Город экспериментов и возможностей

Город экспериментов и возможностей

Город экспериментов и возможностей
Город экспериментов и возможностей
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы выступит куратором форсайт-проекта «Москва-2050». Этот проект предполагает разработку карты трендов и возможностей для столицы. Куратор программы – председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская дала интервью «Московской перспективе»
Юлиана Владимировна, стала уже привычной та степень активности Москомархитектуры, которая сложилась в последнее время. О старте новых проектов сообщается чуть ли не ежедневно, в практику внедряются новые решения, обогащающие город. Какие направления вы считаете сейчас наиболее значимыми для столицы?
– Хочу отметить, что была проделана колоссальная работа по переводу публичных слушаний в онлайн-формат, который оказался значительно удобнее офлайн для большинства москвичей. Именно это позволило нам продолжить работу даже в условиях пандемии. Уже сейчас можно отметить положительные результаты: в электронных общественных обсуждениях приняли участие в шесть раз больше горожан, чем в очных слушаниях. Такие показатели говорят о том, что участие в обсуждениях принимают все больше жителей, а формат онлайн удобнее
и комфортнее.

Безусловно, важнейшая тема – проект МЦД, развитие которого сейчас идет огромными темпами, делая город более доступным для горожан: появляется множество альтернативных маршрутов, сокращается время в пути. Не уступает в этом и разработка проектов метро. Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии – одни из наиболее ожидаемых.
А главное, бывшие заброшенные территории становятся новыми точками притяжения, где помимо современных жилых комплексов появляются технопарки, общественные кластеры, спортивные центры и многое другое.

Во время пандемии активно обсуждается ее влияние на развитие городов. Считаете ли вы, что мегаполис будет реально меняться? Какие новые форматы организации городского пространства вам кажутся перспективными?
– Конечно, период пандемии оставит отпечаток на многих сферах, но нельзя сказать, что это только негативное влияние. Люди стали бережнее относиться к природе, парковым зонам и набережным, кафе, музеям – именно к тем местам, где они проводили больше всего времени после открытия общественных пространств. Кроме того, горожане осознают пользу для здоровья прогулок и развлечений на свежем воздухе. Востребованность городских зон отдыха и новых комфортных пространств стала более ощутима, поэтому город продолжает активно работать в направлении их развития.

Именно теме перемен и перспектив посвящен форсайт-проект с участием Института Генплана Москвы «Москва-2050», в рамках которого создадут карту трендов и возможностей для Москвы будущей. Важно не просто спрогнозировать развитие
Москвы, но и понять, как прийти к желаемой реальности в 2050 году. Однако на фоне общей неопределенности планировать будущее города, исходя из текущих прогнозов, становится все сложнее. Нужны подходы, которые помогут увязать разнонаправленные тренды и вызовы, а затем собрать из них возможные сценарии развития. Поэтому и было принято решение использовать методологию форсайта, то есть предвидения.

Москва уже движется в этом направлении. Совершенно очевидно, что многие последние проекты рассчитаны на перспективу. Что из этого списка вы могли бы выделить и почему?
– Безусловно, хочется выделить проекты в рамках программы реновации, каждый из них имеет уникальный стиль и архитектуру. Полностью будут реорганизованы районы Зюзино, Кузьминки, Северное Измайлово. Новый облик за счет застройки получат Севастопольский и Рязанский проспекты, улица Каховка и Щелковское шоссе. В районе Измайлово будет сформирован микрорайон на месте пустыря, обустроена прогулочная зона вдоль берега Серебряно-Виноградного пруда. Также появятся новые парковые зоны в Нижегородском районе и в Бескудникове.

Кроме того, стоит отметить современный спортивный комплекс в «Лужниках», который подходит для проведения соревнований международного уровня и профессиональной подготовки спортсменов. В его составе арена на 4 тысячи зрителей с частично трансформируемыми трибунами, тренировочные, хореографические и тренажерный залы, а также прекрасная набережная, которая стала буквально эталонной в плане благоустройства прибрежных территорий и организации спортивного пространства. В свою очередь, мы стараемся регулярно выезжать на строящиеся объекты, это позволяет видеть все этапы проекта «вживую», а не только в документации.

Как бы вы прокомментировали начавшийся международный конкурс на лучшие фасадные решения кварталов реновации?
– Любой конкурс подразумевает конкуренцию, а здесь за победу борются лучшие из лучших. Сейчас 55 участников прошли во второй этап, среди них есть известные международные архитектурные команды. Они должны выявить особенности площадок проектирования, сформировать их уникальный стиль, по которому жители смогут идентифицировать свой район. Над разработкой концепций для каждой площадки будут трудиться три команды. К концу марта мы получим готовые проекты и сможем приступить к их оценке и технической экспертизе.

Известно, что среди мировых звезд архитектуры очень мало женщин. Вы это объясняете традициями, особенностью менталитета? Считаете ли вы, что женщинам стоит присмотреться к этой сфере пристальнее, чтобы в ближайшем будущем активно освоить ее, как и государственное управление, Вооруженные силы и многое другое?
– Не разделяю гендерных взглядов на выбор профессии. Если у человека отлично получается то, что он делает, ему нравится его работа и он получает позитивный отклик, без сомнения, его ждет успех. Известно много примеров женщин-архитекторов – Заха Хадид, Фрида Эскобедо, Кадзуо Сейдзима, Элизабет Диллер. И это только малый список имен восхитительных и талантливых женщин, удостоенных международных наград за свои проекты. Но не стоит забывать о выдающихся русских женщинах-архитекторах – Нине Алёшиной, Раисе Кохановой, Виктории Струзман, которые вошли в историю «мужской профессии», оставив в ней архитектурный женский отпечаток.
Теги: #