Фуд-молл въехал в депо

Фуд-молл въехал в депо

Фуд-молл въехал в депо
Фуд-молл въехал в депо
Отреставрированный трамвайный парк сосредоточился на гастрономии

На территории отреставрированного Миусского трамвайного депо открылся крупнейший в Европе ресторанно-гастрономический комплекс (фуд-молл). При этом за зданиями исторического депо сохранен статус объектов культурного наследия. Корреспонденты «Московской перспективы» попробовали изменения на вкус.

Восстановили по кирпичику

От метро «Белорусская» Кольцевой линии до бывшего Миусского трамвайного парка на Лесной улице минут восемь пешком. Впрочем, трамвайного парка на этом месте уже нет.
В память о нем остался комплекс из семи отреставрированных исторических зданий, объединенных в гастрономический квартал, которому оставили историческое название «Депо».

Фуд-молл только открылся, здесь все чистое и свежее, внешний облик торговых и ресторанных точек будто с обложек журналов, посвященных кулинарии и правильному питанию.

Поверить в то, что совсем недавно на этой территории царила разруха, сегодня очень сложно. Тем не менее много лет здесь были руины.

«По сути, уникальный памятник промышленного искусства середины XIX века находился в аварийном состоянии. Я считаю, что правительство столицы приняло правильное решение, передав бывшее трамвайное депо инвесторам, которые выполнили огромный и очень сложный объем реставрационных работ, а город благоустроил прилегающую к историческим зданиям территорию. Создание на этих площадях крупнейшего в Европе гастрономического квартала, где одновременно и с комфортом могут пребывать более 4 тыс. посетителей, – хорошее решение вопроса», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин на открытии «Депо» в канун 8 Марта.

В ходе реставрации специалисты вернули депо первоначальный вид, очистили фасады от более поздних слоев краски, укрепили кирпичную кладку, восстановили утраченные элементы наружного и внутреннего декора, приспособили интерьеры под современное использование.

Самое большое из помещений площадью 11 тыс. кв. метров занимает фуд-молл «Депо Москва». Внутри расположилось множество кафе и ресторанов, в которых можно попробовать еду разных стран: русскую, испанскую, японскую, грузинскую, узбекскую, мексиканскую, бельгийскую, английскую... Здесь же развернулся небольшой рынок с солидным выбором мясных и молочных изделий, сыров, фруктов и овощей. В остальных зданиях комплекса работают рестораны и магазины, открыты сувенирные лавки, спортивный и музыкальный клубы, детский игровой центр.

«Реставрация объекта проводилась за счет частных инвестиций. Для этого депо передали инвестору в аренду сроком на 49 лет по итогам открытого аукциона», – пояснил руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Специалисты – архитекторы, реставраторы, строители, художники – выполнили сложную и кропотливую работу, поскольку внешний и внутренний облик зданий за сто с лишним лет претерпел изменения. В центре внимания оказались пять основных строений ансамбля, признанные объектами культурного наследия регионального значения. В разное время они выполняли различные функции.

Все корпуса самого старого в Москве трамвайного депо приспособили под современные нужды. Было отреставрировано более 20 тыс. кв. метров стен. Чтобы найти 300 тыс. редких большемерных кирпичей, была организована экспедиция в Ивановскую, Вологодскую и Владимирскую области. Кроме того, в зданиях депо восстановили уникальные чугунные оконные рамы, воссоздали утраченные кирпичные арки, перемычки, колонны и кирпичные декоративные элементы, привели в порядок лестницы с ограждениями, там, где требовалось, выложили пол аналогом первой метлахской плитки, привели в порядок историческую ограду комплекса.

История под охраной

В 1873 году столичная управа заключила контракт с графом Алексеем Уваровым на «создание полноценной сети на конной тяге».

Самые первые постройки депо возводили из дерева. Всего за год был построен целый комплекс зданий: мастерская, конюшня на 114 голов, цех на 100 вагонов, казарма, три склада. В 1874 году громко и с помпой произошло открытие трамвайной линии, и даже батюшка приходил окропить вагоны.

Случился и такой забавный факт: изначально раскладку рельсов запроектировали неправильно, из-за чего перед депо они заворачивали довольно резко, а возле крутых поворотов стояли группы рабочих, подталкивающих вагоны в правильном направлении. Однако вагоны все равно умудрялись сходить с рельсов.

В начале XX столетия появилась возможность вместо конной тяги использовать электрическую, из-за чего Миусское депо было перестроено. К 1907 году лошадей с вагонами полностью сменили электрические трамваи.

А в 1908–1911 годах архитекторы Михаил Глейниг и Николай Жуков придали первому в Москве трамвайному электродепо тот вид, который знаком всем жителям столицы: в «кирпичном» стиле, характерном для промышленных зданий начала прошлого века, объединившем традиции русского зодчества с элементами романской и готической архитектуры. Считается, что в проектировании большепролетных перекрытий принимал участие Владимир Шухов.

Все фасады зданий были выдержаны в едином парадном стиле, когда кирпич красного цвета контрастирует с белыми элементами декора. Административное здание и вагонный ангар оформили высокими окнами с полукруглым верхом, отделанным кирпичным рустом и веерными перемычками. Интерьеры выполнили более строгими и простыми.

Интересно, что в 2014 году в трамвайном парке кондуктором и вагоновожатым служил будущий писатель Константин Паустовский. Позднее здесь трудился Михаил Калинин – будущий всероссийский староста. На базе мастерских в 1924 году был построен известный советский планер «Комсомолец».

Здания трамвайного парка периодически перестраивали. В начале 1930-х годов к административному и жилому корпусам добавили вторые этажи.

С 1952 года Миусский трамвайный парк начали постепенно преобразовывать в троллейбусный, а в 1957-м трамваи окончательно уступили место «рогатому» транспорту.

В 1950–1960-х годах в депо достроили небольшие служебные здания, выдержанные в едином стиле с основным архитектурным ансамблем. Впрочем, с середины XX века Миусский парк не претерпел значительных изменений.

Но наступил 2014 год, когда в рамках развития общественного транспорта Мосгортранс закрыл депо, чтобы продать территорию под коммерческую застройку.
К счастью, москвичи смогли отстоять комплекс построек, признанный тремя годами позже объектом культурного наследия и взятый под охрану государством. Его продали с молотка частным инвесторам, но теперь уже с условием сохранения и проведения реставрационных работ, а также приспособления под новые функции. В этом году все работы успешно завершились.

Теги: #