История с продолжением - Московская перспектива

История с продолжением

История с продолжением
История с продолжением
В преддверии Дня народного единства завершилась реставрация памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Сложнейшие работы велись почти два года. Средства на восстановление знаменитого монумента, как и на его создание двести лет назад, собирали всем миром.

Этот памятник на Красной площади известен каждому москвичу. Монумент посвящен нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, предводителям Второго народного ополчения 1612 года. Это была первая скульптура в стране, установленная в честь народных героев, а не царских особ. Работу над моделью памятника скульптор Иван Мартос начал в конце 1811 года и трудился над ним без малого семь лет. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» – гласит надпись на гранитном постаменте. «Это великая работа великого Мартоса и литейщиков, которым с восковой модели за один раз удалось отлить монумент. Они первыми в Европе сделали это. Да и слово «гражданин» на постаменте впервые в России было использовано по отношению к простому человеку, который подвиг людей на борьбу с интервентами и смутой», – рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

«За два столетия отдельные работы по реставрации скульптурной группы проводились в 1964 и 1967 годах, но комплексных не было ни разу. Туристам казалось, что с памятником и так все хорошо. А он в действительности находился в аварийном состоянии», – пояснил заведующий отделом научной реставрации произведений из металла ФГБНИУ, почетный реставратор Павел Котельников. «С годами в монументе начали проявляться дефекты литья. В 2001-м от памятника отвалился один барельеф, да и самочувствие оставшихся вызывало серьезные опасения. Трещины прошли по ногам и верхней части скульптур», – подтвердил главный архитектор проекта реставрации монумента Алексей Жданов.

Но самые болезненные разрушения произошли внутри скульптурной группы. Из-за нехватки времени, по причине сдачи монумента комиссии, литейщики не удалили элементы технологического каркаса, выполненного из металла, который, ржавея и расширяясь, начал разрывать внешнюю оболочку. В связи с этим нога Пожарского серьезно распухла. Поставить диагноз памятнику смогли после обследования изнутри скульптурной композиции – для этих целей в монументе даже есть люк. Государственному историческому музею, в ведение которого памятник передали в 2016 году, удалось пригласить для его реставрации авторитетных специалистов. Работы проводились как на государственные деньги, так и на пожертвования. «На реставрацию было потрачено свыше 50 млн рублей, 30 млн из которых было выделено из госбюджета. Остальные – пожертвования представителей частного бизнеса, артистов и обычных людей», – рассказал Алексей Левыкин.

Исходя из плохого состояния монумента, было принято решение проводить реставрационные работы прямо на Красной площади с установкой над ним отапливаемого павильона. Скульптурную группу весом 800 тонн с помощью кран-балки переставили на установленный рядом реставрационный стол и приступили к масштабным работам. Сложнее всего реставраторам было «лечить» скульптуры. «Мы не имели права нарушать художественную оболочку памятника, – рассказал Павел Котельников. – Пришлось просверлить в фигурах небольшие отверстия, чтобы извлечь из них оставленную после отливки формовочную массу. Подсчитано: из скульптуры Минина удалили 172 кг смеси, из фигуры Пожарского – 282 кг, ему также вернули наушину шлема, утраченную в начале 2000-х». Павел Котельников шутит: мастера иногда чувствуют себя следователями, шаг за шагом выясняя, что и как происходило с памятником на протяжении всей его длинной жизни.

«По завершении работ скульптурную композицию покрыли патиной, чтобы она не выглядела новоделом. Патина также необходима для предохранения металла от коррозии. Сделали подсветку памятника с акцентным цветом, а это уже реновация», – пояснил Алексей Левыкин. «Самая лучшая реставрация – внешне незаметная», – согласился с директором Исторического музея Алексей Жданов.