Для стартапов и признанных профи

Для стартапов и признанных профи

Для стартапов и признанных профи
Для стартапов и признанных профи
Конкурсная практика в архитектурной сфере столичного строительства продолжается. С 2014 года в Москве было проведено 100 конкурсов, семь из которых связаны с развитием метро. На этот раз посоревноваться на лучшую концепцию проектов столичной подземки предложено в рамках строительства Бирюлевской ветки – станций «Остров мечты» и «Загорье».

Инициатором конкурса выступила Группа компаний «Мосинжпроект», генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций столичного метро. Содействие мероприятию осуществляет главный архитектор города Сергей Кузнецов, функции оператора поручены агентству стратегического развития «ЦЕНТР». Подчеркивая ценность подобных соревнований, организаторы считают, что в процессе отбора победителей архитектурное сообщество предложит интересные идеи, которые в дальнейшем будут реализованы строителями.

По словам Сергея Кузнецова, в новых условиях такие мероприятия особенно важны. В кризисные периоды всегда можно увидеть реальность по-новому, сгенерировать свежие идеи. Если учесть, что станции метро обладают огромной посещаемостью, намного превышающей, например, музейные объекты, то победа в конкурсе может открыть новые горизонты маститым бюро, а для архитектурных стартапов стать путевкой в жизнь. Важно, что креативные подходы смогут запечатлеть в облике новых станций черты нашего времени. И это будет соответствовать традиции Московского метрополитена: его развитие в течение целых десятилетий отражало архитектурные стили и направления, в соответствии с которыми строился город.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов подчеркнул, что компания организует открытый конкурс на разработку архитектурного облика станций метро в шестой раз. «По результатам предыдущих конкурсов, проводимых с 2014 года, был определен уникальный дизайн 11 станций. Четыре из них уже принимают пассажиров. Это открытые в 2018 году «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской ветки и «Мневники» и «Терехово» Большой кольцевой линии метро, введенные в эксплуатацию в 2021 году. До конца года планируется завершить строительство еще нескольких конкурсных станций на Большой кольцевой линии», – отметил он и добавил, что возведение Бирюлевской линии метро – новой радиальной ветки московского метро длиной 21 км с 10 станциями – это еще один значимый проект для транспортной инфраструктуры столицы. «При ее строительстве планируется применять современные строительные материалы и мощное оборудование, в частности, тоннелепроходческие комплексы диаметром 10 метров. Будут решаться задачи по увязке проектных решений с действующей городской средой, использоваться цифровые технологии», – подчеркнул Юрий Кравцов. 

По данным Сергея Георгиевского, руководителя агентства стратегического развития «ЦЕНТР», конкурс пройдет в два этапа. Первый продлится до 28 апреля, когда на основе заявок соискателей отберут по пять претендентов для проектирования каждой станции. При отборе будет учитываться портфолио претендента, включая как уже реализованные, так и конкурсные проекты. В мероприятии могут участвовать и российские, и зарубежные бюро, имеющие или свои представительства в РФ или входящие в консорциумы с участием российских команд. Организаторы намерены провести специальные семинары, чтобы более четко обозначить требования к техническому заданию по строительству. Хотя понятно, что предлагаемые концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с актуальным градостроительным и культурно-историческим контекстом района. Кузнецов, правда, предупредил потенциальных участников, что при этом не стоит привязывать свои идеи к названиям станций «Остров мечты» и «Загорье». Пока они существуют как рабочие и могут быть заменены. По его оценкам, к августу конкурс будет завершен, два лучших архитектурных предложения перейдут в стадию реализации.

В Группе компаний «Мосинжпроект» обрисовали особенности будущих станций. «Остров мечты» – пересадочная станция на станцию «Технопарк» Замоскворецкой линии. Станционный комплекс с двумя однопутными тоннелями и одной островной посадочной платформой расположится на участке линии метро мелкого заложения. Два вестибюля – подземный и надземный – в связи с перепадами глубины построят на разных уровнях. В подземном пространстве разместят пешеходный переход, один вестибюль, пассажирскую платформу. На земле возведут второй вестибюль с надземным переходом (мостом) на станцию «Технопарк», лестничные и лифтовые спуски с павильонами над ними, а также вентиляционные киоски. «Загорье» – проектируемая станция линии мелкого заложения с двумя вестибюлями, оба из которых будут выходить на Липецкую улицу. К ней примыкает природно-исторический парк «Царицыно». Станцию с двумя береговыми посадочными платформами запроектируют как полностью подземную. В подземном пространстве будут расположены пешеходные переходы, вестибюли, пассажирская платформа. На поверхность будут выходить только пассажирские лестничные и лифтовые шахты.

Теги: #