Графические медитации

Графические медитации

Графические медитации
Графические медитации
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка «МироЗданиЯ. Образы мира и творческого «Я» в архитектурной графике и живописи 1990–2022». Экспозиция, основу которой представляют материалы Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», включает работы 42 архитекторов. Как отметила куратор выставки Екатерина Шалина, сюжеты, мотивы и образы графики раскрывают и самих авторов, и их видение мира.

Многому из того, что мы видим на улицах города, предшествуют творческие фантазии архитекторов в виде эскизов. На бумаге они не ограничены ни нормативами, ни бюджетами строек. Однако выставка – это не набор набросков к будущим проектам, это размышления зодчих о прошлом и настоящем, вечном и насущном в контексте архитектуры. Многие работы связаны с реально существующими городами мира и вполне узнаваемы. Например, акварельная графика главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова представлена тремя сюжетами – «Айя-София, Стамбул», «Высотка на Кудринской площади, Москва», «Санта-Мария делла Салюте, Венеция».

А рисунок Алексея Ильина «Храм Святого семейства» запечатлел известный собор в Барселоне, башни которого получили сходство с формами растений – то ли огурцов, то ли кактусов. Однако часть рисунков имеют в основе фантазийные сюжеты. Например, рисунки Михаила Бейлина запечатлели черепаху, на панцире которой разместился средиземноморский город Позитано, и носорога, рог которого – это Вавилонская башня. Архитектор Сергей Чобан своей гравюрой «Образ будущего» объяснил, как формируются современные города, а многие из них уже именно так и выглядят.

Экспозиция покоряет высоким профессионализмом. Композиции, линии, выбор материала – все подчинено художественным образам и желанию максимально отобразить оригинальную, иногда остроумную, проникнутую аллюзиями идею. Каждая работа – это определенное настроение. Даже минималистичные по выбору материалов черно-белые рисунки эмоциональны и экспрессивны. Например, серия работ Сергея Малахова «Русские дачи».

Не менее интересны и высказывания авторов, сопровождающие их работы. Например, архитектор Рубен Аракелян поделился секретом творчества так: «Мой путь в архитектуру тесно связан с рисунком. И любой проект всегда начинается с графической медитации». Максим Атаянц, представивший гравюры с изображением фасада храма Аполлона в Пестуме, сформулировал творческую задачу фразой: «Рисуя античное здание, я стараюсь сделать портрет каждого камня». Юрий Аввакумов, предложив аудитории две серии графики – La Scala на нотной бумаге и «Бумажная архитектура. Антология», поделился следующим размышлением: «Как известно, все времена присутствуют вечно, а прошлое, настоящее и будущее живут, как страницы книги. Люди привыкли читать книги с первой страницы до последней, но на самом деле этот вовсе не обязательно. Некоторые художники способны открывать книгу в любом месте».

Сергей Кузнецов объяснил свой подход к акварельной живописи, удостоенной рядом международных наград, таким образом: «Мои рисунки – не документация, а творческая интерпретация увиденного, пропущенного через эмоции, визуальный опыт, культурную память. Важно, чтобы в результате получилось самоценное произведение, интересное вне связи с прообразом». Архитектор Сергей Эстрин высказался радикально: «Если уж на всепрощающей и терпящей бумаге ты не можешь наворотить архитектурное буйство, как же ты будешь строить, ограниченный бюджетами, сроками, нормами и вкусом заказчика?» Организаторы выставки подчеркивают, что задача мероприятия показать, какими разными способами можно рисовать архитектуру, подчеркнуть экзистенциальную и символическую многозначность ее изображений и привлечь больше внимания к архитектурному рисунку как особому виду искусства.

Теги: #