Первая в Сирии: как москвичка решилась на кругосветку

Первая в Сирии: как москвичка решилась на кругосветку

Первая в Сирии: как москвичка решилась на кругосветку
Первая в Сирии: как москвичка решилась на кругосветку Фото: личный архив Ирины Сидоренко

В мае 2017 года москвичка Ирина Сидоренко уволилась с работы, собрала вещи, упаковала их в машину и отправилась в кругосветное путешествие на старенькой HundaiElantra. За плечами у нее были 20 лет в журналистике и PR, годичный опыт вождения, два взрослых сына. В компаньоны она взяла собаку Грету, и спланировала за полтора года обогнуть земной шар. Срок истек - на счетчике прибавилось 74 тысячи километров, но позади пока лишь Европа и Африка. Останавливаться Ирина не собирается. Месяц назад она стала первой иностранкой, которая пересекла сирийскую границу на машине. 

IMG_20171208_115738.jpg

О Сирии

Я совсем не собиралась в Сирию. Было несколько вариантов выехать из Африки, Сирия не входила ни в один из них. Границы были закрыты, да и пугала сама перспектива проехать через воюющую страну. Потом все случилось стремительно: пришла информация, что должна открыться иорданско-сирийская граница, и я в итоге пересекла ее в первый же день после открытия. Кстати, горжусь тем, что стала первой иностранкой, приехавшей в Сирию после длительного военного конфликта на автомобиле по сухопутной границе. Сначала я хотела проехать Сирию транзитом за два дня. Но Сами Шиха, сирийский генерал в отставке, сказал мне: «В стране сейчас спокойно, ты должна увидеть ее». 

С Сами Шиха я познакомилась случайно, изучая возможности перебраться в Азию. С ним меня свел военный журналист Роман Сапонков. Сами помогал российским военным журналистам работать в Сирии в местах боевых действий. Это благодаря Сами репортажи из Сирии делают оперативные и достоверные. Сами знает русский, у него есть связи с командованием сирийской армии, понимание темы — словом, бесценный человек. Сами встретил меня в Латакии и показал мне настоящую Сирию. Людей, которые любят жизнь, любят мир, всеми силами стараются восстановить его на этой земле. 

До Латакии из Дамаска мне помог добраться Али, лучший друг Сами. На всех многочисленных блок-постах, что были на трассе, он говорил какое-то волшебное слово, и меня пропускали вслед за ним, не спросив паспорт, без досмотра машины. Велкам ту Сирия! Хорошо! Руссия гуд! Военные приветливо махали мне рукой. 

Из Латакии в Алеппо сейчас можно попасть только по объездной дороге, сделав крюк в сотни километров. Прямая скоростная трасса закрыта для автомобильного транспорта. 
Я не поняла сначала, почему Сами настоял, чтобы в Алеппо я ехала не одна, а в сопровождении его друга. И я ждала два дня, когда Али уладит свои дела и сможет поехать со мной. 
На трассе встречается разбитая и сожженая техника: бензовозы, бэтээры, автомобили. Это колонна с российским конвоем была расстреляна, - сухо объяснил мне Али. В кювете стоял сгоревший пассажирский автобус. 

44911909_2145939088750675_5178893199267069952_n.jpg

Большинство поселений вдоль трассы превращены войной в руины. О безопасности освобожденных территорий можно судить по блок-постам сирийской армии, они обозначены цветом сирийского флага и портретом президента страны. По дороге в Алеппо их много. 

Самый большой город в Сирии больше всего пострадал от военных действий. В Алеппо кругом следы разрушений. И несмотря на то, что город освобожден и взят под контроль правительственными войсками почти два года назад, следы войны еще долго будут заметны здесь. Но все же этот город со старинной каменной архитектурой, красивыми угловыми балконами восстанавливается. Расчищаются завалы, ремонтируются здания, площади, дороги. Вечером горят иллюминации, люди гуляют, отдыхают, в ресторанах почти нет свободных мест. 

Во время ужина я слышу раскаты, похожие на гром. Но это не природные звуки - армия громит боевиков в пригородах Алеппо. Эти раскаты я слышала еще несколько раз ночью из открытого окна отеля. 
«Спасибо богу за безопасность», - это были первые слова Али, когда мы вернулись в Латакию. 

Уже месяц как я покинула Сирию. Сейчас я в Ливане. Я знала, что планы не работают, но что все совсем будет по-другому, не предполагала! Я планировала в этот день завершить свое путешествие, уже обогнув весь мир. Но пока обогнула только меньшую его часть! И возвращаюсь в Турцию, чтобы продолжить путешествие по Азии. 

