«Фейсбук» по-соседски

«Фейсбук» по-соседски

«Фейсбук» по-соседски
«Фейсбук» по-соседски Фото: pexels
Москвичи делают с помощью виртуальной реальности более комфортной и понятной свою жизнь за пределами соцсети.

Потерялась собачка, найдены документы, открылось новое кафе, не работают батареи, в три часа ночи кладут асфальт и пылесосят листья — эти и другие проблемы горожане все чаще обсуждают и стараются решить с помощью соседских сообществ в «Фейсбуке». 

Участница группы «Соседи. Белорусская-Маяковская-Новослободская» Ольга Кузнецова спрашивает: «Уважаемые соседи! Вопрос про школы. У кого-нибудь ходят дети в школу 2054 СП4 в Дегтярном (бывшую 1113)? Если да, то какие впечатления? Мы учимся в другой школе нашего района, но наша учительница уходит в декрет, а за первую четверть второго класса накопилось столько недоумений и вопросов, что двое детей уже ушли из нашей школы, и несколько родителей сейчас в раздумии, либо новый учитель, которого дадут нам вместо уходящей в декрет, исправит ситуацию, либо надо просто идти в другую школу. И о школе в Дегтярном задумываются все. Поэтому буду рада отзывам!» На запрос откликаются несколько человек: кто-то просто делится впечатлениями от школы, кто-то советует обратиться к директору, чтобы тот подсказал, необходим ли ребенку бэкграунд для зачисления (эта проблема, как выяснилось из дискуссии, также занимает Ольгу). Словом, автор поста получила если и не исчерпывающий ответ на свой вопрос, то, по крайней мере, достаточно информации для размышлений.

Ия Белова в группе «Басманный LIVE/соседи» делится новостью: около "Атриума" на Курской собираются строить новый жилой комплекс "Чкалов". Пост собрал 26 лайков, 15 из них - гневные красные рожицы, 6 - пальцы вверх и 5 - «печальки». Завязалась дискуссия. Наталья Дикова сомневается в ликвидности проекта: «Я совсем не понимаю, кому они планируют его продавать: дорогие апартаменты, в двух шагах от Курского вокзала и Садового кольца. Что должно двигать человеком, чтобы он купил там жилье бизнес-класса?» Larry Lipton нашел аргументы в пользу «Чкалова»: «Ну хотя бы сам по себе проект (безотносительно расположения) не вызывает аллергии, в отличие от халтурной архитектуры на углу с Сахарова» (еще один новый жилой проект, который также недавно обсуждался в сообществе). Алексей Барабанов заметил, что никто из активных жителей не поддержал акцию протеста по поводу этого строительства, хотя, по его мнению, новое здание окончательно уничтожит площадь Курского вокзала: «Это говорит о том, что Курская - вовсе не Басманный район. Жителей района тут особо не бывает», - считает он. 

В сообществе Airport/Sokol Da Neighborhood собираются помочь бабушке Нателле, которая находится в больнице номер 50 на Тимирязевской. Последние лет тридцать бабушка торговала цветами на местном рынке, а порой просто дарила цветы покупателям. В комментариях к посту люди пишут, что помнят бабушку с детства. Кто-то дополняет, что бабушка одинокая. Бабушке нужны пальто, носки, шерстяные штаны, обувь, платок на голову, кнопочный телефон, потому что бабушкин мобильный дышит на ладан. Автор поста сообщает размеры одежды, и просит тех, у кого бабушка вызвала сочувствие и желание / возможность помочь, привезти ей необходимое. Пост собрал уже 97 лайков и 47 репостов.

234343351280.jpg


Приятное с полезным

Соседи по району объединяются в сообщества на «Фейсбуке» с начала десятых годов, такие группы создаются людьми в разных городах мира — благодаря им у жителей крупных городов появляется возможность узнать максимум полезной информации о том месте, где они живут, получить помощь от соседей и шанс быть услышанными представителями различных городских структур.  

