Город для человека

Город для человека

Город для человека
Город для человека
Тимур Башкаев один из ведущих архитекторов Москвы. Более 20 лет он руководит собственным архитектурным бюро «АБТБ», которое за годы работы выполнило свыше 300 проектов зданий и сооружений различного назначения. Среди его основных заказчиков РЖД и «Роснано», «Мосинжпроект» и НИиПИ Генплана города Москвы. По его проектам построены торговые центры и железнодорожные станции, мосты и паркинги, Московское центральное кольцо (МЦК) и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). В канун Дня города мы побеседовали с зодчим о его работе и планах на будущее

В этом году вы были удостоены Архитектурной премии Москвы в номинации «Лучшее градостроительно-архитектурное решение объекта транспортного назначения» за проект ТПУ «Рязанская». В чем его особенность? 

– Это крупнейший в Москве да и, пожалуй, в Европе транспортно-пересадочный узел, где сходятся четыре внеуличные скоростные магистрали: две ветки метрополитена и две линии железных дорог. После ввода в строй всех объектов ТПУ через него пойдет огромный поток людей – порядка 400 тыс. пассажиров в сутки, которые будут перемещаться в различных направлениях и пересаживаться на разные виды транспорта. 

В отличие от подобного рода транспортно-пересадочных узлов, сформировавшихся эволюционно – на месте пересечения линий метро и железных веток, ТПУ «Рязанская» создано искусственно.
Различные транспортные потоки проектным решением свели в единую точку. Под общей крышей объединили станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линий метро (БКЛ), а также одноименную станцию Московского центрального кольца. Вплотную к формирующемуся узлу передвинули платформу Карачарово Горьковской железной дороги, которая была расположена на расстоянии порядка 500 метров от будущего транспортного узла. В состав ТПУ вошли также перехватывающий паркинг для легкового транспорта и отстойно-разворотные площадки для наземного пассажирского транспорта. 

Чтобы спроектировать и реализовать столь многослойную систему, понадобилось около восьми лет, а также команда хороших специалистов. При этом мы занимались не только архитектурой, конструктивными решениями, но и организацией потоков, одновременно формируя всю структуру транспортно-пересадочного узла. 

В чем сложность конкурсной борьбы среди претендентов на премию? 

– Отбор кандидатов в данном случае происходит весьма интересно. Он опирается на АГР, одобренные Москомархитектурой. АГР – это комплект документации и графических материалов, подтверждающих концепцию будущей постройки. В том числе альбомы с ее внешним видом, генплан. Любой проект, получивший положительную оценку, может участвовать в данном конкурсе. Далее все участники разделяются по номинациям: жилые объекты, спортивно-зрелищные, социальные, транспортного назначения. Номинаций всего пять. Затем в два этапа проходит конкурс. Сначала формируется шорт-лист, когда из общего количества объектов-участников в каждой номинации эксперты отбирают несколько финалистов. 

Кто эти эксперты?   

– Члены Арховета города – заслуженные архитекторы. Это не чиновники, а признанные профессионалы. Они и подготавливают шорт-лист. А уже на втором этапе голосования определяют победителя в каждой из номинаций. Таким образом и наш объект попал в число лучших. 

Какие проекты у вас сегодня в работе? Какие из них вы делаете для души, а какие для подтверждения своего статуса или, может быть, с целью заработка? 

– Работа есть работа, и подобное деление чаще всего условное. Однако возникают и престижные заказы, каковым, например, был культурно-просветительский центр «Зарядье». Архитектурное бюро «AБTБ» стало победителем конкурса на концепцию интерьерных решений Медиа-центра, «Ледяной пещеры» и «Заповедного посольства» парка. В этих павильонах планировалось проведение культурно-зрелищных, выставочных и познавательных мероприятий. Поэтому мы представили серию образов их интерьеров, объединенных темой интерпретации природы в виде сложной метафоры и мощного wow-эффекта. 

Впрочем, мы вкладываем душу в любой проект, независимо от его престижности. И если беремся за реализацию идеи, значит, она нас чем-то зацепила, поскольку не хочется бестолково растрачивать себя на проекты, которые не приносят ни архитектурного, ни художественного удовлетворения. Сейчас, например, мы делаем большой транспортно-пересадочный узел «Петровско-Разумовская», который появится в северо-западной части города. Он очень важен для столицы, по масштабу может быть сопоставим с ТПУ «Рязанская» и при этом весьма интересен и сложен в исполнении. Мы с удовольствием работаем над проектом и надеемся, что у города хватит ресурсов реализовать идею в полном объеме. 

Какая архитектура, в вашем понимании, может считаться качественной? 

– Для меня главным является образ, в основе которого, как правило, лежит форма. И когда ты видишь форму правильных пропорций, правильно ориентированную в пространстве, имеющую сложную семантику – это сразу производит сильное впечатление. И если форма мне нравится, значит, для меня это качественная архитектура. 

Каковы ваши принципы работы над проектом? 

– Вопрос очень сложный. Я, например, считаю, что необходимо сформировать некий образ, идею, которая одновременно будет включать в себя и технологически правильный процесс, и конструктивное, и градостроительное решения. При этом я никогда не разбиваю проблему на отдельные составляющие, а рассматриваю ее полностью. В таком случае правильно найденный образ позволяет эффективно решать все поставленные передо мной задачи. 

В этом году вы отмечаете свое 55-летие. Для творческой личности это много или мало? 

– Мне кажется, что это идеальный возраст – имеются знания, накоплен приличный опыт, есть понимание вещей и право иметь свой взгляд на них. При этом у меня еще много творческих и физических сил, большое количество идей, и, главное, я полон желания работать и создавать что-то новое. 

Какую идею вы бы хотели реализовать исключительно для души? 

– Построить небоскреб. Для меня подобные здания – символ современных развитых городов.

Такая возможность существует?

– Комплекс ТПУ «Рязанская» предполагает возведение высотки. Башня нами уже придумана и спроектирована, но к строительной части работ пока не приступали, идет поиск инвестора. Данный объект необходим современному транспортному узлу как некий деловой центр, место приложения труда, символ того, что вокруг ТПУ ведется активная застройка, формируется современная городская среда.

Теги: #