пристроил к дому крытую веранду, на которой установил большой семейный стол. За ним мы любим собираться всей семьей с женой, детьми и внуками», — говорит Сергей Владимирович.