Фабрика на вес золота

Фабрика на вес золота

Фабрика на вес золота
Фабрика на вес золота
Завершен масштабный реставрационный проект фасадов сооружения на Волочаевской улице

В Москве завершена реставрация золотоканительной фабрики на Волочаевской улице, которой когда-то руководил Константин Алексеев, больше известный всему культурному миру как реформатор театрального искусства Константин Станиславский. Специалисты воссоздали внешний вид сооружения, а также уникальную лепнину.

Как известно, столичные купцы, возводя промышленные сооружения в разных районах города, на расходы не скупились: строили добротно, красиво, живо реагируя на модные тенденции того времени. Конец XIX и начало XX века отмечены модой на промышленную готику. Такой вероятно, была бы и золототканая фабрика купцов Алексеевых. Однако ее стиль оказался совсем другим. А причина в том, что Алексеевы приобрели здания, находящиеся на территории усадьбы Строгановых. И это, конечно, был не главный дом, построенный в классическом стиле, а минималистично отделанные жилые и хозяйственные постройки. Купцы соединили их воедино, разместив там, кроме прядильных цехов, кухню и многое другое. В ходе десятилетий вместо деревянных корпусов построили каменные, надстроили этажи, оборудовали современными инженерными системами. Доходы были хорошими – золотая парча высоко ценилась и в России, и за рубежом.

В конце XIX века фабрикой руководил один из представителей этой фамилии – Константин Алексеев, вошедший в историю русской культуры как реформатор театрального искусства Константин Станиславский. Природная склонность к возвышенным сферам не помешала будущему театральному деятелю заниматься промышленным производством, его модернизацией и делать это вполне успешно. Под его руководством фабрика расцветала. С течением времени Станиславский построил на территории самодеятельный театр. В последние годы там работала Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Большие объемы помещений привлекали сюда и производственников советского времени. В цехах производили кабельную продукцию. А в 1930-е годы владение таких внушительных размеров облюбовала советская таможня. На бывшей фабрике размещались таможенные склады. После этого памятник не раз передавался под административные нужды.

Руководитель департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов рассказал, что в процессе завершившейся реставрации специалисты привели в порядок фасады памятника – расчистили, нанесли новую штукатурку, окрасили стены, заменили окна и двери. Отдельным важным этапом стала реставрация лепных декоративных элементов и колонн – ими здание украсили уже в советское время. Был проведен ремонт кровли здания и его фундаментов. Специалисты приспособили внутренние помещения бывшей фабрики под современные нужды. Кроме того, подрядчики благоустроили прилегающую территорию.

Судьба другого памятника, находящегося по соседству с фабрикой, на той же улице Волочаевской, сложилась драматично. Хотя время создания этого образца относится к гораздо позднему периоду и связано со стилем конструктивизм. Дворец культуры завода «Серп и Молот» является объектом культурного наследия регионального значения. ДК был возведен в 1929–1933 годах на крутом склоне у стен Андроникова монастыря и до 1980-х годов служил архитектурной доминантой улицы. Автором проекта выступил Игнатий Минилис, вместе с архитектором Гинзбургом спроектировавший известный дом Наркомфина. Здание строилось как крупный общественный комплекс Союза металлистов.

Сейчас требуется проведение целого комплекса работ по сохранению объекта. В связи с тем, что собственник добровольно делать это отказывается, а состояние дома продолжает ухудшаться, вопрос пришлось решать через суд, который принял сторону градозащитников. Первым шагом должны стать разработка качественного проекта реставрации и его согласование с Мосгорнаследием. Далее будет выдано разрешение на проведение самих работ.

Теги: #