Эффективный и взрывоопасный. Сможет ли Москва перейти на водородное отопление

Эффективный и взрывоопасный. Сможет ли Москва перейти на водородное отопление

Эффективный и взрывоопасный. Сможет ли Москва перейти на водородное отопление
Эффективный и взрывоопасный. Сможет ли Москва перейти на водородное отопление Фото: pexels
Не так давно водородом начали отапливать дома в Европе. Ученые говорят, что эта технология дает больше тепла, чем остальные популярные источники энергии. Однако пустить его по трубам Москвы пока невозможно. Почему первый элемент таблицы Менделеева уже греет дома в Европе и когда для топлива «H1» созреет столица, узнала «МП»

Stedin.jpg

Газ для голландцев

Нидерландская компания Stedin начинает отапливать жилой комплекс в Роттердаме водородом. По информации издания SmartCityHub, газ будет производится на небольшом заводе и подаваться в квартиры по трубопроводу – логистически эта система мало чем отличается от московского центрального отопления.

ЖК, который будет греться газом, – почти хрущевка: он построен несколько десятков лет назад, в нем пять жилых этажей, внешне его корпуса напоминают панельные объекты под реновацию. Как и часть хрущевок, ЖК располагается почти в центре. Издание подчеркивает, что водород является перспективным топливом именно для зданий в центральных районах, так как там сложно найти другие источники «зеленой» энергии (например, построить ветропарк). Другой плюс водорода – в эффективности: КПД вещества примерно на 30% выше, чем у природного газа. Правда, финансовые преимущества газа могут проявиться только в перспективе.

image.jpg

Технология «H1»

Экология и высокий КПД – главные факторы, благодаря которым об отоплении жилья водородом уже задумались несколько коммунальных операторов Нидерландов. А голландская электростанция Magnum изучает вопрос производства водорода на своих мощностях.

В Москве о подобном способе обогрева пока почти не говорят. При этом система система производства энергоэффективного газа довольна проста: водород извлекается из воды при помощи электричества. Далее он хранится в резервуарах либо сразу идет в квартиры.

Также газ может быть использован для крупных предприятий. Например, водород может заинтересовать NASA – недавно агентство опубликовало доклад, согласно которому им требуется много воды для теплоснабжения из неизвестных пока подземных источников, а также от ветра и солнца. Все это может заменить элемент «H1».

282121_1000x665_2052_7ecd5cf97c8d459696733aa51f284b15.jpg

Опасность взрыва

В упрощенном виде система отопления в Москве выглядит так: сжигаемое топливо превращается в пар, который вращает турбины для выработки электричества; потом этот пар используется для нагрева теплоносителя. Далее – теплоноситель идет в батареи.

Эта схема работает на многих российских ТЭЦ. Такое отопление называется «центральным».

Александр Раменский
Александр Раменский
Президент НАВЭ, Вице-президент IAHE, член Общественного совета при Росстандарте
«Водородное отопление не может быть центральным в таком большом городе, как Москва»
    

В нашей стране проектами, связанными с перспективным использованием «H1», занимается Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ). По словам его главы Александра Раменского, водородное отопление не может быть центральным в таком большом городе, как Москва. По его мнению, история с водородным теплом – это возможность перейти на новое топливо для небольших городов и поселков. То есть для местности, где отопление «децентрализованное».

Раменский добавляет, что водород является довольно опасным газом:

– Это другая технология. Водород – тяжелый и взрывоопасный. Он может взорваться в помещении в меньше содержании [чем бытовой газ].

Взрывы в жилых домах регулярно попадают в СМИ. Согласно открытым данным, только в прошлом году бытовой газ взрывался в квартирах россиян 29 раз, 51 человек погиб и более сотни пострадали. На опасность водорода указывают и специалисты по автотранспорту:

– Водородные заправки гораздо опаснее бензиновых. Например, на заправках в Германии шланг буквально вкручивается в бензобак – для того, чтобы не было соприкосновения вещества с кислородом и не случилось взрыва, – рассказал автоэксперт ОТР Андрей Осипов.

131185_1000x750_2052_d372c539ad98b99a2c24a6f45fe9c6ce.jpg

Москва: препятствия в ценах и технологиях

– Теоретически появление водородного отопления в Москве возможно, – полагает завотделом исследования энергетических рынков мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. – Другое дело, что никакой экономической целесообразности в этом пока нет – потому что дорого. 

