Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии

Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии

Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии
Льготная ипотека  поддержала отрасль во время пандемии
Какая ситуация сложилась на рынке жилья в России по итогам нелегкого 2020 года, как государство поддержало застройщиков в самый трудный период, когда поедет ЦКАД и зачем нужна опорная сеть дорог – об этом в интервью нашему изданию рассказывает заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин
Марат Шакирзянович, подходит к концу 2020-й – год непростой как для экономики в целом, так и для строительной отрасли в частности. Как пандемия повлияла на объемы ввода в России жилья – важнейшего сегмента недвижимости?
– В данный момент, располагая статистикой 10 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья сократился всего на 1,1%. Это хороший показатель, учитывая, что на два месяца останавливалось строительство в Москве и Московской области, которые дают порядка 20% годового ввода. По опыту предыдущих экономических кризисов могу сказать, что обычно жилье падает на 10–30% по объемам ввода. А в этом году, если «упадем», то на уровне меньше 10% совершенно точно. Важным считаю и то, что, несмотря на экономические сложности, на коронавирус и на то, что сейчас где-то не хватает рабочей силы, мы идем с опережением на 60% и по срокам программы по расселению аварийного и ветхого жилья. Кроме того, в этом году планируем в три раза превысить прошлогодний показатель по решению проблем обманутых дольщиков: если в 2019-м решили вопросы 16 тысяч дольщиков, то в этом закроем проблему примерно 48 тысяч участников долевого строительства.

▶ Насколько эффективной оказалась такая мера поддержки рынка жилья, как льготная ипотека? Нужно ли ее продлевать дальше и какие еще меры смогут простимулировать строительство жилья в России?
– Льготная ипотека под 6,5% годовых не только сделала жилье доступнее для россиян, но и существенно поддержала отрасль во время пандемии. Появился спрос, стало формироваться предложение – в ряде регионов стали открываться новые проекты. Если с июля 2019 года, когда началась реформа долевого строительства, количество строительных разрешений сокращалось, то теперь стало расти. Только сформировав предложение в достаточном объеме, появляется конкуренция, качество, в конечном итоге цена снижается. Не подстегнув спрос и предложение, достигнуть результатов нацпроекта будет очень сложно. Сейчас жилье стало более доступным, его покупают. Да, цены выросли, но чем больше предложение, чем выше конкуренция, тем более качественное жилье и тем больше вероятность того, что цена будет наиболее объективной. Поэтому чуть-чуть приподнявшись, цена в регионах на самом деле простимулировала рост жилищного строительства. А самое главное, что сейчас эту меру поддержки продлили. Спасибо за это президенту нашей страны Владимиру Путину. Благодаря этому в стройку придет порядка 2 трлн рублей, еще порядка 620 тысяч семей смогут улучшить свои жилищные условия. Это колоссальный прорыв. Со своей стороны я, как отвечающий за отрасль, буду отстаивать право и доказывать, что ипотеку надо продлевать дальше. Без этого развитие страны и реализация нацпроектов, в первую очередь программы «Жилье и городская среда», невозможны. Более того, считаю, что ставку нужно снижать до 4–5%, как во многих странах, достигших высоких показателей в сфере жилищного строительства. Это серьезная задача на будущее. Поддержать рынок поможет и принятая программа «Стимул», в рамках которой до 2024 года региональным застройщикам будет выделено 87,9 миллиарда рублей. Деньги пойдут на строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, что простимулирует застройщиков и позволит сдержать рост цен на жилье. Это позволит построить в стране еще 21,3 миллиона квадратных метров жилья.

▶ Марат Шакирзянович, как вы оцениваете реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»? Когда поедет ЦКАД и какие ключевые задачи по строительству дорог в России стоят сегодня?
– В сфере дорожного строительства, несмотря на пандемию, мы не только не сбавили темпов по сравнению с прошлым годом, но и перевыполнили планы. На сегодняшний день вместо 6 тысяч объектов реально приведено в нормативное состояние 7 тысяч, вместо 123 миллионов квадратных метров уложено 142 миллиона «квадратов» асфальтобетонного покрытия. Таким высоким результатам способствовало то, что в период пандемии мы не остановили строительство дорожных объектов. А принятие так называемого транспортного закона позволило сэкономить время и деньги при реализации целого ряда проектов, в частности ЦКАД. Если бы закона не приняли, то ЦКАД на целом ряде участков не поехала бы еще год-полтора. Надеюсь, что 90% ЦКАД в этом году закончим. Сейчас необходимо составить схемы дорожного движения на пуск, чтобы в последнюю неделю декабря запустить еще порядка 100 километров. И 10% работ – открыть движение по 25-километровому участку – останется выполнить в следующем году, сделать это планируем до 1 июля. Ускорили мы в этом году и строительство таких крупных объектов, как мосты через Шексну в Череповце и через Обь в Новосибирске, северный обход Калуги, дороги Нарьян-Мар – Усинск. Чтобы ускорить процесс приведения в порядок дорог 4-й и 5-й категорий, то есть сельских дорог и подъездных путей, правительством РФ разрешено теперь их строить без оформления граддокументации и разрешений на строительство – теперь достаточно лишь соответствующих решений заказчиков.
Что касается задач на будущее, то уже до первого квартала следующего года будет окончательно составлена опорная сеть всех дорог России с перспективой до 2035 года, чтобы четко понимать, какие федеральные, региональные, муниципальные дороги строить, ремонтировать и в какие сроки. Сеть составляется с учетом развития территорий и транспортных потоков, определяя очередность ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, конкретные объемы и источники финансирования. Могу сказать, что в ближайшие годы будем активно работать над привлечением внебюджетных средств в дорожное строительство.
Теги: #