Линейный центр города
Протяженность обоих берегов Москвы-реки в пределах города составляет 160 км. Еще совсем недавно большая часть береговой линии была недоступна или некомфортна для горожан. Там находились либо оживленные автотрассы, либо заросшие берега, либо и вовсе закрытые промзоны. Однако в последние годы ситуация изменилась: развитию территорий вдоль Москвы-реки город стал уделять повышенное внимание. Программа развития прибрежных территорий Москвы-реки предусматривает благоустройство и реконструкцию около 120 км набережных, на которых предполагается создать 40 общественных зон.
На круглом столе в избирательном штабе кандидата на должность мэра столицы Сергея Собянина обсуждали программу «Москва-река», предполагающую масштабное преобразование, развитие и благоустройство площадок, расположенных вдоль водной артерии.
Стоит отметить, что за последние 10 лет уже приведено в порядок 53 км береговой линии. Например, благоустроили исторические пляжи в Строгине, реконструировали многие центральные набережные и создали новые парки в нижнем течении Москвы-реки. Также обустроены и Москворецкая набережная в районе парка «Зарядье», и Лужнецкая на территории Олимпийского спорткомплекса. В 2014 году состоялся международный конкурс на концепцию развития реки. Разработанные победителями решения были одобрены как стратегический документ, предусматривающий благоустройство набережных, развитие прилегающих территорий, запуск пассажирского движения по воде.
Позднее, в 2017 году, Москомархитектурой был внедрен альбом типовых решений. «Альбом разработан с учетом предложенной концепции, одобрен экспертным советом по сохранению, планированию и развитию особо охраняемых природных территорий департамента природопользования. Он призван стать пособием для архитекторов, занимающихся проектированием и обустройством набережных, и студентов», — заявлял тогда главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В планах столичных властей в ближайшие годы завершить благоустройство исторических набережных, создать еще больше парков у воды и построить набережные на месте бывших промзон. Так, в действующую Адресную инвестиционную программу города (АИП) до конца 2020 года уже заложена реконструкция более 20 км набережных. В ближайшей перспективе будут завершены развитие набережной Марка Шагала на территории бывшего завода ЗИЛ и реконструкция Шелепихинской набережной, которая станет продлением Краснопресненской набережной к западу от делового центра «Москва-Сити».
При этом там, где еще возможно, строители «отодвигают» дороги от реки, таким образом создавая пространство для пешеходной зоны или парка. В результате москвичи получат еще около 70 км речных берегов для прогулок, отдыха и развлечений у воды. Новые площадки будут оживать, наполняться людьми, в конечном итоге туда придет бизнес: кафе, прокат спортивного инвентаря и другие предприятия сферы услуг. Эта программа будет иметь позитивный эффект и для экономики города. Вместе с тем, по мнению Сергея Собянина, разные части Москвы-реки должны благоустраиваться по-разному, со своими деталями, но в конечном счете стать единым пространством.
Всего программа развития прибрежных территорий Москвы-реки предусматривает благоустройство и реконструкцию около 120 км набережных, на которых предполагается создать 40 общественных зон. Вместе с тем планируется восстановить устаревшие и построить новые причалы. На берегах реки может появиться 36 пассажирских причалов. Отметим, по мере развития прибрежных территорий будет активно развиваться и регулярный речной транспорт.
Немаловажно и то, что в планах властей благоустройство не только набережных Москвы-реки, но и других водоемов столицы. Например, уже до конца следующего года планируется завершить строительство пешеходного моста через реку Яузу, соединяющего Семеновскую и Рубцовскую набережные. Его возводят в составе транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская». Протяженность нового моста составит 75 метров. В его архитектуре планируется применять легкие современные материалы, а остекление будет выполнено из полупрозрачного поликарбоната. В рамках проекта ТПУ также будет разбит сквер и благоустроена Семеновская набережная на протяжении около одного километра.
Еще одной важной частью программы развития этих земель является возведение новых мостов. В настоящее время уже идет строительство двух мостов через Москву-реку. Это мост протяженностью 678 метров через Кожуховский затон, а также мост через Карамышевское спрямление реки в составе Северо-западной хорды.
В рамках развития дорожной сети на юге Москвы и для улучшения транспортного обслуживания нового района на территории бывшего завода ЗИЛ планируется построить автомобильный мост через старое русло Москвы-реки в районе затона Новинки. Изыскательские и проектные работы, необходимые для возведения моста, будут завершены в середине следующего года, а к активному строительству нового сооружения город приступит в конце следующего лета — начале осени.
«Сейчас развитию прибрежных территорий и набережных Москвы-реки уделяется очень большое внимание. Действует городская программа, крупный мегапроект, направленный на развитие этих территорий. Уже есть первые проекты, которые реализуются на набережных», — уточнил Хуснуллин.