Евгения Гершкович: «В метро смешался абсурд всей истории страны»

Евгения Гершкович: «В метро смешался абсурд всей истории страны»

Евгения Гершкович: «В метро смешался абсурд всей истории страны»
Евгения Гершкович: «В метро смешался абсурд всей истории страны» Евгения Гершкович
Известный искусствовед и историк архитектуры представила на книжной ярмарке non/fiction свою новую книгу «Московское метро: Архитектурный гид», в которой она разбирает эстетику и историю почти сотни станций столичной подземки. МП пообщалась с автором накануне презентации и выяснила, что откопала исследователь в истории метрополитена

Об идее книги

Три года назад Музей архитектуры проводил выставку, посвященную Московскому метро, там был замечательный каталог, но на полноту раскрытия темы он не претендовал. После этого издательство «Кучково поле», которое специализируется среди прочего и на искусствоведческой литературе, связанной с историей архитектуры, предложило мне развить тему в форме путеводителя. Дизайн книги разрабатывали художники ABCdesign, - у них большой опыт работы над изданиями об архитектуре.

Я разбираю историю создания 99 станций, анализирую стилевые особенности каждой. Кажется, до меня этим никто не занимался - подобных работ, насколько я знаю, ранее не публиковалось. Искусствоведческий материал перебивается историческими экскурсами на разные темы. Тут и палеонтология, и история билетов, изменения турникетов, изобретение эскалатора, униформа работников метро в разное время, жизнь под землей во время войны, биографии создателей метро – художников и архитекторов. Цель книги - обратить внимание на один из ценнейших памятников нашего города. Это ведь потрясающий архитектурный объект.

27651421421.jpgИнтерьеры станций метро «Курская», «Электрозаводская» и «Тульская» (слева направо). Фото: Алексей Народицкий

О материале книги

Что-то я брала из архивов, что-то из Музея метро, Музея архитектуры, использовала личные воспоминания еще живых современников строительства первых станций метрополитена. Настоящим соавтором стал фотограф Алексей Народицкий – он сделал в рамках книги, я считаю, полноценный арт-проект. На его фото пустынные ракурсы московских станций, он специально выбирал для съемки ранние и поздние часы, когда пассажиров мало, когда красоту и стройность пространства ничто не нарушает.

334242424.jpgИнтерьеры станций метро «Аэропорт», «Комсомольская» и «Павелецкая» (слева направо). Фото: Алексей Народицкий

О собственных открытиях

О метро написана масса всего. Самые первые статьи и книги стали появляться еще до начала работы системы в 1935 году. Тем не менее метрополитен это одно большое белое пятно с искусствоведческой точки зрения. Многие авторы станций безвестны. Меня как историка архитектуры печалят такие пробелы. Есть выдающиеся проекты, например, «Красносельская», об архитекторе которой Виленском практически вообще не написано.

Да, многое знают Фомина, Щусева, Лансере, но есть масса других людей, память о которых не сохранилась вопреки шедевральности их работы.

Александр Гонскевич спроектировал «Александровский сад». Казалось бы, центральная станция, потрясающая по красоте, но автор обделен славой. Его брат Евгений Гонскевич заработал себе имя в эпоху модерна, он строил в Таллине и в Петербурге, и все лавры почему-то достались ему.

Метро — это одни сплошные загадки и секреты. Я узнала, например, что скульптор Георгий Мотовилов в барельефах кольцевой станции «Проспект мира» зашифровал себя и свою возлюбленную балерину.

В торце «Новослободской» есть мозаика, где изображена родина-мать с ребенком. В образе матери угадывается портрет жены архитектора Алексея Душкина, в образе ребенка - сам Душкин. Таких смешных вещей очень много.

Абсурда тоже много: на «Арбатской» поднимаешься наверх по эскалатору, тебя там встречает пустая рамка. Раньше здесь был портрет Сталина, а потом осталась просто пустая рамка.

«Октябрьскую» строил Леонид Поляков. Комиссия не заметила в станции крамолу, дала архитектору премию. А вот народ все прекрасно понял, и голубое небо в нише под сводом в тупике «Октябрьской» получило фольклорное название «светлое будущее за решеткой».

Гениально в советском метро все — и скульптура, и мозаики, и пространственные решения. В 1930-е году было непонятно, как и что делать — это был шаг в неизвестность. Какие станции строить – спрашивали творцы. Хорошие – отвечало государство. При этом строили все просто в авральном режиме - надо было показать мощь страны.

61535432.jpgИнтерьеры станций «Кропоткинская» и «Аэропорт» (слева направо). Иллюстрации: Музей архитектуры им. Щусева

Наше метро строили украинцы из Харькова с опытом горняцких работ. И Самуил Кравец, спроектировавший «Библиотеку имени Ленина», и Алексей Душкин, автор «Кропоткинской» - оба из Харькова. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться, оказались колоссальными – тут и плывуны, и грунтовые воды. Например, тяжелейшее затопление произошло, когда строили «Охотный ряд».

Metro_MSK_Line10_Dostoevskaya.jpgСтанция «Достоевская». Фото: wikipedia/commons

О современном метро

В архитектуре нового метро практически нет проблесков. Порой оно может быть полезным, как будущий Третий пересадочный контур (Большая кольцевая линия). Но с эстетической точки зрения  новые станции в лучшем случае не выразительны. На станции ЦСКА просто не знаешь, куда девать глаза от стыда. Пожалуй, одна из достойных - «Достоевская».



Теги: #