Эпоха строительных побед

Эпоха строительных побед

Эпоха строительных побед
Эпоха строительных побед
За последние 12 лет Москва превратилась в один из самых комфортных и удобных для жизни городов мира. Десятки станций метро, сотни километров новых дорог, благоустроенные общественные пространства, парки, современные жилые кварталы с инфраструктурой в шаговой доступности – за всем этим стоит труд почти миллионного столичного стройотряда. О главных городских стройках, успехах и достижениях отрасли и текущих задачах рассказал в интервью «МП» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Андрей Юрьевич, в команде мэра Москвы Сергея Собянина вы работаете 12 лет. Какие ключевые проекты, воплощенные в городе за этот период, считаете наиболее значимыми?
– Прежде всего хочу отметить огромный вклад лично мэра Москвы Сергея Собянина в поддержку нашей отрасли, являющейся драйвером развития столичной экономики. Все эти годы столица демонстрирует едва ли не самые высокие в мире темпы градостроительного развития. Среди ключевых проектов в первую очередь отмечу формирование единой интегрированной транспортной системы с приоритетом строительства метро, что позволило разгрузить город и экономить время в поездках. Это самая масштабная в мире программа реновации, благодаря которой около миллиона москвичей улучшат жилищные условия. Это и редевелопмент промзон, результаты которого мы видим уже сегодня: территории, называвшиеся в народе «ржавым поясом» столицы, постепенно превращаются в комфортные и радующие глаз кварталы. Значимыми проектами являются и комплексное освоение Новой Москвы, активно интегрирующейся в общегородскую ткань, и кардинальная модернизация социальной инфраструктуры. Не могу не отметить и реализованные за 12 лет отдельные выдающиеся проекты мирового уровня, украсившие наш город: уникальный парк «Зарядье» с концертным залом, объекты в «Лужниках» – обновленная Большая спортивная арена, Дворец водных видов спорта, Центр гимнастики Ирины Винер, Дворец единоборств. Созданы и десятки новых парков и общественных пространств, построен крупнейший в России и Восточной Европе всесезонный парк развлечений «Остров мечты»… И это далеко не полный перечень новых визитных карточек столицы, появившихся за 12 лет. Воплощены и другие проекты, пусть менее крупные и заметные, но, несомненно, значимые для Москвы и москвичей.

Москва сегодня является признанным мировым лидером по интенсивности строительства метро. Сколько построено линий и станций за 12 лет? Какой эффект получила столица?
– Метро для Москвы остается самым популярным видом транспорта: им ежедневно пользуются две трети населения – больше, чем где бы то ни было в мире. Поэтому еще в конце 2010 года мэр поставил задачу активизировать строительство метро, чтобы уже к 2025 году обеспечить новыми станциями в шаговой доступности 95% горожан. Сегодня мы приближаемся к достижению этой цели. Темпы метростроения увеличились в 5,5 раза, побив все рекорды советского и постсоветского периодов 1990–2000-х годов. Протяженность линий подземки выросла более чем в 1,5 раза: введено 144,7 км, 69 станций и 11 электродепо.
В сеть метрополитена интегрировано и МЦК, а это еще 54 км линий и 31 станция. А благодаря проекту МЦД модернизируются и интегрируются в общую сеть рельсового транспорта и радиальные железнодорожные ветки. В результате за 12 лет скоростной рельсовый транспорт в пешеходной доступности получили более трети городского населения. В каждой поездке пассажиры теперь экономят до 30 минут. Снизилась и нагрузка на улично-дорожную сеть, поскольку у многих отпала необходимость использовать для перемещений по городу автомобиль или автобус. Уже сегодня Москва, согласно международным исследованиям, лидирует по плотности рельсового транспорта, опережая Берлин, Сеул, Нью-Йорк и Лондон.

Все эти годы в столице активно строятся и новые дороги. Как это помогло разгрузить Москву? Какие приоритетные проекты в работе сегодня?
– Темпов и объемов дорожного строительства, достигнутых за последние 12 лет, столица не видела за всю свою историю. С 2011 года протяженность городских трасс выросла на 20%, введено более 1150 км дорог, свыше 340 мостов, тоннелей и эстакад и около 280 пешеходных переходов. Реконструировано 15 вылетных магистралей и 19 развязок на МКАД, построены сотни километров выделенных полос для общественного транспорта. Благодаря такой комплексной работе Москве удалось избежать транспортного коллапса: пропускная способность дорог увеличилась на 20%, а заторов стало меньше на 15%, что позволило исключить Москву из международных рейтингов самых «пробочных» столиц мира. Строить новые и реконструировать существующие дороги будем и дальше, так как понимаем, что это один из главных способов решения транспортных проблем, особенно учитывая ежегодный существенный прирост автомобилей в столице. Сегодня основные усилия мы сосредоточили на создании системы хордовых магистралей, которые позволят автомобилистам пересекать город, не сворачивая на «кольца», и снимут напряжение с основных трасс. Флагманский проект – московский скоростной диаметр (МСД), объединяющий Северо-Восточную хорду, последний участок которой в границах МКАД от Ярославского до Дмитровского шоссе мы ввели в сентябре, и готовую более чем наполовину Юго-Восточную хорду. По масштабам проект МСД сопоставим с МКАД и ТТК. Благодаря запуску скоростного диаметра, что планируется сделать уже в будущем году, улучшится связность более 40 районов с населением свыше 5 млн человек. Среди приоритетных проектов также завершение строительства Южной рокады и реконструкция оставшихся развязок на МКАД: одну из них – на пересечении с Осташковским шоссе – мы уже открыли в сентябре, и еще на трех – на пересечении с Алтуфьевским шоссе, улицей Липецкой и улицами Верхние Поля и Капотней – ведутся активные работы.

