Флагман московского метро - Московская перспектива

Флагман московского метро

Флагман московского метро
Флагман московского метро
Московский метрополитен – самый востребованный городской общественный транспорт. Поэтому строительство новых линий метро является приоритетом работы столичного Стройкомплекса. В качестве генерального проектировщика и генерального подрядчика главного проекта по развитию метрополитена – Большой кольцевой линии (БКЛ) – выступает холдинг «Мосинжпроект». «Это важнейшая стройка не только столицы, но и страны. 70 км ветки с 31 станцией смогут улучшить транспортную доступность для большинства москвичей. БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро протяженностью 57 км», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин

По статистике большая часть пассажиров метро – а в день подземка перевозит около 9 млн человек – едут в центр до Кольцевой линии и дважды делают пересадку, чтобы добраться до нужной станции на радиальной ветке. Решить эту проблему поможет строящаяся Большая кольцевая линия метро. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – центральные станции и само Кольцо. После запуска БКЛ и перспективных радиальных веток – Коммунарской, Бирюлевской и Рублево-Архангельской – будет 23 пересадочных станции. Кроме того, с БКЛ можно будет перейти на станции Московского центрального кольца и платформы Московских центральных диаметров и радиальных ж/д направлений.

Первый участок Большого кольца запустили еще в 2018 году. На 10-километровом отрезке расположились станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». На церемонии открытия Сергей Собянин отметил, что пассажиры получили четыре пересадки на радиальные линии метро, две – на МЦК и еще до двух станций МЦК и ж/д платформ теперь можно добраться пешком. В декабре того же года начала работу шестая станция БКЛ – «Савёловская». На базе станции создается одноименный ТПУ, в состав которого входит и Савёловский вокзал. В 2019 году на Большом кольце были открыты станции «Лефортово»,
«Авиамоторная» и «Нижегородская», пока они работают в составе Некрасовской ветки, но вскоре станут частью БКЛ.

Сегодня активные работы ведутся на всех участках БКЛ. «В этом году завершились работы по щитовой проходке на северо-восточном и западном участках линии. По возможности на ряде отрезков кольца даже ускоряем работы, что важно как для москвичей, которые быстрее получат новые станции метро рядом с домом, так и для городской экономики, ведь новое метрокольцо станет мощным драйвером развития районов», – подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. До конца нынешнего года планируется завершить строительство еще трех станций БКЛ – это «Карамышевская» (рабочее название – «Улица Народного Ополчения») и «Мнёвники» (рабочее название – «Карамышевская») на западе, а также «Электрозаводская», которая расположится на северо-восточном участке. «Монолитные конструкции станции «Карамышевская» выполнены в полном объеме, смонтированы эскалаторы, ведутся монтаж инженерных систем, установка лифтов и архитектурная отделка. На станции «Мнёвники» завершается монтаж инженерных систем, систем видеонаблюдения и контроля доступа. На «Электрозаводской» идет пусконаладка оборудования», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

В следующем году «Мосинжпроект» планирует завершить проходку всех тоннелей Большой кольцевой линии метро. В настоящий момент работы по тоннелепроходке полностью завершены на северо-восточном и западном участках, сейчас идет проходка на юго-западном, восточном и южном. Особенность последнего заключается в том, что на этом отрезке ведется интеграция существующей Каховской линии метро в состав БКЛ. Самая короткая ветка Московского метрополитена, состоящая из трех платформ, закрылась в прошлом году, сегодня работы по ее реконструкции также в активной фазе. Строителям предстоит построить дополнительную пересадку со станции «Каховская» Большой кольцевой линии метро на станцию «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской ветки. «Благодаря новой пересадке пассажиропоток здесь увеличится, поскольку Каховская линия станет частью БКЛ», – пояснил глава столичного Стройкомплекса. На станциях «Варшавская» и «Каширская» уже демонтировали облицовку путевых стен. По словам Андрея Бочкарёва, обновленная «Каховская» откроется уже в следующем году в составе южного участка БКЛ. Также в 2021 году планируется открытие девяти новых станций Большой кольцевой линии. Четыре из них расположатся на юго-западном участке – «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково». Еще три на южном – «Калужская», «Зюзино» и «Улица Новаторов», две на западном – «Терехово» и «Кунцевская». «Ввод этих станций в эксплуатацию позволит запустить движение по половине БКЛ между станциями «Савёловская» и «Каховская», – пояснил Андрей Бочкарёв.

К архитектурному облику строящихся станций метро власти столицы подходят с особым вниманием. Участие в открытых конкурсах на дизайн новых станций, заказчиком которых выступает «Мосинжпроект», принимают зарубежные архитектурные бюро, а проекты занимают призовые места на архитектурных конкурсах. Так, станция «Савёловская» стала лауреатом премии на фестивале «Зодчество-2020». Уникальным является не только внешний облик станций, но и техническое исполнение. Специалисты «Мосинжпроекта» ведут работы в сложнейших условиях – это плотная городская застройка, разветвленная инженерная сеть и водонасыщенные грунты. Для сохранности существующих тоннелей и других подземных и наземных сооружений строители используют специальную систему геотехнического мониторинга. Проходка тоннелей ведется как шестиметровыми щитами, так и щитами-гигантами диаметром 10 метров. Ими прокладывают двухпутные тоннели. Всего на БКЛ работают четыре таких щита – «Лилия», «Виктория», «Надежда», «Победа».

Второе кольцо кардинально изменит жизнь в городе: оно позволит разгрузить Кольцевую и радиальные линии метро на 10–30%. Таким образом, участков, работающих с существенным превышением пропускной способности, в метро не останется. Пассажиры смогут пользоваться десятками новых маршрутов, жители 34 столичных районов, включая кварталы реновации, через которые пройдет БКЛ, получат подземку в шаговой доступности, а время в поездках по столице для пассажиров метро сократится вдвое. В перспективе БКЛ будут пересекать три новых радиальных линии – Рублево-Архангельская, Коммунарская и Бирюлевская. Пересадочными станут станции «Карамышевская», «Улица Новаторов» и «Кленовый бульвар».®