«Самое ценное для меня как для жителя района - благодаря группе мы стали знать друг друга: кому принадлежит то новое приятное кафе, как зовут ту улыбчивую девушку в цветочном магазине, и так далее — все это делает город более дружелюбным», - отмечает создатель группы «Соседи. Белорусская-Маяковская-Новослободская» телепродюсер Светлана Колосова. Идея соседской группы возникла у Светланы, когда закрылся журнал «Большой город», в котором была рубрика с рассказами о жизни разных районов Москвы. Группа существует уже четыре года, сейчас в ней состоят более 7 тысяч человек. 

Светлана Колосова
Светлана Колосова
телепродюсер
«Сначала я создала группу для жителей своего дома, чтобы обсуждать наши конкретные проблемы, но затем, после закрытия БШГ, этот опыт соседского коммьюнити перенесла на районный масштаб»

Самая массовая московская соседская группа в «Фейсбуке» - Airport/Sokol Da Neighborhood -появилась в 2010 году. Создала ее маркетолог Арина Гребельская, когда ей хотелось найти сообщников для велопрогулок после переезда из другого района. В настоящее время в группе — 27 тысяч участников. Согласно правилам, в группе можно и нужно поддерживать атмосферу добрососедства и доброжелательности, писать на темы, связанные с районом, просить помощи у соседей, предлагать свою помощь бесплатно или же безвозмездно что-то отдавать, предлагать работу или подработку, использовать шуточные выражения: "на районе", "на раёне", "в нейбахуде". Запрещаются в группе хамство, призывы к насилию, проявления ксенофобии, обсуждение политики, объявления о продаже и т.д. В других соседских группах правила могут отличаться от этих, но в целом общее устремление большинства таких объединений — поддерживать максимально корректный, конструктивный и практичный диалог на локальные темы. «Соседская общность — это прагматичное объединение людей, оказавшихся в похожих условиях», - формулирует исследователь феномена онлайновых объединений социолог Полина Колозариди из Высшей школы экономики.

324242444.png


Где пусто, а где густо

Парадоксально, но самые густонаселенные спальные районы имеют более слабое представительство в сетевом пространстве, чем менее плотные центральные районы. К примеру, против 27 тысяч участников соседской группы района Аэропорт-Сокол в группе «Марьино.Соседи» менее 1800 членов. Правда, и создана эта группа полтора года назад. Группа «Фили-Давыдково.Соседи», созданная также около полутора лет назад, насчитывает 4,5 тысячи человек.  Соседская группа района Тропарево-Никулино, появившаяся в 2012 году, приближается к 5 тысячам участников. Группа «Речной вокзал и окрестности» (появилась летом 2014 года) также включает около 5 тысяч участников. А вот в группе «Кузьминки – мой район» - всего 600 участников. 

Социальный психолог Алексей Газарян связывает большую активность соседей центральных районов с уровнем образования, социальным статусом, остротой проблем, которые там возникают (например, вопрос парковок).

Алексей Газарян
Алексей Газарян
cоциальный психолог
«Известно, что центральные районы иначе голосуют на выборах»
   

Некоторые районные сообщества при этом очень четко осознают свою специфику:  «У нас в Замоскворечье очень важно знать и любить свою историю. Сосед Лев Иванов выложил фото крана на радиаторе столетней давности – там старинное клеймо завода-изготовителя. Он его почистил до блеска, - стало как новое. Пост набрал больше сотни лайков и множество комплементарных комментариев, - рассказывает создатель сообщества «Соседи Замоскворечья» Наталья Акулова. - Соседи на Пятницкой 13 восстановили по старым фотографиям историческую входную дверь в своем доме. Делали пять лет, и получилась реально самая красивая дверь в Замоскворечье. Это был фурор! 200 лайков и восхищение всех соседей по группе и району! Наши ценности - сохранение наследия, бережное отношение к своему подъезду, своим стенам».

