Feelosoph с Покровки: как сделать бизнес на футболках с ироничными принтами

Feelosoph с Покровки: как сделать бизнес на футболках с ироничными принтами

Feelosoph с Покровки: как сделать бизнес на футболках с ироничными принтами
Feelosoph с Покровки: как сделать бизнес на футболках с ироничными принтами Гоша Сарибекян. Фото: Николай Кириллов
Автор смешных принтов и владелец магазина под брендом Feelosophy Гоша Сарибекян о том, над чем модно шутить, почему серьезные люди покупают футболки со странными надписями, как меняется мода на принты и как вызвать раздражение у популярных музыкантов Оксимирона и Face

В переулках неподалеку от Покровки работает магазинчик под вывеской Feelosophy, в котором можно купить одежду со смешными и провокативными принтами. Тут же можно напечатать свои принты по заказу. К примеру, множество маек с надписью «Я-мы-Голунов» было напечатано здесь (хотя наверняка их печатали и в других местах тоже). Провокации порой оказываются достаточно громкими:

- Мы сделали шуточные принты, которые продавались на музыкальном фестивале Faces&laces в Парке Горького. Под лицом Оксимирона было написано Прокси-мирон. С рэпером Фейсом был принт «Лица Фейса» - коллаж из нескольких его лиц и пачек чипсов Lay’s. Их юристы нам выкатили две претензии - на двести и триста тысяч. Было страшновато - продали-то мы всего две-три майки, нисколько на этом не заработали. Они нам еще написали, что отправили письмо в Pepsi, чтобы те подключили своих юристов из-за бренда Lay’s. Закончилось все ничем — мы убрали майки из продажи, - рассказывает владелец Feelosophy Гоша Сарибекян.

Бизнес Feelosophy — где-то на грани между сувенирной продукцией, актуальными высказываниями и модным fashion, который сегодня сам по себе предельно ироничный.

photo_2019-11-11_13-38-35.jpg

Гоша в середине нулевых учился на рекламщика, но учеба быстро разочаровала - он думал, что учить будут креативу и как делать классные ролики, но основную часть времени там рассказывали о финансах и медиапланировании. Это для него было скучным. Параллельно учебе в институте он стал заниматься продажей одежды и значков. Заказывал на зарубежных сайтах «прикольные» вещи, значки делал сам, и продавал все это через «Живой Журнал» (главная соцсеть нулевых).

- Я всегда любил играть словами и придумывать абсурдные картинки. Есть один магазин, они проводят с давних пор конкурсы дизайна футболок, я туда регулярно посылал свой креатив, но ни разу не выигрывал, в итоге решил делать все сам — и это получилось. Встречи с покупателями назначал в метро. Доросло до таких масштабов, что в какой-то момент стали приезжать на встречи не 5 - 10 человек, как в начале, а сто человек. Однажды на это обратила внимание полиция. Меня забрали. Потом отпустили, - вспоминает Гоша.

photo_2019-11-11_13-39-11.jpg

Пришлось поменять модель бизнеса: он стал продавать вещи через магазины. Например, его значки можно было приобрести в книжной лавке легендарного клуба «Проект ОГИ» в Потаповском переулке.

Пользовались спросом значки с названиями музыкальных групп и с разными ироничными слоганами, актуальными на тот момент.

Постепенно значки вышли из моды:

- На пике каждая точка приносила 3 тысячи рублей выручки в неделю, потом стало по три тысячи каждый месяц, становилось все хуже и хуже, и я решил, что пора на что-то другое переключиться. Стал продавать дизайнерский хэнд-мейд, бижутерию, фигурки, фэшн. Тогда же появилось и название Feelosophy - оно вполне в духе второй половины нулевых - feel — значит чувствовать —а это актуальная тема для того периода. Идея для бренда заключалась в том, что одежда — это синтез чувственности и мудрости. Надписи показывают отношения к миру, знания, эрудицию и так далее», - рассказывает Сарибекян.

photo_2019-11-11_13-38-55.jpg

В конце нулевых на волне интереса к дизайнерским вещам и хэнд-мейду появился знаменитый «Ламбада маркет», на котором молодые дизайнеры смогли выставлять свои вещи. Гоша стал продавать свои вещи там, и благодаря этому понял, что свой магазин — намного выгоднее и удобнее, чем что-либо еще. В этот момент его друзья открыли винтажный секонд-хэнд в районе Китай-города, искали соарендатора. К тому времени квартира Гоши превратилась в огромный склад, и своя точка стала спасением.

С тех пор Feelosophy несколько раз переезжал, пока не обосновался в Большом Спасоглинищевском переулке.

