Быстрее и дороже метро: каким будет «летающий» транспорт Москвы - Московская перспектива

Быстрее и дороже метро: каким будет «летающий» транспорт Москвы

Быстрее и дороже метро: каким будет «летающий» транспорт Москвы
Быстрее и дороже метро: каким будет «летающий» транспорт Москвы «Маглев» Инчхона. Фото: wikipedia/commons
Скоро можно будет увидеть, как похорошела Москва: питерские инженеры планируют построить в нашем городе первую линию «летающего» железнодорожного транспорта

Она свяжет метро «Царицыно» с аэропортом «Домодедово» (если разрешит правительство Мособласти). «МП» изучила существующие зарубежные примеры и узнала, сколько будет стоить билет на «летающий московский».

Сокращенно «маглев»

Этот железнодорожный состав похож одновременно на монорельс и на скоростной поезд. Он движется по эстакаде и может разгоняться до 1000 км/ч (правда, только в теории). Главное его отличие – в почти полной бесшумности: поезд не касается поверхности рельса и таким образом получается, что как бы парит над полотном железной дороги.

magnetic-levitation-499779_1280.jpg

С платформы это заметить почти невозможно: зазор между железнодорожным полотном и вагоном составляет менее сантиметра. Летает он благодаря магнитной левитации, отсюда его сокращенное название – «маглев» (ударение на второй слог).

«Маглев» работает на электродинамической или магнитной системе. Эти магниты притягивают и отталкивают друг друга, что позволяет поезду не касаться рельса и не взлетать по-настоящему.

JR-Maglev-MLX01-2.jpg

Несколько примеров

Почти все действующие маглевы работают на Востоке. Самой быстрым из них считается японский JR-Maglev. Однако пока он не перевозит пассажиров и ходит только по испытательному участку. Его тестировщики развили рекордную скорость для этого вида транспорта – 603 км/ч, что близко к скорости самолета.

Действующая линия «маглев» перевозит пассажиров в префектуре Аичи. Южнокорейское издание Yna утверждает, что это первый в мире магнтилевитационный транспорт (МЛТ), работающий без пилота. Длина ветки составляет почти 10 км, на ней построено девять станций.

2014.11.15.141050_Maglev_train_Longyang_Road_Station_Shanghai.jpg

В Китае крупная магнитолевитационная линия действует в Шанхае, она связывает метро и аэропорт. Местные СМИ писали, что поезд разгоняется на самом быстром участке этой ветки до 431 км/ч. Медленнее работает «маглев» в городском округа Чанша – его максимальная скорость около 100 км/ч, однако интервал движения составляет 15-20 минут, всего на несколько минут больше, чем на МЦК.

Incheon_Airport_Maglev_1-04.jpg

В Южной Корее «маглев» ходит в городе Инчхон. Его вагоны оборудованы специальными окнами, которые то самостоятельно тонируются, когда светло; то становятся прозрачными, когда нет яркого солнца. Эта линия «маглева» соединяет аэропорт, станцию метро и развлекательный центр; поезд парит над рельсом на высоте 8 мм, посчитала газета Railway Gazette.

1223233.jpg

Сибирь – родина летающих вагонов

Первой задачей профессора Бориса Вайнберга была не идея комфорта, а демонстрация свойств магнитов. Он хотел показать, что они способны заменять систему, которая приводит в движение тяжеловесные паровозы.

В 1911 году в Сибирь приехала американская съемочная группа. Ее целью была экспериментальная железная дорога, которую построил профессор. Это было 20-метровое кольцо, по которому бегал 10-килограммовый вагончик. В макете Вайнберг использовал электромагнитный подвес и линейный синхронный электродвигатель.

31-579x383.jpg

Доцент Института транспортной техники и систем управления МИИТ Анатолий Фиронов подтверждает, что Вайнберг был одним из первопроходцев, однако позже система МЛТ создавалась усилиями и иностранных специалистов, в том числе японцев, немцев и американцев.

TP01_1.jpg

Транспорт будущего в Чертаново

Маглев в Советском Союзе пытались запустить от столицы Казахской ССР до аэропорта, однако эта идея так и не была реализована. Первый в СССР вагон «ТП-01» массой 12 тонн с магнитным подвесом на постоянных магнитах и линейным электроприводом был создан во ВНИИПИ Транспрогресс, он начал ходить по опытному участку длиной 36 метров на заводе «Газстроймашина» в 1979 году, это территория современного района Чертаново Южное.