О том, как рождаются идеи

В свой первый в жизни отпуск я отправилась когда мне было 28 лет. На море впервые оказалась в 32 (и то не в отпуске, а в командировке от Союза журналистов). Но в мечтах я всегда была исследователем. Мысль о дальних краях то и дело будоражила сознание. Раньше желание бросить все и отправиться путешествовать возникало при разных жизненных неурядицах. Сначала думала ехать автостопом. Потом предполагала, что облечу мир на самолетах. Но когда все уравновешивалось, я об этом забывала и оставляла идею кругосветки. Правда, идея не оставила меня.

Четыре года назад друзья поехали в кругосветку на машине. Мне это показалось интересным. Я решила сделать так же. Получила права. Купила автомобиль. Провела год за рулем. Проверила себя, съездив в Крым, Грузию и Марокко.

IMG_20171103_165213.jpg

О несбывшихся планах - почему кругосветку не получилось совершить за полтора года

В дороге все непредсказуемо, а тем более в путешествии такого формата, как у меня. Мне пришлось изменить маршрут. Из России я доехала до Турции, оттуда собиралась в Африку. Но не вышло. Раньше из Турции до Египта ходил паром, но из-за войны в Сирии его отменили. Я тогда решила проехать в Египет через Израиль. Добралась до Хайфы на грузовом корабле за 600 долларов,  но там меня тормознула израильская таможня - их не устроили мои документы на собаку. Мы не прошли их ветконтроль, потому что срок действия справки только 10 дней, и она должна быть выдана в стране происхождения животного. В итоге пришлось возвращаться в Европу, ехать через Испанию в Марокко. Это уже нарушило изначальный план и удлинило путь. Вместо обкатанного всеми кругосветчиками маршрута - через Египет по Восточному берегу Черного континента я отправилась через Западную Африку, из Марокко в Западную Сахару, Мавританию и так далее. Таких ситуаций с изменением маршрута и незапланированными паузами в дороге было несколько. Три месяца я провела в ЮАР. Искала варианты добраться оттуда до Южной Америки. Сложность была в том, что переправиться через Атлантический океан с собакой на самолете оказалось совсем непросто и дороже, чем отправка автомобиля в контейнере. Пассажиров грузовые судна не берут на борт. Я поехала по Восточному побережью Африки до Египта, а оттуда попала в Иорданию.


В Африке я трижды переболела малярией, были проблемы и с машиной, приходилось часто ремонтироваться после очередного бездорожья. Слишком много неизвестных в этой задачке про пункты А, поэтому жесткие планы в путешествии такого формата, как у меня точно не работают.

IMG_20180113_120824.jpg

О сложностях подготовки

Абстрактно такая одиссея кажется очень сложной историей. В реальности все раскладывается на ряд простых действий: принять решение, назначить дату, объявить миру, когда стартуешь, уволиться с работы, нажать на газ. В тот момент, когда ты принимаешь решение, начинаешь ощущать, что вселенная поворачивается к тебе бампером. Например, меня знакомят с супер-механиком, который чуть ли не полностью перебирает мою старенькую Элантру за адекватную плату. Я копила деньги на поездку, но почти все они все ушли на подготовку - нужно было купить оборудование для автономной жизни в машине, технически подготовить автомобиль и сделать запас расходников и важных деталей, оформить ветеринарные и таможенные документы, пройти курсы морской подготовки и много других мелочей, которые вовсе не мелочи на этапе подготовки к большому путешествию.

Много сил и времени я потратила, пытаясь найти регулярных спонсоров. Вела переговоры с компанией Hundai, другими автопроизводителями. В лучшем случае я получала молчание, в худшем – насмешливый отказ, мотивированный отсутствием у меня опыта, опасностью путешествия в одиночку и отсутствием знаний об устройстве автомобиля. Есть стереотип, что в такую авантюру без мужчины-автомеханика пускаться не стоит. Никто не верил, что у меня что-либо получится. Конечно, когда я уже проехала 55 стран Европы и Африки, найти спонсоров более реально, да и аудитория, которая следит за моим путешествием в СМИ и соцсетях, значительно увеличилась. А это важная составляющая для рекламодателя. Сейчас я направляюсь в Азию. Конечная точка на континенте - Южная Корея. Возможно, на родине Hyundai меня примут благожелательно с точки зрения спонсорской помощи в том числе.

