Квадраты для малевичей: где творят московские художники

Квадраты для малевичей: где творят московские художники

Квадраты для малевичей: где творят московские художники
Квадраты для малевичей: где творят московские художники Фото: Группа «Ищем мастерскую»/facebook
Постиндустриальный город, освобождаясь от промышленных производств, становится все более удобным для художника. Бывшие заводы, названные лофтами, заселяют не только офисные клерки. Как и в каких условиях сегодня существуют столичные художники, разбирался корреспондент "Московской перспективы"

Цена творчества

Художники — не самые желанные клиенты риелторов: платить больше 1 тыс. руб. за кв. м в месяц такие арендаторы не могут, предпочитая максимально бюджетные варианты. «Многие художники организовывают мастерские и художественные школы у себя на дому, или снимают для этого квартиры, которые, как правило, дешевле коммерческой недвижимости, — рассказывает генеральный директор DNA Realty Антон Белых. — Еще вариант — найти друзей, у которых есть излишки офисных помещений в виде подвалов или антресолей». 

По мнению Белых, собственникам недвижимости зачастую выгоднее сдать помещение под офис, клинику, ритейл или что-то подобное, чем договориться с художником, поскольку гарантий своевременной и полной оплаты здесь нет и быть не может. 

 Антон Белых
Антон Белых
Генеральный директор DNA Realty
«Творческие люди могут испытывать творческие кризисы — как финансовые, так и душевные, и такие вещи как оплата аренды может просто перестать интересовать их в данный момент,  Даже с малым бизнесом работать проще»

Кроме того, мастерские и студии чаще требуют специальной отделки, чем офисное помещение, и в случае съезда такого арендатора нуждаются в капитальном ремонте. Поэтому как правило, такие арендаторы либо снимают площади в различных «арт-объектах», либо те помещения, которые особо больше никому не подходят и очень сложно сдаются на рынке, уверен г-н Белых. 

В пределах 50 км от столицы художники могут арендовать мастерскую за 600 — 800 рублей за 1 кв. м в месяц. В Москве ставки выше: например, на бывшем водочном заводе «Кристалл» месяц аренды обойдется уже от 1100 руб. за «квадрат». Если мастерская в удобном месте и хорошем состоянии, то ставка может достигать 1,5 тыс. рублей за метр в месяц. «От района к району ценник практически не меняется, — рассказывает реставратор Егор Куликов. — В центре аренда может быть в два раза дешевле, чем на условной Каширской. Цены при этом растут. Еще года два назад мы смотрели помещения, и ставки начинались от 800 — 900 руб.».

niidar lofthut1.jpg

В Московском союзе художников — МОСХе — порядка 6,5 тыс. членов. Участие в организации, по идее, дает право на получение мастерской, в которой можно заниматься творчеством. Однако по факту мастерских куда меньше — всего две тысячи. Чтобы получить заветные квадратные метры, многим приходится стоять в очереди годами. Но смысл в этом есть — помещение от МОСХа дается на льготных условиях — платить надо только за «коммуналку». 

4KxTpkXUu18.jpg

Александр — специалист по графике и витражному делу. Долгое время у него была мастерская на территории Симонова монастыря в районе Автозаводской. Там же располагались кузницы, столярные и иконописные мастерские. Пять лет назад патриархия попросила художников освободить площади, намереваясь провести реставрацию и использовать затем под собственные нужды. Помещения до сих пор пустуют, реставрацию там так и не провели, а вот художникам пришлось перебраться в другие места. «Я снимал на «Кристалле» и Электрозаводе. «Кристалл» не очень удобен территориально - до метро далеко, а Электрозавод — это неудобство во всем, — рассказывает Александр. — Там нельзя остаться на ночь, бесконечные пропуски, которые надо заказывать для заездов и выездов — они делали жизнь невыносимой. Отдел аренды у них чудит — недавно сделали грузовые лифты платными. Электрику и пожарную безопасность замучили проверять. Еще и санузлы в отвратительном состоянии».  

xTzLu5bSYBM.jpg

Сейчас художник работает в мастерской у своего друга, и, помимо основной деятельности, вместе с несколькими коллегами пишет программу взаимодействия с властями — они намерены сотрудничать по ряду параметров. «Мы можем делать граффити по городскому заказу, заниматься ландшафтным дизайном, можем работать на районном уровне с детьми — проводить обучение и мастер-классы, — перечисляет Александр. — Мастерские, которые могут выделить нам  на льготных условиях, сегодня для многих будут спасением — раньше у хороших художников заказов было на полгода вперед, а сейчас люди сидят по несколько месяцев без заработков. Для владельцев помещений в любой промзоне — это, естественно, не оправдание, зато стоимость аренды постоянно повышается». 