TP05_1.jpg

Вагон следующего поколения «ТП-05» имел электромагнитное подвешивание с охватывающей балку экипажной частью, рассказали в корпорации «Российский Маглев». Первый успешный пуск нового вагона был сделан 25 февраля 1986 г.

После развала Союза правительство Москвы приняло постановление № 108 от 3 марта 1992 года – в котором говорится, что необходимо создать транспортную систему «Шереметьево – Москва». Протяженность этой линии должна была составить 35 км. Пассажиры могли добираться до аэропорта быстрее, чем сейчас на аэроэкспрессе – за 15-20 минут.

Далее линия должна была разрастись и уйти в Домодедово.

Но не хватило денег.

«Российский Маглев»
    

Новый проект

Доцент Института транспортной техники и систем управления МИИТ Анатолий Фиронов полагает, что «маглев» подходит для любого крупного российского города: Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и так далее. В корпорации «Российский Маглев» рассказали, что МЛТ действительно вписывается в транспортные системы для городов-миллионников, однако конкурентоспособным, а значит более подходящим, является для него пока только Москва.

Проект, который соединяет Москву, Домодедово и одноименный аэропорт, был подан в правительство Московской области в октябре 2018 года. На тот момент было подсчитано, что на реализацию проекта понадобится 47,6 млрд рублей. Для сравнения, один километр метро в среднем стоит, по данным Стройкомплекса, около 7 млрд рублей. При этом около 7 млрд рублей, вероятно, будет мешать движению только временно – его планируется пустить по эстакаде, пересечений с другими транспортными потоками он иметь не будет.

На маршруте «Москва–Домодедово» будут всего две остановки. За основу создатели проекта собираются взять вариант применения действующей корейской технологии EcoBee, «которая является одной из новейших технологий магнитной левитации для пригородно-городских перевозок, и протестирована в режиме коммерческого использования». То есть «маглев» Инчхона. Среди плюсов МЛТ разработчики выделяют: экологичность (это самый бесшумный из всех видов транспорта – он минимально воздействует на окружающую среду), безопасность (конструкция МЛТ, уверяют они, не подвержена сходу с рельс), недорогое содержание (у МЛТ низкое энергопотребление, а его составы практически не подвержены износу).

rezident_tehnoparka_slava_stal_chlenom_nauchno-obrazovatelnogo_inzhenernogo_klastera.jpg

Вопрос цены и Бирюлево

На всякий случай есть еще один проект. Как рассказала «МП» зампредседателя совета кластера «Российский Маглев» Яна Соколова, у них есть идея запуска «маглева» внутри города. Его вагоны будут вмещать по 230 человек, но до аэропорта такой состав ходить не будет. Его маршрут: Царицыно – Бирюлево – Видное – Южные Горки – Котляково – Жеребятьево.

kart.jpg

Расчетный тариф для этого МЛТ составляет 100-200 рублей за поездку. Это дешевле, чем поездка на агрегаторе такси, но даже если брать минимум, то в два раза дороже метро, которое в Жеребятьево, где живет меньше 30 человек, не ходит.

Наиболее перспективный с точки зрения согласования маршрут (до аэропорта) будет иметь повышенный, по сравнению с «бирюлевским «маглевом», класс. Например, в нем предусмотрены места для багажа.

Яна Соколова
Яна Соколова
Зампредседателя совета кластера «Российский Маглев»
«Этот маршрут был выбран, чтобы снизить перегрузку существующих транспортных связей между Москвой и областью»
    

Еще одна причина – масштабные стройки в Ленинском, Домодедовском и Подольском районах. По данным ЦИАН, только в окрестностях Видного сейчас продается жилье в 32 новых и строящихся ЖК, в Домодедовском районе таких 14, в Подольском – 9. «Целевой аудиторией нашего проекта являются пассажиры аэропорта «Домодедово», а также жители Московской области, проживающие в зоне тяготения магистрали, и осуществляющие маятниковую миграцию в Москву», – отмечает Соколова.

Предполагаемая стоимость «маглева» до аэропорта, по словам представителя разработчиков, 400 рублей – на 100 рублей дешевле тарифа «стандарт» на аэроэкспрессе от Павелецкого. Про скорость «летающего московского» неизвестно. Однако предыдущий проект – нереализованная в 1997 году система «Москва –Шереметьево» – мог развивать скорость до 250 км/ч. Быстрее любого современного транспорта Москвы.