Главным индикатором успешности развития экономики города является динамика строительства недвижимости. Довольны ли вы достигнутыми за 12 лет результатами? Не снижается ли ввод недвижимости сегодня из-за влияния санкций?
– С 2011 года в Москве построили и ввели около 115 млн кв. метров недвижимости, в том числе около 50 млн «квадратов» жилья. Сдано в эксплуатацию 867 объектов социальной инфраструктуры, построенных в рамках комплексного развития территорий. Это 360 детских садов, 152 школы и БНК, 121 объект здравоохранения, 63 – культуры и досуга, а также 171 спортивное сооружение различного класса. Причем темпы ввода не снижались ни в период кризиса 2014–2015 годов, ни в пандемию, ни в этом сложнейшем году для экономики, столкнувшейся с беспрецедентным внешним влиянием. Еще восемь лет назад мы приступили к программе импортозамещения, и сейчас почти не зависим от зарубежных материалов и оборудования: более 95% всего, что нужно для стройки, производится в России, в том числе в Москве. Поэтому воздействие санкций, к счастью, минимально, срывов нет ни по срокам строительства, ни по сдаче объектов в эксплуатацию. Более того – уже сейчас в городе перевыполнен годовой план ввода недвижимости: с января сдано около 9,2 млн кв. метров при плане в 8,5 млн «квадратов». Превысили и годовой план по жилью: введено более 4,8 млн кв. метров при плане 4,5 млн «квадратов». Кроме того, с начала года сдано в эксплуатацию 77 объектов социальной инфраструктуры, в числе которых 16 школ и БНК, 28 детских садов, 18 спортивных сооружений, 10 объектов здравоохранения и пять – культуры и досуга. Важно, что параллельное строительство жилья и социальной инфраструктуры в шаговой доступности друг от друга позволяет сформировать по-настоящему качественную и удобную для людей городскую среду. Особо хочу отметить высокую долю в общем вводе недвижимости инвесторских проектов – 87%. В этом году девелоперы и частные застройщики уже сдали более 8 млн кв. метров площадей, включая 4,3 млн кв. метров жилья. Это значит, что рынок столичной недвижимости по-прежнему привлекателен для бизнеса. И инвесторы, для которых в Москве создан благоприятный деловой климат, готовы и дальше вкладывать деньги в комплексное развитие города.

В августе 2017 года в Москве стартовала программа реновации жилья. Каковы итоги пятилетки ее реализации?
– За пять лет программа набрала очень хорошие темпы. Никакие сложности, будь то пандемия или санкции, не помешали ее развитию. С начала реализации программы введено в эксплуатацию 210 жилых домов, из которых 197 переданы под заселение. Строится еще 171 дом и 237 – проектируются. В новое жилье переехали и обжились там почти 76 тыс. человек, а всего процесс переселения охватил 94 тыс. москвичей из 559 старых хрущевок. Кстати, 124 дома, из которых людей расселили в новостройки, уже снесены. На их месте вырастут новые дома, построенные по программе, которая по своим масштабам не имеет аналогов в мире: до 2032 года планируется расселить почти миллион москвичей из 5175 домов. Кстати, сегодня мы делаем все возможное для ускорения этого процесса. Ведь для многих горожан программа реновации – единственный доступный способ улучшить свои жилищные условия, к тому же в нынешних экономических реалиях растягивать сроки строительства рискованно: чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него различных факторов и понять, будет ли обеспечен необходимый объем ресурсов, материалов и техники. Поэтому мэр принял решение увеличить объем строительства жилья в течение ближайших трех лет, это уже нашло отражение в утвержденной Адресной инвестиционной программе на 2023–2025 годы. Так, в течение этого периода планируется ввести 5,4 млн кв. метров жилых площадей, что позволит переселить в новое жилье более 155 тыс. москвичей.

Кстати, об АИП на 2023–2025 годы, которую недавно утвердил мэр Москвы: какие ключевые объекты в нее входят?
– Адресная инвестиционная программа сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные мэром Сергеем Собяниным еще в 2011 году. В 2023–2025 годах планируем ввести свыше 750 различных объектов с учетом строительства домов по программе реновации. Один из основных разделов АИП включает строительство социальной и досуговой инфраструктуры. В течение трех лет намерены построить и сдать в эксплуатацию 62 школы и детских сада, 14 объектов здравоохранения, 27 спортивных сооружений, 30 парков, объектов культуры и культурного наследия, завершить строительство кампуса МГТУ имени Баумана. Крупнейшим разделом АИП как по объему выделяемых средств, так и по ожидаемым результатам по-прежнему является развитие транспортной инфраструктуры. В течение трех лет строители намерены ввести
38,9 км линий и 18 станций метро и два электродепо. Ключевой проект в этой сфере – запуск Большой кольцевой линии, которая станет основой для дальнейшего развития сети метро на ближайшие 50–70 лет. Кроме того, будут достроены первый участок Троицкой линии, участки Солнцевского радиуса от «Рассказовки» до аэропорта Внуково, Люблинско-Дмитровской ветки – от «Селигерской» до района Северный, Сокольнической – от «Коммунарки» до «Потапово». В планах также сооружение станции «Суворовская» на Кольцевой линии и работы по строительству двух новых веток – Рублево-Архангельской и Бирюлевской. Приоритетным проектом развития дорожно-транспортной инфраструктуры является завершение строительства МСД, Южной рокады и трех оставшихся развязок на МКАД. Всего же за 2023–2025 годы согласно АИП планируется ввести 216,2 км дорог, 72 искусственных сооружения и 49 пешеходных переходов.

Теги: #