Четыре процента успеха. Почему российские компании не готовы к цифровой трансформации

Четыре процента успеха. Почему российские компании не готовы к цифровой трансформации

Четыре процента успеха. Почему российские компании не готовы к цифровой трансформации
Четыре процента успеха. Почему российские компании не готовы к цифровой трансформации
Зачем нужна цифровая трансформация? На какой стадии сейчас находятся российские строительные компании? Что мешает цифровой трансформации отрасли? На эти и другие вопросы «МП» ответила Елена Киселева, партнер компании Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура»

Цифровизирован, следовательно, существую

Строительная индустрия никогда не была передовой, она всегда была инертной в части инноваций - это не телеком, не IT и даже не розница. Поэтому сегодня многие российские строительные компании только начинают процесс цифровой трансформации. Всего около 7% компаний можно назвать лидерами строительной области, они же выступают в роли флагманов цифровой трансформации строительства в России.

Радует, что большинство компаний заявляют, что цифровая трансформация является одним из их стратегических приоритетов. Им еще только предстоит определить, что именно, как и в какой последовательности они будут делать. Однако, тренд уже сформирован – компании должны инвестировать в технологии и переходить на новый технологический уровень.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня многие компании уже сильно продвинулись в области «продукт-клиент». Это происходит потому, что основной приоритет они отдают продажам и клиентскому сервису. В производственном процессе, а также в корпоративной функции цифровизация пока проходит достаточно медленно. В производстве задействовано много ручного труда – чтобы его заменить потребуется определенное время. С уверенностью могу сказать, рано или поздно все к этому придут.

Корпоративный уровень также сегодня слабо развит. Многие компании используют пока только электронный документооборот, которым, надо сказать, уже мало кого можно удивить. Следующим этапом будет необходимо цифровизировать системы управления проектами. В зарубежной практике компании стремятся иметь интегрированную систему управления, которая позволяет управлять всем в режиме реального времени. Это значит, что все процессы должны быть в равной степени цифровизованы. Получается, пока этого не будет в производственном процессе, цифровая бухгалтерия компании не поможет.

Строительные и девелоперские компании должны понимать: за цифровизацией – будущее. Успешная трансформация может в разы увеличить стоимость компании, а ее игнорирование – разрушить бизнес. Сегодня цифровые технологии позволяют компаниям выгодно отличаться на рынке. А отличаться необходимо: если компании ничем не выделяется, считайте, ее не существует.

В цифрах

В начале 2019 года мы провели исследование российской строительной отрасли –замерили, насколько сейчас в России актуально цифровая трансформация, а также как далеко продвинулись отечественные компании. Наше исследование впервые показало актуальную картину текущего уровня «цифрового» развития российских строительных и девелоперский компаний.

Наш опрос показал, что в настоящий момент уровень большинства компаний сектора низок. Высокий уровень проработки стратегии цифровой трансформации имеют только около 20% опрошенных компаний, а уровень организационного развития для реализации программ цифровой трансформации отвечает лучшей практике лишь у 15% респондентов.

По данным исследования только 4% респондентов можно присвоить высокий уровень цифровизации производственного процесса и только те же 4% компаний широко применяют цифровые решения в различных корпоративных функциях.

Предложение многих опрошенных компаний включает элементы цифровых решений. 35% респондентов предлагает клиентам такие цифровые решения, как «умный дом», «умное здание», «умная инфраструктура». Также многие компании уделяют внимание цифровизации клиентских функций. 31% создает специальные мобильные приложения, позволяющие заказать бытовые услуги и произвести оплату ЖКУ в режиме онлайн, а 27% компаний эффективно управляет лояльностью целевой аудитории в цифровых каналах.

Участники опроса определили ТОП-5 наиболее перспективных технологий для отрасли. Ими оказались: BIM – за него проголосовали 63%, Big Data – 60%, БПЛА – 50%, облачные решения для коллаборации – 43% и интернет вещей, которому свои голоса отдали 40%.

Наш опрос показал, что компании предпринимают попытки начать цифровую трансформацию, однако только 4% полностью согласны с получением значимого эффекта от внедрения цифровых решений. Ключевой причиной отсутствия эффекта для остальных компаний, по их мнению, стало отсутствие возможности его измерить. При этом более двух третей респондентов - не довели инициативы до конца.

В ходе исследования мы не могли не задать вопрос об основных проблемах и ограничениях, связанных с цифровизацией бизнеса. Строительные и девелоперские компании выделили три ключевые проблемы и ограничения для внедрения цифровых технологий. Это – высокая стоимость внедрения: 36% респондентов считают ее основной проблемой, а 56% частично с этим согласны. Второй проблемой компании назвали недостаточную цифровизацию поставщиков, а третьей - высокие риски внедрения новых цифровых технологий.

Теги: #