Феномен притяжения

Феномен притяжения

Феномен притяжения
Феномен притяжения
Шаговая доступность метрополитена традиционно считается одним из главных показателей при выборе квартиры. Поэтому, подыскивая место жительства в столице, вы обязательно поинтересуетесь транспортным обеспечением, и в первую очередь – метро. Узнаете, далеко ли до ближайшей станции метрополитена, строятся ли новые линии в выбранном вами районе или это намечается в перспективе. Социологи давно поняли феномен такого притяжения

Метро рулит
Интересное исследование о том, как метро влияет на престижность и востребованность жилья и как это воспринимают жители города, провел недавно ВЦИОМ. Его результатом с нашей газетой поделилась кандидат социологических наук, директор специальных программ УСПИ ВЦИОМ Елена Михайлова. «Был проведен КТ-опрос 1200 респондентов и составлена репрезентативная выборка по всем округам Москвы, на основании которой мы можем говорить о том, что делает столичное правительство в части строительства и развития метрополитена и как это воспринимают жители города. Что ожидается в перспективе и решение каких проблем в текущей экономической ситуации является приоритетным», – пояснила Елена Михайлова. Как рассказала социолог, задачу развития метро первостепенной назвали 15% опрошенных москвичей, отдав пальму первенства вопросам здравоохранения, социального обеспечения и обучения. Что касается мер по улучшению транспортной ситуации в Москве, то за строительство новых дорог и расширение магистралей, по словам социолога, высказались 45,3% опрошенных. Метро оказалось приоритетным для 34,9% горожан.

«Если мы изучим структуру городского общественного транспорта, то увидим, что им постоянно пользуются 54,3% москвичей, к которым можно добавить тех, кто пользуется и общественным, и личным транспортом. Из общего числа таких пассажиров 95,3% пассажиров передвигаются в том числе на метро. Строительство новых станций метрополитена считают наиболее значимой мерой по улучшению транспортной ситуации в столице более 64% москвичей. Сюда можно отнести и продление существующих линий метрополитена, и строительство новых.  При этом те москвичи, которые проживают ближе к центру города, чаще всего голосуют за продление уже существующих линий столичной подземки, а те, кто имеет жилье в стороне от центра, высказываются за необходимость строить новые ветки метрополитена. Когда мы просили оценить недавно построенные станции метро с точки зрения их архитектуры и дизайна, то абсолютное большинство высказалось положительно.  Столь же позитивно москвичи оценили и комфорт пребывания на новых станциях и имеющуюся на них навигацию. Динамику строительства московского метро абсолютное большинство москвичей также поддержало, поскольку для них это не только ключевой вид городского транспорта, но и часть жизненного пространства», – подчеркнула Елена Михайлова.


Суперрекорды метростроителей
Заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» (институт по проектным изысканиям, генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по проектированию и строительству новых линий метрополитена), сопредседатель Фонда МЦУ «Город», кандидат социологических наук Алексей Расходчиков, в свою очередь, напомнил, что последние 10 лет стали весьма значимыми и масштабными для компании «Мосинжпроект» как для одного из главных операторов строительства метрополитена в столице. «Подобных темпов возведения метрополитена в нашей стране прежде не было. И если посмотрим по годам, то увидим, что 56 станций, построенных за последние 10 лет, – это суперрекорд. Успехи были и в 60–70-х годах прошлого века, но тогда строительный максимум достиг лишь 30 станций метро», – сказал Алексей Расходчиков.

Эксперт подчеркнул, что создаваемая параллельно со строительством метро инфраструктура еще десятки лет будет обеспечивать устойчивое развитие большинства городских территорий. «Мосинжпроект» за эти годы накопил достаточно большой опыт. «Мы реализуем как передовые международные технологии, так и разработанные нами подходы к строительству, – пояснил Алексей Расходчиков. – На самом деле, если мы с вами вспомним 2012–2013 годы, когда стартовала программа развития Московского метрополитена, было очень много споров, как строить – дешево и побольше или надежно и красиво? Выбрали второй вариант».

«Стоит также отметить, что в этом году Москва установила еще одно мировое достижение, попав в Книгу рекордов Гиннесса. Рекорд связан с количеством подземных проходческих щитов, которые одновременно работали на строительстве разных участков метрополитена. Их было 23», – сказал эксперт. Он также напомнил, что метростроители 30-х годов прошлого века обеспечили колоссальный потенциал архитектурной составляющей московского метро: «Таких примеров немало. Мы видим, что станция «Маяковская» является памятником архитектуры, туристическим объектом. Это высокий уровень строительства. И, конечно, хорошо, что он совершенствуется – принято решение, несмотря на большие расходы, воплощать в жизнь красивые архитектурные проекты, реализованные по результатам конкурсов, в том числе и международных».
«Ушел в прошлое период массового строительства станций, когда считалось, что в удаленных от центра рабочих районах красота не нужна», – отметил Расходчиков. По его словам, чтобы на стадии строительства объекта возникало как можно меньше проблем с жителями соседних домов, необходимо тесное взаимодействие с ними на этапах предпроектной подготовки и проектирования. 

«В градостроительстве, в социологии существует термин «местный эгоизм». Это когда люди хотят метро в шаговой доступности, но не возле их дома. Хорошую автомобильную дорогу, но в стороне от их жилья. С подобными проблемами и требованиями сталкиваются во всем мире.
В нашем понимании город – это все-таки компромисс между возможностями развития и какими-то уже устоявшимися вещами. Поэтому, взаимодействуя с населением на всех этапах работ, мы в «Мосинжпроекте», прежде чем принять окончательное решение, вместе с коллегами из ВЦИОМа проводим социологические исследования, отдельно смотрим реакцию в соцсетях. Если возникают какие-то нюансы, вносим изменения в проекты до того, как они будут сформированы, поскольку изменить уже готовую документацию гораздо сложнее. Да и на стадии работ на любой сигнал о том, что что-то происходит не так – а это могут быть сложности при их выполнении, вызвавшие, например, шум в ночное время, – сразу реагируем», – заключил Алексей Расходчиков.

Теги: #