Корабли ложатся на курс - Московская перспектива

Корабли ложатся на курс

Корабли ложатся на курс
Корабли ложатся на курс
Началось остекление фасадов Южного речного вокзала. Одновременно проводят укрепление конструктивных элементов и облицовку здания, написал мэр Москвы Сергей Собянин в Telegram-канале. По словам градоначальника, все работы по реконструкции завершатся в этом году. «Южный речной вокзал станет важным транспортным узлом и новым общественным пространством в Нагатинском затоне. В здании расположатся кафе, выставочные зоны, медиазал и детские площадки. С крыши откроется красивый вид на Москву-реку и проплывающие по ней кораблики. На причале появятся информационные экраны, Wi-Fi, порты для зарядок и удобные сиденья. А желающие смогут отправиться в круизы по 30 городам России», – отметил Сергей Собянин.

Почти за 90 лет своего существования Южный речной вокзал несколько раз менял здания и адреса. Вслед за Северным речным вокзалом теперь ведется его масштабная реконструкция. Он должен стать полноценным транспортным узлом столицы и популярным местом отдыха горожан. Вокзал для речных судов появился на юге Москвы в 1930-х годах. Изначально он находился в Кожуховской гавани, где тогда заканчивалась городская территория. Рядом проходила железнодорожная ветка, поэтому с поезда можно было пересесть на речной транспорт и отправиться мимо Коломны на юг страны. По Москве-реке суда попадали в Оку, Каму и Волгу.

Южный речной вокзал, в отличие от грандиозного сооружения в стиле сталинского ампира – Северного вокзала, получил только временное деревянное здание. Но и оно запомнилось москвичам своей необычной архитектурой. Работал над ним одессит Роман Хигер, известный как архитектурный критик и идеолог конструктивизма. В оформлении использовали ультрамариновые оттенки с намеком на южную ночь, а купол здания выкрасили в глубокий черный цвет. В 1972-м речной вокзал перенесли ниже по течению в Нагатинский затон, а прежнее деревянное строение разобрали. Правда, постоянного места для него так и не нашли, расположив на дебаркадере, стоящем на правом берегу Москвы-реки. Впрочем, эта конструкция больше 10 лет исправно служила для посадки и высадки пассажиров.

Постоянное здание в стиле советского модернизма у вокзала появилось лишь в 1985 году. Это было современное двухэтажное строение с широкими окнами и башней, венчал которую шпиль с наконечником в виде силуэта парусника. Фасад здания украшали пять женских скульптур, символизирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское моря, с которыми связана столица. В торце здания находилась еще одна скульптура – большой компас с символом Москвы в центре циферблата.
В 1986 году отсюда в первый рейс отправился теплоход «Павел Юдин», который повез туристов в Астрахань. Но в 1990-х спрос на поездки упал, а поддержание инфраструктуры вокзального комплекса требовало больших расходов, в результате он начал приходить в упадок. В его залах, а потом и снаружи здания развернул работу стихийный рынок.

Судьба Южного речного вокзала и прилегающих к нему территорий изменилась после открытия в 2020 году в Нагатинской пойме парка развлечений «Остров мечты». Вокзал вновь получил возможность развиваться как место для отдыха москвичей и гостей города, а в 2021-м стартовала его масштабная реконструкция. Строители должны привести в порядок набережную и соседние с ней прибрежные территории. Рядом построят галерею современного искусства и многофункциональный центр с офисами, ресторанами и магазинами. Вокруг вокзала появятся зарядные станции для электромобилей, парковки для электросамокатов и велосипедов.

Через затон Новинки перекинут два пешеходных моста, которые свяжут новые дома на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» со строящимися жилыми комплексами на противоположном берегу Москвы-реки, технопарком и «Островом мечты». Таким образом, Южный речной вокзал станет новой точкой притяжения столицы. Здесь можно будет погулять, развлечься и, конечно же, сесть на теплоход. Отсюда возьмут старт некоторые вод-ные экскурсионные маршруты по центру города, а круизные лайнеры начнут перевозить пассажиров в Нижний Новгород, Калязин, Коломну. В дальнейшем запустят рейсы до Ярославля, Твери, Казани и даже до Перми, пообещал Сергей Собянин.