Будущее за многофункциональностью

Будущее за многофункциональностью

Будущее за многофункциональностью
Будущее за многофункциональностью
Михаил Беляков о развитии городских пространств в современных условиях

Распространение вирусной инфекции на территории страны, а также последовавшее за этим изменение ритма и образа жизни окажут значительное влияние на градостроительное развитие крупных городов, в том числе и на рынок недвижимости. О перспективах формирования городских пространств и социальном влиянии вируса на жизнь горожан рассказал в интервью «Московской перспективе» архитектор Михаил Беляков – преподаватель МАрхИ, автор десятков проектов, реализованных в Москве, Санкт-Петербурге и даже на Чукотке.

В последние годы в Москве активно развивались общественные пространства. Насколько, по вашему мнению, такой тренд будет актуален в ближайшие годы?

– Развитие общественных пространств всегда являлось одним из базисов эволюции урбанистики, в современных условиях они также продолжают оставаться жизненно необходимой составляющей городской ткани. Например, несколько веков назад именно рынки и торговые площади определяли контуры формирования городов, становясь ключевыми инфраструктурными узлами. Сегодня в повседневной жизни мы видим, как они используются для различных мероприятий, а в чрезвычайных обстоятельствах формат и расположение общественных территорий позволяют легко переоборудовать их под строительство доступных временных сооружений, таких как госпитали, хабы распределения ресурсов и прочие подобные объекты.

В будущем разработка общественных пространств станет еще более многослойной, в них заранее будет заложена возможность установки временных сооружений. В их числе заранее подведенные места подключения инженерных коммуникаций, износостойкие основания для монтажа различных конструкций и другие элементы.

Как вы считаете, скажется ли каким-то образом угроза распространения вируса на планировке городских кварталов?

– Очевидно, что высокая плотность застройки увеличивает риски в случае возникновения экстренных ситуаций. Но у меня нет оснований считать, что в угоду безопасности мы готовы и способны отказаться от проживания в многоэтажных жилых домах или от работы в небоскребах.

В остальном современная городская планировка уже подразумевает определенный комфорт для пешеходов, в том числе маломобильных, позволяя соблюдать социальную дистанцию, легко проводить уборку улиц с применением спецтехники и обеспечивать безопасность пешеходам и транспорту.

Может ли сложившаяся ситуация привести к отказу от таких форматов, как коворкинги или коливинги, либо к их трансформации? Какие новые форматы жилья или деловой недвижимости могут прийти им на смену?

– В последние годы такие проекты успешно развивались, позволяя разнообразить офисные форматы, сократить затраты на аренду и бытовые расходы, сделать рабочий процесс более гибким. Здесь важно понимать, что в сложившейся обстановке страдает не только бизнес, но и слабозащищенные социальные группы населения. Текущее положение дел показало острую необходимость придумать что-то новое для обеспечения достойной и безопасной жизни людей старшего поколения. Возникающие новые форматы призваны стать ответом на вопросы о том, как в условиях чрезвычайных ситуаций можно обеспечить уход за пожилыми людьми, уменьшить нагрузку на медицинские учреждения. Например, представляется необходимым, что в новых районах нужно строить не только школы и поликлиники, но и современные дома для людей в возрасте. Что касается коворкингов, то в будущем они должны стать более гибкими, чем сейчас. Кроме того, я очень хочу увидеть на рынке свежие концепции, например, для молодых родителей – с интегрированными яслями и детскими группами. А некоторые коливинги могут превратиться в места, где молодые люди, получая определенные льготы или скидки на аренду, выполняют роль социальных помощников для пожилых родственников.

В целом пандемия, как и любая глобальная стрессовая ситуация, приводит к форсированию эволюции науки, технологий, общественных институтов. В качестве аналогии можно привести первую и вторую мировые войны, которые при всей своей трагичности запустили маховик прогресса на полную мощность. Сходные вещи наблюдаются и сейчас.

Какие архитектурные или планировочные решения могут повысить безопасность горожан? Есть ли какие-то специальные решения в планировке помещений?

– В числе таких решений могут быть широкие тротуары, обширные зеленые насаждения, тесно интегрированная инклюзивная среда. Повысить безопасность пространства может и структура расположения новых улиц. Например, используя современные вариации гипподамовой системы (способ планировки городов с пересекающимися под прямым углом улицами, с равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки. – Прим. «МП») и создавая регулярную транспортную городскую уличную сеть, можно улучшить параметры безопасности пешеходов и транспорта, снизить скорость автомобилей, упростить коммуникацию и навигацию. Подобный подход с успехом был применен при современной застройке острова Манхэттен в Нью-Йорке, а также в Сан-Фрациско. Да и сегодня в США совершенствуют данный метод, что говорит о его несомненных преимуществах. Кроме того, такой способ планировки отлично сочетается с современными идеями нового урбанизма, такими как транссекторное развитие или разрезное планирование. Эта структура межевания представляет собой несколько плавно сменяющих друг друга зон – от пригородных к городским, с четко закрепленными параметрами. Таким образом, городская, пригородная и сельская среды сохраняются в своих первоначальных состояниях, а смешение элементов избегается. Это позволяет сохранить функциональность и целостность различных типов смежной застройки.

 

Теги: #