Вячеслав Кулагин
Вячеслав Кулагин
Завотделом исследования энергетических рынков мира и России ИНЭИ РАН
«Разумеется, водород более экологичен, чем многие его альтернативы, но другой вопрос – из чего он производится? И какие выбросы будут при производстве?»
    

Вопрос цены – один из самых серьезных. По словам Кулагина, стоимость водорода может быть в разы выше, чем стоимость угля и газа (последний используется для генерации более половины энергии в России). Однако точной разницы в цене назвать нельзя, так как ценник на газ отличается в разных регионах страны. Но можно утверждать: пока водород по дешевизне не конкурент углю и газу.

Одна из главных причин интереса к водороду в Голландии – экологичность топлива. В России же проблема перехода на экотопливо пока не является главной.

Как рассказал Вячеслав Кулагин, в Москве не существует проблемы, которую бы мог решить переход системы отопления на водород. По его мнению, ключевая нагрузка на экологию города идет от автомобилей – именно они (а, например, не ТЭЦ) формируют около 90% всего загрязнения воздуха. И если говорить об экологии, то нужно прежде всего ужесточать стандарты, расширять использование электротранспорта, ограничивать въезд в город машин, которые не соответствуют экологическим требованиям, – а не менять горячую воду на водород.

8946494-3x2-700x467.jpg

Другие перспективы

Европа становится все ближе: 4 марта стало известно, что Москву могут поделить на экологические зоны, въезд в них запретят машинам, у которых слишком много выхлопов.

Один из первых проектов в столице по снижению выбросов от автомобилей – появление электронных заправок. При этом заправить электромобиль в Москве можно, а вот водороный – нет.

37997809964_7b41d5c511_b.jpg

Один килограмм водорода производит примерно такое же количество энергии, как аккумулятор Tesla Power, пишет издание SmartCityHub. Специалисты говорят, что зарядка газом может позволить проехать в 2,5-3 большее расстояние, чем бак с бензиновым топливом.

Плюсы очевидны. Однако владелец компании Tesla Илон Маск неоднократно критиковал водородные источники– он называл их «тупой технологией», указывая на проблему в выработке энергии.

Автоэксперт Андрей Осипов поясняет, что самый распространенный способ получения водорода машиной – технология топливных ячеек. Они находятся внутри машины и сами вырабатывают энергию. Однако эта технология наиболее дорогая – несмотря на то, что ячейки самый распространенный вид водородных двигателей, в мире таких машин по-прежнему немного. И пока нет массового внедрения системы в автопром, газовый двигатель будет стоить очень дорого.

В виду этой дороговизны в России просто нет машин, которые работают на водороде. Кроме того, сам город пока экономически не заинтересован в развитии этого вида транспорта, полагает специалист. По словам Осипова, ближайшее «хай-тек» будущее для столичных автомобилистов – это электромобили.

EERE+H2+Station.png

Водородное министерство и будущее Москвы

В России есть проекты по использованию водорода, но все они носят скорее экспериментальный характер, говорит Вячеслав Кулагин из ИНЭИ РАН. По его мнению, формировать энергосистему на основе водорода сегодня не имеет экономического смысла. Ученый полагает, что пока водород представляет интерес только для сфер, которым нужны более эффективные двигатели и в которых финансовый вопрос стоит на втором месте.

- Например, [водород используется] при производстве беспилотных летательных аппаратов для нужд вооруженных сил [в Минобороны РФ – «МП»]. С водородными топливными элементами они лучше соответствуют требуемым параметрам, чем в случае использования традиционных видов топлива. В частности [благодаря водороду они лучше] по дальности полета, его длительности и шумовым характеристикам, – говорит он.

Что касается сектора ЖКХ, то переход на водородное отопление возможен – но только в далеком будущем, прогнозирует ученый. Однако для этого нужно, чтобы сошлись несколько факторов. Во-первых, необходимо «дальнейшее развитие водородных технологий», говорит Кулагин. Кроме того, надо создать условия, чтобы водород не привел к кратному повышению коммунальных счетов за тепло. Пока это нереально.

Теги: #