Кампус науки и творчества

Кампус науки и творчества

Кампус науки и творчества
Эксперты обсудили, какими должны быть университетские кластеры

Первая дизайн-сессия по разработке концепции образовательного пространства нового поколения прошла в рамках Московского урбанистического форума в пространстве «Заповедное посольство» парка «Зарядье». Молодежные команды, состоящие из студентов, аспирантов, молодых ученых из МГИМО, Академии им. Строганова, МАрхИ, РУДН при участии профессиональных исследователей, дизайнеров и архитекторов, в течение четырех часов разрабатывали подходы к концепции образовательного пространства нового поколения.

Какими должны быть современные университеты, как новые кампусы и образовательные пространства будут изменять города, могут ли институты рождать новые смыслы для общества – эти и другие темы обсуждались с учетом задач продвижения экспорта образования, развития человеческого потенциала, а также интеграции образования в экономику и городское развитие.

Дискуссия получила красивое название «Архитектура образовательного пространства» и была организована Форумом «Трианонский диалог» и Фондом «Московский центр урбанистики «Город». Гости из Франции и России, эксперты в области архитектуры, дизайна и образования выступили перед участниками сессии с мини-лекциями о том, как видится будущее кампусов и университетов в России и за рубежом. Практически единодушно прозвучало мнение, что создавать строения нового поколения должны представители именно нового поколения архитекторов и дизайнеров, поскольку эти представители являются частью генерации, которая будет развиваться, обучаться, разрабатывать и создавать перспективные концепты.

Кураторами работы групп в проектировочном формате выступили промышленный дизайнер Александр Уваров и промышленный дизайнер, создатель и директор компании Wiesel Design, профессор Национального института дизайна Глеб Визель.

Итогом прошедшего мероприятия станет концепция современного образовательного пространства, которое может быть реализовано в проектах строительства новых кампусов, студенческих городков и научно-образовательных территорий не только в Москве, но и в других регионах России. Интерес к проектам создания новой образовательной среды также проявили специалисты из Франции, что открывает возможности продуктивного диалога и реализации совместных проектов вузами обеих стран.

Прямая речь

Алексей Расходчиков,

сопредседатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город»

Главной темой этого года для Трианонского диалога выбрано «Образование и просвещение». Это более чем актуально сейчас, когда уже не нефть и газ и даже не производство определяют успешность национальных экономик, а качество науки и образования, то есть развитие человеческого капитала. Россия и Франция сегодня активно развивают свои университеты, экспорт образования, стремясь занять лидирующие позиции в мировых рейтингах. Это происходит в условиях жесткой конкуренции со старыми лидерами – США и Великобританией и новыми стремительно развивающимися игроками – Китаем, Индией, Сингапуром.

Одним из ключевых вопросов развития экспорта образования становится создание современных кампусов и студенческих городков или, если сказать шире, – новой образовательной среды.

Но можем ли мы с высоты своих кресел и опыта сформировать такие образовательные пространства, которые бы отвечали потребностям нового поколения? Скорее всего – нет. Слишком большие изменения произошли в обществе за последние 20 лет. Сегодняшние студенты и молодые ученые принадлежат к поколению, которое не читало книг и газет, мало интересовалось телевидением. Зато с раннего детства освоило компьютеры, интернет и смартфоны. Они по-другому работают с информацией, у них другая система восприятия, другие практики и ценности.

Поэтому на полях международного форума MIPIM Артем Мальгин сформулировал новую для нас задачу развития университетских кампусов. Родилась идея привлечь к участию в проектах команды молодых архитекторов из Франции и России. Замысел прост: пусть вчерашние выпускники или сегодняшние студенты архитектурных вузов сами спроектируют свое образовательное пространство. Конечно, это необходимо делать под руководством уже состоявшихся специалистов. Но обязательно с участием молодежных команд.

Создание современного конкурентоспособного пространства – это нетривиальная задача. Оно должно быть интегрировано не только с экономикой, но и с теми социальными процессами, которые происходят в обществе. И если первый вопрос сегодня успешно решается через создание бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных кластеров (таких, например, как «Софи Антиполис»), то в вопросе взаимодействия университетов с обществом обратная ситуация – мы наблюдаем снижение влияния всех институтов и вузов в том числе на процессы социализации молодежи и развития сообществ. Университеты перестают быть генераторами социальных изменений, перестают порождать притягательные для новых поколений смыслы. И это становится большой проблемой для общества. Когда идеи и смыслы рождаются в политической среде, а новые кумиры – в шоу-бизнесе, мы получаем то самое общество бессмысленного спектакля, о котором писал Ги Дебор, – общество конфликта.

Мы провели первое обсуждение проекта в рамках Московского урбанистического форума в формате дизайн-сессии с участием российских и французских экспертов в области образования, архитектуры и дизайна современных пространств, интеграции образовательных процессов в экономику и практики развития городов.

Результатом должны стать несколько вариантов концепции создания современного образовательного пространства. Это может стать содержательным началом большой работы по преобразованию кампусов и территорий наших вузов и развитию экспорта образования.

Теги: #