2019-01-23 08.36.55.jpg

Художественные запросы

Илья Колесников работает дизайнером в концертном агентстве, делая афиши и баннеры. Кроме того, он студент школы Родченко. Илья изучает современное искусство, в дальнейшем намерен заниматься живописью. В рамках учебного процесса необходимо делать арт-объекты, при этом в самой школе не так много места, чтобы выполнять самостоятельные работы. Илье пришлось заняться поисками мастерской. В этом ему помог паблик в Facebook «Ищем мастерскую» (в этой группе состоят около 2,5 тыс. человек и регулярно появляются объявления с предложениями по аренде помещений для творчества). Там ему удалось найти подходящий вариант. Находится помещение в одном из зданий бизнес-парка «Союз» на Лужнецкой набережной, стоит 10 тыс. руб. в месяц. Площадь небольшая — всего 4 кв. м, там нем нет окон, - раньше это была душевая комната. Но художник доволен: «За пару месяцев сделал там несколько проектов, один из них - модель ракеты из восковых свечей», - рассказывает Илья. Два на два метра — не так уж и мало, уверен он: «Двухметровое полотно — это картина довольно большого формата». Впрочем, когда мастерская нужна не только для творчества, но и для коммерческих работ или студийных занятий, двумя «квадратами» вряд ли можно ограничиться.

50418307_769007383460420_8897748412703703040_n.jpg

Реставратор Егор Куликов недавно снял площадку под мастерскую на Семеновской в здании бывшего швейной фабрики. Прежде Егор арендовал помещение в Звенигороде и в Одинцово, но потом понял, что за пределами города работать неудобно. «Клиенты часто спрашивают, можно ли посмотреть мастерскую. Людям важно видеть как мы работаем, в какие руки попадают их предметы. Услышав про Подмосковье, потенциальные заказчики пропадали, - объясняет Егор. - Сейчас договориться куда проще. Надо понимать, что 95% всех клиентов живут в Москве, и ездить в город на встречи и за материалами приходится несколько раз в неделю».

niidar lofthut2.jpg
 
Условия работы на Семеновской едва ли не идеальны: помимо расположения, это круглосуточный свободный доступ и отсутствие препятствий для завоза — вывоза мебели. Как отмечает Надежда Левитина, совладелец стартапа Broccoli School (курсов современного искусства), сегодня в Москве нет дефицита с тем, чтобы найти мастерскую, проблема в другом — быстро найти уже подготовленное пространство. Для работы нужно, чтобы зимой было тепло, а в бывших заводских пространствах, в которые могут себе позволить въехать художники, часто нет батарей, и окна не держат тепло. В НИИДАРе это очень распространенная проблема. Арендаторам приходится серьезно вкладываться в оборудование помещений. 

31_big.jpg

Для своей школы Надежда и ее партнер Мария Ковалева нашли пространство, которое снимали их знакомые, и договорились о том, что будут его использовать на условиях субаренды. «Мы подыскали мастерскую быстро. Это было светлое, большое помещение, смотрелось как цех, оно не отапливалось, - вспоминает Надежда. - Мы уже собрались запустить свой проект, договорились провести там лекцию,  разослали участникам приглашения. Но накануне вечером там ребята сделали перепланировку, не договариваясь ни о чем с нами. В итоге помещение перестало годиться для чего бы то ни было». Старт проекта в результате пришлось отложить, решено было перенести его на начало этого года, и сейчас Broccoli School ищет новое помещение. Совладелицам школы остается надеяться, что новых сюрпризов не будет. 


Теги: #