- Покровка - Маросейка - тусовый район, но мы не на первой линии, а во дворах. Случайные люди к нам не особо ходят - мы работаем на определенное коммьюнити. От Покровки мы существуем отдельно - она сверху, а мы внизу, и жизнь тут больше похожа по атмосфере на Хитровку времен Гиляровского (с понятными поправками на другую эпоху). В целом, район очень демократичный и пестрый - тут и простые люди, и школьники, и наркоманы, и бомжи — это не лощеные Патриаршие. Зачастую в центре возникает ощущение, что все в городе слишком богатые и красивые, но на Китай-городе такого нет - тут все разные — и это хорошо», - говорит Гоша.

photo_2019-11-11_13-38-38.jpg

Об идеях

Гоша Сарибекян
Гоша Сарибекян
«Почти все новые идеи плохие, если тебя не знают. А когда у тебя есть бренд, те же самые шутки вдруг оказываются хорошими и смешными. В 2011 году, когда мы только открылись, было много принтов, которые вообще не шли. Я думал - ну ладно, наверное, это не то. Но прошло лет 6 - 7, их же сейчас печатаешь, и все покупают. Может, идеи опережали время — это если тешить самолюбие. Например, моя подружка разместила у себя на стене во «ВКонтакте» принт «Сила киски». Там была нарисована кошечка. Я с разрешения подруги напечатал принт. Никто его тогда не понял. А потом, с ростом популярности феминизма, тема стала востребованной»

Стоимость оборудования

Принтер для печати на текстиле обошелся владельцу Feelosophy в 700 тысяч рублей, к этому надо было прибавить цену пресса и красок. Помогали приобрести оборудование друзья — знакомые, которые оказались готовы одолжить ненадолго, но которым пришлось ждать возврата долгов куда дольше положенного.

- Когда ты покупаешь такую вещь, тебе чертят графики, говорят, что все отобьется за три месяца, но тебе не рассказывают, откуда брать клиентов, что на это тоже нужно потратиться, что это отдельная технология. Я долго разбирался со всем этим комплексом, спустя семь лет, кажется, разобрался, - говорит Гоша.

photo_2019-11-11_13-39-07.jpg

Философический юмор

Покупателей Feelosophy условно можно назвать хипстерами (хоть слово это ныне утратило прежний определенный смысл). Обычный возраст покупателей - 18 - 25 лет:

- Подростки порой приводят своих родителей, и реакции оказываются очень разные: кто-то из взрослых в шоке кричит, куда его привели, что это за надписи, да тут мат, а кто-то себе тоже решается нашивку с матерной надписью купить, чтобы в офисе щеголять. Это такие родители-приколисты, которые с детьми в хороших отношениях. Какие-то прям давят детей, при этом видно, что их дети самые оторвы - их настолько давят, что они всем еще дадут прикурить, - рассуждает Гоша.

Самым неожиданным, как признается владелец Feelosophy, было узнать, что в футболках с надписью «ни на что не жалуюсь, ничем таким не балуюсь» (бренда «Бердянск», который также представлен в магазине) ходят некоторые помощники московских судей.

photo_2019-11-11_13-39-16.jpg

Для тех, кто покупает эти майки, шутки на принтах — альтернатива мемам в соцсетях. Высказывания при этом зачастую ситуативные:

- Сейчас что-то случилось, и неделю это будет актуально и смешно, а через две недели уже никому не нужно, - объясняет Сарибекян. Главное тут — поймать актуальный тренд. К примеру, когда появилась мода на техно-пати, в Feelosophy стали покупать футболки с надписью «Темно, тесно, техно».

Актуальный юмор сейчас — это майка с надписью «Флексики»:

- Это как мультик «Фиксики», но переделка под современный жаргон. «Флексить» сейчас очень модно. На молодежном сленге это значит выставлять на показ свои ценности, бахвалиться, понтоваться, - рассказывает Гоша. - Обыгрываем то интересное и новое, что слышим: «Жиза», «Ну такое».

photo_2019-11-11_13-38-48.jpg

Продаются в магазине не только майки и худи. Около кассы на витрине стоит небольшой стенд с альтернативными наклейками на карту «Тройка». И это — один из хитов продаж в Feelosophy. Изначально это было политическим высказыванием — автор - художник tet9I  (читается «Тетя») из Севастополя изобразил современных акционистов Петра Павленского, Надежду Толоконникову из Pussi Riot и Олега Воротникова из группы «Война». Первые сто таких наклеек, когда они только вышли, разобрали за час — это стало хитом, разные варианты дизайна пользуются спросом у покупателей и сегодня.

Еще одна тема для шуток — популярные в России бренды:

- Одно дело над Coca-cola шутить - кто этого не делал, а вот сделать принт «Массив Атак» кроме нас никто не додумался (обыгрывается название сети магазинов и известной музыкальной группы), - объясняет владелец Feelosophy.

photo_2019-11-11_13-39-00.jpg

Из переделанных брендов в магазине обращает на себя внимание надпись «Псина» (выполнена в стилистике Puma). Это — креатив бренда «Бердянск». Контекст, в котором переделка оказалась очень востребованной, максимально российский. В 2016 году появился мем про актера Панина, который целуется со своей собакой. «Бердянск» выпустил ряд вещей с надписью «Псина», и фото с девушкой в такой майке попало в популярное ВК-сообщество МДК, где собрало миллионы просмотров - кто-то написал, что это - девушка Панина.

О том, почему принты в моде

Гоша Сарибекян: «Когда мы начинали, надписи с модой и чем-то серьезным, что молодежь станет носить - не ассоциировались - скорее с рынком Садовод. Сейчас все изменилось. В жизни у нас все больше визуального контента, людям не так важно сегодня качество (хотя у нас хорошее качество), - люди покупают футболки, чтобы выложить фотку в соцсети, а дальше купить другую вещь. Это не очень ресайкбл, не ответственное потребление, но по факту именно так».


Теги: #