Феномен аквариумной рыбки, или Как выжить в театре сетевого абсурда

Феномен аквариумной рыбки, или Как выжить в театре сетевого абсурда

Феномен аквариумной рыбки, или Как выжить в театре сетевого абсурда
Феномен аквариумной  рыбки, или Как выжить  в театре сетевого абсурда
Новая книга, написанная замечательными авторами из разных сфер научной и практической деятельности, прекрасно иллюстрированная, предлагает к обсуждению сетевую парадигму объяснения общества и может стать как учебником для профессионалов, так и увлекательным чтением для пользователей интернета, а значит – для всех

Возможно, сборник «Cети 4.0. Управление сложностью» и не попал бы в поле моего зрения, а если бы и попал, то поначалу показался слишком заумным, предназначенным для узких специалистов, но жизнь, а точнее, Ее Величество Сеть, распорядилась по-другому. «Перелистав» – в смысле, пробежавшись мышкой по нескольким страницам, – я, что называется, «влипла». Сначала, не скрою, понравились необычные иллюстрации, талантливый график сумел мысли авторов подать в ярких, запоминающихся образах. К тому же – чисто журналистский взгляд – «заги и подзаги» статей (например, «Постправда и фейк-ньюз как феномен новой информационной реальности», или вот еще: «Они вокруг нас – только «поменяли фамилии»), «подлили масла в огонь» интереса к книге. Захотелось углубиться. 

Что показалось особенно ценно – в сборнике представлен не монолог одного автора, а собраны разнонаправленные статьи, рассматривающие глобальное явление со всех сторон – от свободы самовыражения в информационном пространстве до манипуляции массовым сознанием, дезинформации и технологии «информационных войн». К тому же сборник, по заявлению составителей, предназначен не только «для исследователей – социологов, политологов, культурологов, лингвистов, студентов, изучающих общественные дисциплины, но и для широкого круга читателей». Все это подстегнуло во мне непреодолимое желание попробовать разобраться в том, о чем все говорят, но в чем реально, положа руку на сердце, точнее, на клавиатуру, смыслят немногие.

Конечно, я не претендую на экспертный разбор контента, а лишь хочу высказать мнение рядового веб-пользователя. Но то, что, как замечает доктор политических наук, профессор Алексей Щербинин, на этот раз «притащили наши сети», по его мнению, «пожалуй, важнее, чем спекулятивные теории старой закваски». 

Уже в предисловии генеральный директор ВЦИОМа Валерий Фёдоров подчеркивает, что работа над сборником объединила специалистов разных отраслей знания – социологов, психологов, филологов, юристов, медиааналитиков. Какие меры принимает государство для защиты и где граница между безопасностью и свободой слова в новой информационной реальности? Насколько обоснованны законодательные меры против фейк-ньюз в эпоху «постправды»? 

В книге, по мнению Валерия Фёдорова, есть ответы на эти и многие другие вопросы. Но главным достоинством издания он называет «отсутствие однобокой тенденциозности»: «Здесь вы не найдете попытки исчерпать, «закрыть тему», она исходно полемична – и поэтому, на мой взгляд, она будет интересна и полезна широкому кругу читателей». А вот как видит задачу этого действительно уникального проекта Алексей Расходчиков, сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город», кандидат социологических наук: «Интернет и социальные сети открывают новые возможности для исследователей и управленцев, но требуют и новых подходов на стыке дисциплин. В этом уникальном проекте социологи, психологи, лингвисты, программисты, специалисты по сетевому анализу и системам безопасности попытались вести диалог на одном языке, понятном и доступном. Диалог о самом главном – о том, как сети меняют нашу жизнь и можно ли управлять этими изменениями без кризисов и разрушений».

«Последние двадцать лет мы наблюдаем, – считает эксперт, – как, словно по эффекту домино, рушатся привычные социальные институты. СМИ утратили монополию на информацию, а политические партии – на идеологию, банки стремительно теряют влияние на денежные потоки, а университеты – на траектории образования. Институты социализации – семья, школа, университет, трудовой коллектив – не то что ослабевают, они попросту уже не дают эффекта. Как старый кондиционер, который еще дует, но на климат никак не влияет». 

«Конечно, проблемы отцов и детей были всегда, но никогда еще межпоколенческий разрыв не был таким глубоким. Это поколение, редко читавшее книги, не интересующееся газетами и телевидением, большую часть информации об этом мире они почерпнули в сети интернет. Они виртуозно с детства владеют смартфоном, но плохо понимают, как себя вести в реальном мире. Поэтому не нужно удивляться, что в лентах новостей появляются сюжеты из популярных сериалов, а во главе государств все чаще становятся шоумены. Общество спектакля Ги Дебора приобретает завершенные формы театра абсурда», – замечает автор статьи. По его мнению, социальные сети превращаются в своеобразную сигнальную систему – именно здесь появляются первые сообщения недовольных, происходят критические обсуждения и формируются группы протеста. «Практика показывает, что от зарождения конфликта в сети интернет до выплеска его на улицы проходит минимум несколько недель… Можно ли в принципе чем-то управлять в этом новом информационно-коммуникационном обществе? По крайней мере, нужно учиться», – убежден ученый. И эта мысль как никогда актуальна сегодня, когда мы то и дело видим всплески потрясений в общественной жизни разных стран мира.

Уже не первый год сохраняют актуальность активные споры о том, приносит ли интернет пользу людям и наносит ли он вред здоровью человека. Галина Градосельская, методолог сетевых исследований и одна из основателей SNA-анализа в России, считает, что особенности нового сознания – это «феномен короткой памяти (3 секунды, как у аквариумной рыбки)». По ее мнению, в профессиональных средах появляется все больше людей, которые либо думают мало, либо вообще не думают – в общем, утрачивают способность мыслить. 

И действительно, мы видим, как множество сообщений, порой противоречащих друг другу, сливаются для пользователей соцсетей в так называемый белый шум, состоящий из непроверенных новостей, сомнительной аналитики, навязчивой рекламы. Важную проблему интернет-технологий в избирательных кампаниях поднимает Андрей Языкеев, директор по региональному взаимодействию и международным проектам Агентства социальных исследований «Столица»: «Действенное правовое регулирование должно строиться на основе постоянного мониторинга практики применения интернет-технологий в политических кампаниях и анализа их влияния на политические и социальные процессы в обществе. По сути, избирательным комиссиям необходимо переходить от заявительного метода контроля за агитацией к активному мониторингу всех информационных каналов». 

В целом любознательный читатель сможет глубже погрузиться в тему, воспользовавшись проверенными источниками, и сделать собственные выводы в изучении новой социально-цифровой реальности. Увлекательного чтения!

Теги: #