IMG_20171208_144805.jpg

О расходах и доходах

В среднем я трачу в дороге 1000 долларов в месяц. В основном деньги уходят на бензин, ремонт автомобиля и поддержание его в исправном техническом состоянии. Затем - визовые сборы, в странах Западной Африки они, например, очень высокие, от 30 до 100 долларов. Самая дорогая виза стоила 150 долларов – в Анголу, самая дешевая – около 10 долларов, обошлась в Того. Значительная статья расходов – ветеринарные сертификаты для Греты, чтобы проходить границы. Еду я готовлю себе сама, собаке покупаю сухой корм. Сплю чаще всего в машине или в палатке. Гостиницу, оборудованный кемпинг или хостел позволяю себе только в странах с явной неблагоприятной обстановкой, или там, где нет других условий для безопасного ночлега. Часто мне дают кров местные жители при случайных остановках в деревне или в городе. Увидят, что женщина собирается спать в машине, приглашают в дом. А бывает и так, что нас с Гретой уже ждут в гости, узнав о российской кругосветчице с собакой от друзей или через соцсети.

Чем дальше мой путь, тем сильнее убеждение, что мир отзывчивый и изобильный. Мне очень помогают друзья и совершенно незнакомые люди. Я рассказываю об экспедиции #сГретойВокругсвета и постоянно получаю отклики и финансовую помощь. Фоторепортажи и заметки публикую на малой родине - в кемеровском журнале “Кузбасс XXI век”. Веду колонку на сайте Forbes, у меня благодарная аудитория. Кругосветное путешествие - мечта многих, но не каждый готов решиться поехать сам. Я расцениваю помощь моих друзей как своего рода приобщение, участие в исполнении этой мечты. Ведь если у меня получится, то и у других есть шанс. Я в это искренне верю и радуюсь, когда слышу, что мой пример вдохновил других отправиться в путешествие или решиться на то, что откладывал много лет и изменить свою жизнь.

Уже в дороге у меня появились партнеры и спонсоры. Перед стартом экспедиции компания “Регион сервис” перечислила мне 1000 долларов, и потом поддерживала меня в Западной Африке. Тогда же откликнулся бывший коллега - Олег Ефимов, его компания “М-Сити” занимается недвижимостью в Москва-Сити,  и тоже стала моим спонсором на этом сложном этапе. У Ольги Мансуровой я когда-то проходила тренинг по лидерству, а сейчас ее проект «Женщина +/- 40 лет. Зрелость. Новый старт» стал партнером моей экспедиции. 

Сама я зарабатываю совсем немного, и этих денег, конечно, недостаточно. Это гонорары за статьи и иногда случайный доход. Например, приходилось делать видеосъемку в турецкой Чемсе для интернет-телевидения, редактировать тексты для сайтов и помогать в продвижении интернет-ресурсов.

IMG_20180323_070442.jpg

Об опасностях Африки

В Африке надо всегда держать глаза и уши открытыми, русское «авось» здесь не проходит. Невольно приходится учиться распознавать мысли и предугадывать на несколько шагов вперед действия всех, с кем встречаюсь.

Я слышала о том, что произошло со съемочной группой Расторгуева в ЦАР. Ребят мне безумно жаль. Что до себя - у меня все же другие задачи - выбрать максимально безопасные пути. Опасности избежать получается не всегда. В Гвинее мою машину закидали камнями: в городе Боке сломалась трансформаторная подстанция, отключилось электричество надолго, вспыхнули беспорядки, я попала под горячую руку взбунтовавшейся молодежи. На одном из блок-постов в Нигерии военный навел на мою собаку автомат и, как будто шутя, стал делать вид что стреляет. Было совсем не смешно. Грета могла испугаться, залаять на него, и кто знает, чем бы это кончилось. В Эфиопии какой-то парень пытался залезть на капот во время движения машины. Случалось, что приходилось отбивать Грету от агрессивных собак.

IMG_20180118_173440.jpg

О консульствах России и их готовности выручить россиянина, попавшего в беду

Надо понимать, что у дипломатов нет такой функции - помогать путешественникам с их проблемами. Более того, чем меньше нас, кругосветчиков, тем им спокойнее. И все же мне помогали трижды. В Гвинее позволили оставить разбитую машину на территории российского посольства, пока я искала возможность ее восстановить, а замконсула помог оперативно оформить визу в Съера-Леоне, чтобы я не нарушала визовый режим страны. В Гане доктор российского посольства вылечила меня от малярии. В Танзании в российском консульстве посодействовали быстрому ремонту машины в проверенном автосервисе, мне нужна была диагностика двигателя.