Пойдем выйдем

Специалисты выделают два направления развития районных групп – количественный рост и интенсивность, плотность коммуникации: «Это разные процессы, в известных мне группах, как кажется, они долго происходили одновременно, но сейчас рост замедлился. И где-то люди по разным причинам начинают объединяться сильнее: устраивать мероприятия, обмениваться вещами, продавать старую мебель, участвовать в гражданских событиях вроде протестов против сноса домов. Наконец, предупреждать друг друга о том, что где-то едут эвакуаторы», - говорит Полина Колозариди.  Ряд сообществ сегодня – площадки для организации оффлайновых акций районного масштаба. Например, этой весной соседи группы «Новослободская – Белорусская – Маяковская» организовали на Миусской площади донорскую акцию «День добрых дел Тверского района», в ходе которой 55 человек сдали кровь в гематологический центр имени Бакулева. На акции проходили мастер-классы для детей, благотворительная ярмарка, буккроссинговый книгообмен.  Инициатором мероприятия стали муниципальные депутаты, а соседская группа была основной пиар-площадкой и участником происходящего.

Горизонталь власти

По мере роста соседских групп они становятся не только площадкой для диалога между жителями, но и инструментом коммуникации с представителями городских властей: «Глава нашей управы какие-то новости просто из группы узнает – он сам в этом признавался. Ну и как маркер уровня недовольства обсуждения в группе тоже полезны. Какие-то простые вещи зачастую устраняют сразу после поста в группе, без письменных жалоб», - рассказала администратор группы «Тропарево-Никулино. Соседи» Александра Груздева.  С ней соглашается Светлана Колосова. Недавний пример, когда вопрос к властям был инициирован участниками группы «Белорусская – Маяковская - Новослободская» - зимняя история со свалкой снега рядом с Миусским сквером – там образовалась настоящая дюна: «Перекрытие улицы и появление на ней огромной свалки снега вызвало массовое возмущение, никто не понимал, зачем это. Попросили мундепа Якубовича задать от имени группы вопрос главе управы Сергею Золотареву (он, кстати, тоже член нашей группы), получили вполне человеческий и понятный ответ: из-за постоянных снегопадов невозможно грузовиками вывозить снег за город, они стоят в пробках, теряется много времени, просим потерпеть, вывезем при первой возможности. И страсти сразу поутихли, Миусская Дюна стала даже дополнительным развлечением и на короткое время достопримечательностью района. Многие структуры откликаются, когда люди пишут недовольные посты – городской департамент здравоохранения, к примеру, чуток к критике - комментарии главных врачей поликлиник, взрослых и детских, появляются незамедлительно, и решение вопросов тоже оперативное. ЦОДД отслеживает посты про неудобные переходы, неправильную работу светофоров. При этом, согласно нашим правилам, в группе можно комментировать только живым людям, имеющим личные аккаунты в ФБ, не прячущимся за официальные аккаунты своих организаций. Персонализация – это всегда хорошо», - отмечает Колосова.  

Как считают социологи, диалог городских властей и жителей через соцсети сегодня – уже норма: «Мы видели отличный пример сотрудничества городских властей и интернет-сообщества в Лобне. Там паблик «ВКонтакте» фактически становится посредником между властями и жителями. Фотографируют жители какое-нибудь, скажем, безобразие на дороге. А если администрация справляется с этим безобразием, то фотографию убирают. Почему для властей это важно? Потому что оценка их деятельности стала включать анализ постов в социальных сетях. Проще говоря, руководство мониторит социальные сети, и если видят жалобы, то наказывают департамент, который виноват в их появлении. Это происходит не только в Лобне, но везде», – говорит Полина Колозариди.

В массовом сознании принято негативное отношение к соцсетям, которые виртуализируют жизнь человека, делают ее, что ли, выдуманной, ненастоящей. Но соседские группы в «Фейсбуке» - прекрасная иллюстрация того, как виртуальная реальность соединяет людей в невыдуманные общности, помогает им лучше познакомиться с той реальностью, которая находится за пределами Интернета и квартирной двери, совсем рядом, в шаговой доступности. И за это хочется сказать Цукербергу большое спасибо!