Как проекты PropTech меняют рынок недвижимости

Как проекты PropTech меняют рынок недвижимости

Как проекты PropTech меняют рынок недвижимости
Как проекты PropTech меняют рынок недвижимости
Сфера недвижимости в силу своей фундаментальности довольно инертна к технологическим трендам, но даже в ней происходят заметные сдвиги. Наряду с уже привычными BIM-технологиями, которые сегодня внедряются при строительстве большинства зданий, популярность набирает термин PropTech (property technologies). В России это относительно новый сегмент, в который продолжают входить свежие игроки.

Первыми ласточками PropTech-индустрии стали два проекта, о которых сегодня знают практически все. Это международный Booking, основанный в 1996 году, и российский ЦИАН, запущенный в 2001-м. Позднее, в 2008 году, появилось приложение для самостоятельных путешественников Air BnB, а в 2010 году – американский WeWork, предоставляющий рабочие пространства. Но серьезные очертания технологический рынок недвижимости стал приобретать лишь
к 2013 году – тогда количество вложений в PropTeсh-стартапы превысило миллиард долларов. В прошлом году общий объем мировых инвестиций в отрасль составил около 20 млрд долларов. По сравнению с мировыми показателями, в основном сосредоточенными в Кремниевой долине, российские выглядят довольно скромно – в прошлом году общий объем вложений не превысил 10 млн долларов.

Но запрос на цифровизацию бизнес-процессов и получение новых сервисов, упрощающих общение с клиентами, есть, и существует он довольно давно. «Мы отдаем себе полный отчет в том, что имеющиеся технологии уже не справляются с новыми реалиями. Требуются новые сервисы, упрощающие строительные процессы и позволяющие развиваться», – отмечает первый заместитель генерального директора ГК «Самолет» Виталий Руденко. Эпидемия коронавируса и режим самоизоляции также подталкивают девелоперов к переходу в онлайн – сейчас как никогда актуальны сервисы по удаленному просмотру жилья и покупке квартиры без посещения офиса.

Сегодня на рынке PropTech работают несколько отечественных компаний, предлагающих цифровые решения для оптимизации бизнес-процессов. Например, компания «Домиленд» совместно с крупным столичным девелопером ГК «А101» разработали программу цифрового управления коммерческой недвижимостью. Приложение «А 101 Бизнес» уже можно скачать в App Store и Google Play. Рассчитано оно на собственников и операторов коммерческих помещений во всех жилых комплексах застройщика. Собственники недвижимости смогут найти в приложении арендаторов, а также вести с ними все взаиморасчеты. А арендаторам доступен выбор типа бизнеса, информация о расположении ближайших конкурентов, а также перечень подходящих помещений из числа непроданных или сдающихся в аренду другими собственниками. Еще одна функция «А 101 Бизнес» – владельцы коммерческих объектов могут обращаться напрямую к жителям. Это могут быть услуги доставки, объявления об акциях и скидках, открытии новых объектов, онлайн-запись и другая полезная информация. «Уже сейчас приложение набрало аудиторию в 80 тысяч человек. А к осени обновим приложение, добавив в него новые функции», – говорит коммерческий директор ГК «А101» Анна Боим. В новой версии приложения помимо оплаты коммунальных услуг и отслеживания обращений, которые сегодня доступны в приложениях других девелоперов, появятся сервисы по оформлению гостевых пропусков, проведению онлайн-собраний, участию в опросах, размещению объявлений и т.д.

Другое приложение «Домиленд» запустил совместно с банком ВТБ. Это цифровая доска объявлений, главная особенность которой – возможность размещать публикации локально, только для жителей своего дома. Это может быть запрос на аренду паркинга, объявление о потере питомца или ключей и многое другое. Благодаря сервису возможность попасть на мошенников сведена к нулю – ведь размещать публикации могут только авторизованные пользователи. «Если раньше наши приложения были ориентированы на общение управляющей компании и жителя, то сейчас происходит переломный момент, когда мы смещаем фокус на P2P-коммуникацию – формат взаимодействия жителей с жителями. Сервис будет развиваться, и в дальнейшем пользователи смогут масштабировать аудиторию: давать объявление на двор, жилой комплекс, район или, наоборот, размещать сообщения точечно для соседей в своем подъезде», – рассказывает генеральный директор сервиса Дарья Воронова.

Не отстают и госструктуры. В 2017 году Сбербанк запустил сервис для поиска, продажи, покупки и аренды жилой и коммерческой недвижимости, а также оформления ипотеки «Домклик». А департамент градостроительной политики давно и успешно работает над переводом государственных услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид. Благодаря снижению административных барьеров строительные процессы ускоряются, упрощая жизнь застройщикам. Многие девелоперы запустили на своих проектах системы онлайн-продаж и услуги по удаленному оформлению ипотеки, а компания Sistema VC создала сервис TraceAir, который с помощью дронов позволяет перевести ход работ в цифровой формат.

Однако рынок PropTech по-прежнему остается проектоемким – это огромное поле для деятельности, которое пока практически не освоено, особенно в России. По данным исследования агентства PwC, в ближайшем будущем успехом будут пользоваться системы умного дома и умных городов, сервисов удобного управления недвижимостью, а также приложений, которые помогают упростить жизнь жителей.

 

Теги: #