Качественный акцент - Московская перспектива

Качественный акцент

Качественный акцент
Качественный акцент Фото: АГН Москва
Московские власти изменили принципы градостроительной политики в соответствии с задачами нацпроекта

Улучшение качества городской среды является главным приоритетом градостроительной политики столичных властей. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, чем больше город вкладывает в людей, тем большую отдачу получает. Каждый бюджетный рубль, вложенный в реализацию транспортных проектов, принес три рубля частных инвестиций. Всего за последние 8 лет инвесторы вложили в экономику Москвы 2,4 трлн рублей. 

Взаимосвязь между созданием качественной городской среды и экономическими показателями обсудили участники панельной дискуссии «Среда для развития. Комфортный город как драйвер экономики». Глава Минстроя Владимир Якушев напомнил, что рост качества городской среды является одной из задач национального проекта по жилью. К 2024 году количество городов с неблагоприятной городской средой должно сократиться в два раза. Замеры начнут проводить уже этой осенью: для объективной оценки правительством утверждены 36 индикаторов, среди которых безопасность, экология, благоустройство, качество общественного транспорта и дорог, доступность учреждений социальной сферы и даже такой необычный показатель, как количество фотографий в излюбленных у горожан местах. Он, по словам Владимира Якушева, отражает количество центров притяжения для населения. К обсуждению вопросов, связанных с улучшением качества городской среды, планируется привлекать и самих горожан. К 2024 году не менее 30% жителей от 14 лет и старше в каждом муниципальном образовании должны принимать участие в таких дискуссиях. «Мы должны менять города, учитывая мнение населения», – подчеркнул Якушев.  

По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, московские   власти уже изменили принципы своей градостроительной политики в соответствии с задачами нацпроекта. «Если раньше мы делали акцент на количестве – сколько будет построено жилья, сколько станций метро, то сейчас склоняемся к качеству жизни», – отметил заммэра. По его мнению, нужно считать не средние показатели по городу, а что нужно жителям в каждом конкретном районе, и вместе с гражданами формировать программу строительства и благоустройства. Основными слагаемыми комфортного города являются: удобная транспортная сеть, комфортное жилье с благоустроенными дворами, детсад и школа рядом с домом, современное здравоохранение, культура и отдых в транспортной доступности, новые центры притяжения рабочих мест и благоустроенные общественные пространства.  

Марат Хуснуллин напомнил, что в Москве еще недавно был дефицит транспортной инфраструктуры, который тормозил развитие городской среды. Поэтому основные вложения – до 68% всей Адресной инвестиционной программы – городские власти делают в развитие транспорта. Ежегодно в рамках АИП на транспортную инфраструктуру выделяется около 600 млрд рублей. «Это позволяет нам ежегодно строить не менее 100 км дорог, десятки сложных транспортных сооружений, рекордными темпами расширять систему метро, интегрировать в городскую сеть железнодорожный транспорт, развивать программу транспортно-пересадочных узлов», – рассказал заммэра. 

За прошедшие годы в российской столице было построено около 800 км дорог, а также 155 км линий и 81 станция метро и МЦК. До конца 2023 года власти намерены ввести в эксплуатацию более 130 км линий и 50 станций метро, а также шесть электродепо. Кроме того, в планах завершение формирования системы скоростных хордовых магистралей – Северо-западной, Северо-восточной и Юго-восточной хорд, а также Южной рокады. Всего до 2023 года в Москве планируется построить около 570 км дорог, более 150 тоннелей, мостов и эстакад, а также 61 пешеходный переход. Марат Хуснуллин подчеркивает, что все это влияет на улучшение качества жизни в городе. 

При этом рост качества  городской среды оказывает позитивный эффект на экономику. «Везде на 1 рубль городских вложений в транспортные проекты пришли 3 рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сферы», – сообщил глава стройкомплекса. Так, запуск МЦК повысил экономическую и социальную сбалансированность города, привел к повышению многофункциональности прилегающих территорий. Строительство новых станций метрополитена ускоряет развитие экономики городских районов. К тому же реализация проекта МЦД даст импульс к вовлечению в хозяйственный оборот площадей, которые не используются сегодня в городе и в Подмосковье. И даже программа благоустройства набережных Москвы-реки (к 2023 году планируется привести в порядок все 200 км) – это не только про комфорт, но и про экономику. Благодаря этому проекту в городе появится около 40 новых площадок с общественными пространствами, прогулочными зонами, кафе, детскими и развлекательными площадками. 

В результате создания новых предприятий и рабочих мест, которые по понятным причинам тяготеют к объектам транспортной инфраструктуры, каждый год примерно на 20% растет доходная часть городского бюджета. Это, в свою очередь, позволяет горадминистрации направлять все большее количество средств в развитие Москвы. «Чем больше город вкладывает в людей, тем большую получает отдачу», – резюмировал Марат Хуснуллин.