Ковчег с видом на Кремль

Ковчег с видом на Кремль

Ковчег с видом на Кремль
Ковчег с видом на Кремль
Дом ЦИК и СНК СССР, именно так он назывался изначально, был сдан осенью 1931 года. Первые новоселы стали заселяться уже в декабре. В это же время произошло еще одно историческое событие – был взорван храм Христа Спасителя, расположенный неподалеку. Возможно, это обстоятельство положило начало страшной череде событий, которые не миновали ни одного из жильцов. «Московская перспектива» вспоминает истории и легенды, связанные с Домом на набережной, и выясняет, что происходит здесь сейчас.

Автором грандиозного со­оружения в стиле конструктивизма стал известный архитектор Борис Иофан, который специально вернулся из Италии в Советскую Россию по приглашению главы ОГПУ Генриха Ягоды ради этого проекта. Комплекс, состоящий из 8 корпусов высотой от 9 до 11 этажей, 505 квартир и 25 подъездов, занимает площадь 3,3 га. До 1952 года это было самое высокое жилое здание Москвы. «Дом был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом». Так напишет через 45 лет Юрий Трифонов в романе «Дом на набережной», с легкой руки которого в Москве и прижилось это название. Образ ковчега как нельзя лучше подходил этому дому – столь разнообразны и неповторимы были судьбы его обитателей.
Построенный на Болотном острове, он занимает почти квартал, выходя на улицу Серафимовича и Берсеневскую набережную. Изначально планировалось, что дом станет личной резиденцией Иосифа Сталина (правда, вождь никогда не жил в нем, но здесь были квартиры его детей – Светланы Аллилуевой и Василия Сталина), а остальные помещения займут сотрудники ЦИК, СНК, Комиссии партийного контроля, руководство ЦК ВКП(б), наркомы и их заместители, служащие Кремля и представители советской элиты.

Символ новой власти
Строительство велось с 1927 по 1931 год. Масштабное сооружение было призвано символизировать жизнь новой эпохи. Здание спроектировано так, что его обитали могли вообще не думать о быте. Здесь было все необходимое для полноценной жизни: универмаг, прачечная, спортзал, столовая, детский сад, магазин-распределитель, амбулатория, почта, библиотека, обширные подвалы, где были снеготаялка и мусоросжигательные печи. Культурный досуг обеспечивали ДК им. Рыкова (сейчас Театр эстрады) и кинотеатр «Ударник», в котором перед сеансами выступали Клавдия Шульженко и Леонид Утёсов.
Правда, квартиры в доме были неоднозначными. Самыми привилегированными считались в первом и втором подъездах – с видами на Кремль. Их площадь достигала 300 кв. метров. Менее престижными были те, что окнами выходили на трубы здания ТЭЦ, химчистку или прачечную. Маленькие квартиры (по 40 метров) предназначались для прислуги. Размер и качество жилья строго регламентировались в зависимости от заслуг ее хозяина перед государством. Например, поэт Демьян Бедный не раз менял место жительства внутри дома – по этой миграции можно было судить, насколько он в фаворе у власти в данный момент. Помимо Бедного здесь жили Алексей Рыков, Лаврентий Берия, Никита Хрущев, маршалы Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, режиссер Григорий Александров, писатель Михаил Кольцов, академик Николай Цицин, авиаконструктор Артем Микоян, шахтер-ударник Алексей Стаханов, летчики Михаил Водопьянов и Николай Каманин, писатель Александр Серафимович и др.
Архитектор Борис Иофан спроектировал и дизайн квартир: потолки высотой до 3,7 метра с лепниной, газовые плиты, телефоны, радиоточки, мусоропроводы, дубовый паркет, деревянные двери и внутреннее убранство – все было отменного качества. Жильцам не нужно было даже думать о том, что будет находится в квартире – мебель в них уже была, правда, казенная. Инвентарные номера стояли на буфетах и столах, на крышках унитазов и даже на туалетной бумаге. Удивительно, но в 300-метровых квартирах находятся крошечные кухни – считалось, что строители коммунизма не должны отвлекаться на такие мелочи, как приготовление еды. Обеды доставляли жильцам прямиком из кремлевской столовой.

Дом на могильных плитах
Сейчас сложно представить, но Дом на набережной мог быть розового или желтого цвета. Изначально Борис Иофан планировал облицевать здание розовой гранитной крошкой, чтобы оно гармонировало со стенами Кремля. От этого проекта отказались из-за его дороговизны. А желтый цвет был отвергнут из-за близости котельной трамвайной подстанции. Смог быстро бы привел в негодность желтые стены. Поэтому решили остановиться на свинцовом цвете. Возможно, этот мрачный оттенок определил дальнейшую судьбу дома. Ведь как только его не называли москвичи – «улыбкой Сталина» и «домом предварительного заключения», «казематом на Берсеневской» и «этапом ГУЛАГа», «братской могилой» и «кремлевским крематорием». И в городском фольклоре прослеживалась суть жизни в этом элитном доме. Более 800 человек, а это около трети жильцов дома, были репрессированы, расстреляны, погибли в сталинских лагерях. Старожилы города тогда только пожимали плечами – а что вы хотите, дом-то на могильных плитах стоит… И это неоспоримый факт. Чтобы расчистить место под строительство, сносили небольшие особнячки и соляные склады, эта же участь должна была постичь и близлежащую церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Но ее удалось спасти, а вот могильные плиты с погоста пошли на строительство фундамента. Нехороший знак…

