Маэстро планирования

Маэстро планирования

Маэстро планирования
Маэстро планирования
Метростроевец Сергей Посохов может проанализировать, оценить и увязать в технологическую цепочку весь ход строительства

Сергей Посохов — ведущий инженер производственно-аналитического управления Объединения «ИНГЕОКОМ». Он прогнозирует ситуации, с которыми строители могут столкнуться при возведении того или иного объекта, и предлагает, каким образом их лучше всего разрешить, какие технологии использовать, как скорректировать проектную документацию в связи с возникшими изменениями. При этом свою работу он ни на какую другую не променяет, потому что, как он говорит, любит видеть результат.

Сергей Посохов — бывший военный, причем в пятом поколении. Приветливый, по-спортивному подтянутый. Еще в школе он решил сначала стать строителем и лишь потом связать свою жизнь с армией. Поэтому в 1970 году поступил в Харьковский строительный институт на факультет промышленного и гражданского строительства.

Школу и институтскую пору Сергей Владимирович вспоминает с удовольствием. Со студенческими строительными отрядами работал в Харьковской области, в Тюмени. «В стройотряде я научился работе каменщика, штукатура, электрика. Поэтому, придя на стройку, трудностей не боялся и знал, что и как надо делать, как правильно расставить рабочих», — рассказывает Сергей Посохов.

Наградили вместе с Пахмутовой

После окончания вуза Сергей по распределению попал в проектный институт, где за год вырос до конструктора второй категории. И все это время обращался в военкомат, чтобы его взяли в армию. А поскольку военно-учетная специальность у молодого человека была мостовик, его призвали в Железнодорожные войска на БАМ.

Работа, вспоминает он, была тяжелой, погодные условия — малоприятными. Днем плюс 25, а ночью температура могла упасть до нуля. Зимой — лютые морозы. С конца весны донимали тучи мошки и комаров. 

«Мы строили железнодорожные станции, котельные, трансформаторные, жилые дома. Командуя мостовой ротой, я возвел четыре моста, за что в 1979 году был удостоен вместе с группой таких же энтузиастов, в которую входила и композитор Александра Пахмутова, премии Ленинского комсомола», — с гордостью вспоминает он.

После 4 лет и 8 месяцев работы на «стройке века» перспективного капитана направили на учебу в Ленинградскую военную академию тыла и транспорта. Здесь, изучая языки программирования, он специализировался на формировании технической базы тыловых войск. Затем была служба в Германии, где, узнав о его строительных способностях, им сразу же нашли должное применение в штабе тыла вооруженных сил. В центре оперативно-тыловых исследований он трудился 11 лет, но так или иначе вновь оказался связан со строительством.

Демобилизовавшись в 48 лет, полковник Посохов с друзьями — также бывшими военными — организовал строительную фирму. В 2004 году его пригласили в Главмосстрой, через несколько лет — в «Зарубежстрой», а затем позвали на строительство олимпийских объектов Сочи — Олимпийской деревни, аэропорта, медиа- и конько-бежного центров, Ледового дворца и стадиона «Фишт». «Здесь возникали проблемы с проектированием, поскольку Имеретинская низменность, где располагались объекты, — это тектонический разлом и сейсмо-
логи не исключали возможность десятибалльного землетрясения. Поэтому большое внимание уделялось фундаментам, свайным ростверкам. Я также планировал изготовление элементов конструкций, их транспортировку и монтаж», — рассказывает Сергей Владимирович.

Учитываем все форс-мажоры

В «ИНГЕОКОМ» Посохов пришел в 2010 году. Сначала занимался спортивными со-
оружениями. Параллельно его, как специалиста по планированию, подключали к работе по строительству автодорог, мостов, тоннелей. В частности, на Ярославке, Рязанке, на пересечении с МКАД. Участвовал он и в реконструкции такого знакового объекта, как Центральный детский магазин на Лубянке.

«Метро для меня стало совершенно новым направлением в работе. Я здесь вырос на голову как специалист. Начал тщательно изучать грунты, которые определяли технологию строительства, все процессы и методы работы. Все это нужно было проанализировать, оценить и увязать в технологическую цепочку. Определить четко и ясно, когда приступаем к тем или иным видам работ, когда их заканчиваем, что может нам помешать и какие могут возникнуть форс-мажоры», — говорит Посохов.

Первые пять станций Большой кольцевой линии возводились открытым способом. Разрабатывались котловы глубиной до 30 метров. Сооружение станций велось снизу вверх. По словам строителя, форсмажорных ситуаций здесь не было. А вот «Савёловская» «ИНГЕОКОМ» строит закрытым способом. «Это очень сложно, тоннель пройден на глубине более 60 метров», — рассказывает строитель. Компания также строит подземный переход между станциями «Петровский парк» и «Динамо». На участке обводненные грунты. Для этого, по словам Посохова, пришлось бурить скважины с поверхности земли и сначала выполнять их активную заморозку специальными составами по периметру участка а затем поддерживать низкую температуру в центре площадки сухим льдом. Грунты разрабатывались в замороженном виде, пока не была полностью выполнена гидроизоляция. И лишь потом им вернули естественное состояние.

«Планирование — дело весьма непростое, — рассуждает Сергей Посохов. — Сейчас мы занимаемся новыми станциями на западном участке БКЛ. Рабочей документации пока нет. Я подготавливаю календарный план работ, пытаюсь сократить время подготовительного периода. То есть учитывая разработки проектной документации, анализирую, какие изменения возникнут в рабочем проекте, рассчитываю алгоритм строительства. Так, например, в ходе возведения станции метро «Терехово» у нас не было серьезных проблем с переносом наружных сетей, зато возникли серьезные трудности из-за непростой геологии. Учитываем все нюансы».

О личном

«В свободное время я предпочитаю работать на даче, общаться с внуками, которых у меня четверо — две девочки и двое ребят. Дача у нас на Истре, круглогодичная. Я построил ее своими руками и сам эксплуатирую. Недавно пристроил к дому крытую веранду, на которой установил большой семейный стол. За ним мы любим собираться всей семьей с женой, детьми и внуками», — говорит Сергей Владимирович.