Есть запас прочности - Московская перспектива

Есть запас прочности

Есть запас прочности
Есть запас прочности
Антироссийские санкции не повлияют на реализацию строительных проектов в столице. «Стройкомплекс Москвы обладает запасом прочности на несколько лет вперед», – подчеркнул заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. По его словам, стройка более чем на 95% уже не зависима от внешнего рынка. В сложившихся условиях городские власти продолжат стимулировать создание производств для дальнейшего импортозамещения в отрасли.

По данным Мипромторга, российская стройка стала практически полностью импортонезависимой еще в 2014 году. Зарубежные материалы пока продолжают использоваться в отделке, но в основном в сегменте дорогого жилья. Тогда как по основным позициям доля импорта не превышает 5% и продолжает сокращаться. Помимо собственных предприятий в России локализованы мощности зарубежных производителей. Крупнейший из них – компания Knauf (выпускает штукатурные, шпаклевочные смеси, плиточный клей, грунтовки, теплоизоляцию, всего более 150 наименований продукции) уже объявила, что не намерена сворачивать работу на российском рынке. Есть в распоряжении застройщиков и отечественные инновационные материалы – например, широкоформатная керамическая плитка и низкоэмиссионное стекло с теплоотражающим покрытием. Другой вопрос – строительная техника и сложное оборудование. Здесь проблема импортозамещения стоит более остро, но не является нерешаемой.

Вице-премьер Марат Хуснуллин говорит, что в целом доля импорта в жилом строительстве не превышает 8–10%, а в дорожном – 5%. Те строительные материалы, которые невозможно заменить российскими аналогами, планируется замещать за счет поставок из Китая, Индии и других азиатских стран, которые не ввели санкции. «На сегодняшний день мы полностью разложили эту тему, пересматриваем все проектные решения, уже заключаем контакты с китайскими коллегами и максимально меняем на все российское», – рассказал Хуснуллин.

В Москве, по словам главы стройкомплекса Андрея Бочкарёва, импорт касается только отдельных образцов техники и оборудования, а также некоторых отделочных материалов, без которых, в принципе, можно обойтись. Все базовые материалы – металл, бетон, фанера и т.д. – российского производства. А транспортная составляющая обеспечена Россией и Белоруссией. «Проблем со стройматериалами нет, на 90–95% в стройке используются отечественные материалы. При этом стоит вопрос замещения западных систем микроэлектроники и автоматизации. Мы планируем переориентироваться на поставки из стран Азии», – отметил Бочкарёв.

Он подчеркнул, что крупные инфраструктурные стройки столицы, в частности строительство метро, полностью обеспечены всем необходимым. Есть тоннелепроходческие щиты, решены вопросы, связанные с программным обеспечением, комплектующими и запчастями. «Мы не завязаны на Евросоюз и североамериканский рынок. В этом году мы введем Большую кольцевую линию – достроим девять оставшихся станций, а также продолжим работы по продлению радиальных веток метро. Объем и темпы ввода дорожных объектов снижать также не планируем», – рассказал Бочкарёв и добавил, что стройкомплекс столицы имеет большой запас прочности и вне зависимости от внешних условий может обеспечить бесперебойную работу по всем направлениям.

Курс на импортозамещение в строительной отрасли столицы был взят много лет назад. Многие строительные компании, работающие на московском рынке жилья, имеют собственные производства. В структуры застройщиков входят предприятия по производству железобетонных изделий, комбинированных блоков, металлоконструкций, окон, дверей, лифтов, сантехкабин и т.д. «Сегодня вопросы импортозамещения активно решаются на всех уровнях, и в новых реалиях будут приняты дополнительные меры. Стройкомплекс всегда задает высокую планку по всем ключевым направлениям градостроительного развития. Поэтому мне, как и любому строителю, хотелось бы, чтобы темпы замещения строительной техники и материалов были еще выше и создавались все новые производственные кластеры», – говорит глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

На фоне усиления санкционного давления столичные власти намерены активизировать работу по импортозамещению. «Мы сформировали план первоочередных мер, чтобы поддержать горожан и обеспечить устойчивое функционирование экономики. Сегодня среди ключевых задач – сохранение рабочих мест, обеспечение стабильной работы предприятий и организаций, социальная поддержка жителей, а также импортозамещение», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. В стройке импортозамещение в приоритетном порядке должно быть направлено на развитие отечественного производства сложных механизмов и электроники. Соответствующие компетенции у столицы есть. «Несмотря ни на что, продолжим мероприятия по стимулированию создания производств, необходимых для строительства разных объектов в Москве и в других регионах», – заявил Андрей Бочкарёв.