Легенды и мифы Берсеневки
Это не единственная легенда, связанная с Домом на набережной. Много вопросов у исследователей вызывал подъезд № 11. Долгое время считалось, что по приказу главы НКВД Генриха Ягоды его специально сделали нежилым, чтобы сотрудники спецслужб могли вести прослушку. Это не совсем так. Во время строительства именно в нем случился пожар, а чтобы сдать объект в срок, его площадь разделили между соседними подъездами. Если говорить о чекистах, то они действительно жили в этом доме, маскируясь под комендантов, консьержей и лифтеров. Еще существует поверье, что под домом находится подземный ход, ведущий то ли к Кремлю, то ли прямо на Лубянку. И будто бы он был прорыт еще в незапамятные времена Малютой Скуратовым. Жильцы дома уверяют, что в детстве исследовали этот проход и что он действительно раздваивается в районе дома Пашкова, старого здания Библиотеки им. Ленина. Однако официальных заявлений на этот счет нет.

Как и положено дому с богатой историей, в нем водятся привидения. Старожилы рассказывают, что иногда ночью здесь можно встреть призрак девушки – дочери командарма. По легенде, ее родителей арестовали на службе, а когда чекисты приехали за ней, она, вооруженная отцовским наганом, пообещала пристрелить любого, кто попробует войти. Тогда глава НКВД Николай Ежов отдал распоряжение замуровать девушку в квартире. Было ли это на самом деле – неизвестно, фамилия бесстрашной девушки исчезла в анналах истории. А вот героический поступок академика Николая Цицина обитатели дома помнят до сих пор. Ночные аресты были тогда обычным делом. Однажды, услышав плач соседского ребенка, ученый зашел в квартиру через незапертую дверь и сразу все понял – родителей девочки забрали, скоро придут и за ней. Он спрятал ребенка у своих дальних родственников, чем, возможно, спас ей жизнь. Судьба была благосклонна и к нему – никто из соседей не написал на него донос.

А что сейчас
К счастью, мрачные страницы истории остались в прошлом. Сейчас о них напоминает лишь музей «Дом на набережной», созданный в конце 1980-х по инициативе жильцов дома и Ольги Романовны Трифоновой – вдовы писателя Юрия Трифонова. В коллекции музея находятся документы, фотографии, личные вещи жильцов и предметы интерьера.
Сменился и состав жильцов – теперь, чтобы поселиться в квартире в элитном здании, не нужно быть Героем Советского Союза или номенклатурным чиновником. Даже цена (квадратный метр здесь сейчас стоит около 490 тыс. рублей) не самая заоблачная для Москвы. Трехкомнатные квартиры в Доме на набережной оценивают в 55 млн рублей. Цена на пятикомнатную площадью 204 кв. метра – 95 млн. Арендовать небольшую студию в 33 «квадрата» можно за 60 тыс. в месяц, трехкомнатная обойдется в 200 тыс. рублей.

Жилье здесь до сих пор входит в разряд элитного, хотя риелторы находят много минусов у некогда привилегированного дома – большой трафик, многолюдно, нет мест под парковку автомобилей, проходной двор, шумно, не самый чистый воздух, до ближайшего парка «Музеон» идти приличное расстояние. Но есть и плюсы – например, знаменитые соседи. Для кого-то это тоже важно. Сегодня среди владельцев квартир, к примеру, актеры Александр Домогаров, Наталья Андрейченко, певица Наталья Ионова (Глюк’оza). Художественный руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов тоже приобрел в знаменитом доме квартиру. В ней живет его дочь Алиса. Здесь можно встретить даже Патриарха Кирилла (в миру Владимира Гундяева) – по официальной версии в принадлежащей ему квартире проживают его троюродные сестры.

Ну а остальных москвичей привлекают сюда прежде всего локация и общественные места, ставшие центром притяжения. Уже открыт самый амбициозный проект нынешнего года – Дом культуры «ГЭС-2». То самое здание, что носило название «Трамвайная» и портило своими трубами вид из окон жильцам южного сектора. Теперь оно превратилось в современную фабрику искусств, а эти самые трубы будут фильтровать воздух, солнечные батареи на крыше производить энергию, а березовая роща у самых стен дома радовать шелестом листьев.

Совсем скоро откроется и обновленный Театр эстрады. Сейчас здесь идет масштабная реконструкция. Специалисты восстанавливают несущую способность конструкций, реставрируют фасады здания. В помещениях театра заменят старые системы водо- , тепло- и электроснабжения, вентиляции и кондиционирования, фасадного электроосвещения. Восстановят историческую планировку и отреставрируют интерьеры, в том числе гипсовый лепной декор, штукатурный слой стен и потолков. В зрительном зале и фойе воссоздадут паркет из древесины. Первых зрителей Театр эстрады примет уже в начале будущего года.
Репинский сквер, открывшийся после реконструкции ко Дню города, был создан в честь 800-летия Москвы. В новом облике он повторит стилистику 1940-х годов. Фонари и скамейки, качели и фонтаны – все здесь будет напоминать о послевоенной Москве. Расположенный напротив Дома на набережной, сквер станет местом прогулок и размышлений о недавней истории нашего города.

Теги: #