Помощь путнику, а тем более соотечественнику – это российская особенность. В той же Гвинее из очага беспорядков во время забастовки местной молодежи меня буквально эвакуировали сотрудники компании «РУСАЛ», предоставили жилье и возможность восстановить машину. А из Кабинды меня перевезли на военном самолете через опасную Демократическую Республику Конго в Большую Анголу. Командир ИЛ-76 Сергей Брилев принял смелое решение, взяв на борт экипаж моей кругосветной экспедиции в полном составе.

IMG_20171226_112428.jpg

О коррупции

Во многих африканских странах деньги просят все и всегда. Полезное качество путешественника – уметь договариваться и не давать взятки. Я освоила этот навык в совершенстве, но не сразу. Пришлось раскошелиться в Сенегале, - я только училась общаться с таможенниками и полицейскими. Урок стоил 150 евро. Закон Сенегала запрещают въезд машин старше 2008 года, а моя Элантра 2005 год выпуска. В Нигерии я сломалась, а там нельзя буксировать машину на мягком тросе. За взятку примерно 800 рублей местные полицейские разрешили отвезти меня до автомастерской.

Что значит хороший переговорщик-женщина в Африке? Я играю в «блондинку», никогда не спорю и сводом местных законов не размахиваю, делаю грустный вид или непонимающее лицо, стою и терпеливо жду, когда разрешат ехать дальше. Как правило, если человек в форме видит, что ты никуда не торопишься и не собираешься платить, тебя отпускают с миром. Но не всегда такой номер проходит. На таможне в Либерии, например, мне пришлось закатить настоящую женскую истерику, потому что там настойчиво потребовали купить местную автостраховку, хотя у меня была западно-африканская, действующая и там.

IMG_20180314_124146.jpg

О самом поразительном

Первое что зацепило - Мавритания - это была первая по-настоящему экзотическая страна на пути. Попала там в песчаную бурю, впервые увидела рабов. Мавритания последней в мире запретила рабовладение, но по факту оно там до сих пор существует. Я это поняла по тому, как общался владелец кафе с прислуживающим там человеком, - у того в глазах были безволие, отсутствие малейшего интереса к миру. Стало не по себе.

В Сенегале я попала на праздник в деревне и спела там русскую “Калинку-Малинку”. Удивительное ощущение - петь эту песню перед людьми, которые не понимают твой язык, но чувствуют твое сердце, в африканской глуши под звездным небом субтропиков.

Я поехала через все страны Западной Африки: Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею, Съерра-Леоне, Либерию, Кот-Д’Ивуар, Буркина-Фасо, Гану, Того, Бенин, Нигерию. Стоял сезон дождей - время, когда природа пышет зеленью, когда изнутри ее исходит та самая мощь, в которой и есть сила Африки, притягивающая сюда многих. Моментально могут набежать тучи, прольется стеной ливень, потом все это мигом исчезает, и радуга покроет все небо — больше таких красок я нигде не видела в жизни.

В Намибии я заехала в деревню племени химба и познакомилась с их настоящей жизнью. В Ботсване слоны и страусы просто так гуляют по трассе, - и не в национальном парке, а по обычному шоссе между городами. В Танзании точно также свободно бродят жирафы и антилопы. Видеть животных в природе - потрясающее удовольствие.

О том, где хотелось побывать

Я очень хотела побывать на Мысе Доброй надежды, это крайняя южная точка континента. Для меня она была заветной, ведь мало кто верил что я смогу пересечь Африку на седане в одиночку. И именно там меня посетило ощущение, что я на правильном пути. Еще очень хотела попасть на Килиманджаро - самую высокую гору Африки. Не вышло - подъем туда стоил 1,5 тыс. долларов, и свою Грету я наверх взять не могла, поскольку это национальный парк , там много диких животных, а оставить ее одну на несколько дней нельзя. Пришлось отказаться от восхождения. Но появился повод вернуться сюда еще раз.

DSC07146.JPG

Общие впечатления

Вопреки сложившимся стереотипам, Африка — совсем не забытое богом место. Порой мне кажется, что в Западной цивилизации больше оставленности. Даже боюсь думать о том, что страны, где еще сохранилась своя самобытность, вестернизируются, утратят свою настоящесть. Для меня Африка - бездорожье, безудержная природа, искренние красивые улыбки простых людей, мощные ритмы и яркие краски. И мне бы хотелось, чтобы она оставалась именно такой. 


Теги: #