Будем строить – будем жить

Будем строить – будем жить

Будем строить – будем жить
Будем строить – будем жить
8 августа Россия будет отмечать День строителя. Для Москвы, где в строительной отрасли работает более миллиона человек, это особый праздник. Что уже подарили москвичам столичные строители в 2021 году, как воплощаемые ими проекты влияют на качество жизни, каковы перспективы дальнейшего развития метрополитена – об этом и многом другом накануне Дня строителя в интервью нашему корреспонденту рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв

▶ Андрей Юрьевич, как чувствует себя сейчас столичный рынок недвижимости? С какими показателями отрасль вошла во второе полугодие и как они соотносятся с годовым планом?
– Рынок недвижимости в Москве по-прежнему привлекателен. Девелоперы, столкнувшиеся в прошлом году из-за локдауна с определенными трудностями, сегодня продолжают успешно реализовывать проекты. Фактически мы вернулись к доковидным показателям и даже превысили их. Судите сами: с января в столице введено 6,9 млн кв. метров недвижимости – более 80% запланированного годового объема в 8,5 млн кв. метров. Причем свыше 85% объектов – инвесторские проекты. Радуют и показатели по жилью: 3,3 млн «квадратов» – 82% от годового планового задания в 4 млн кв. метров, установленного национальным проектом «Жилье и городская среда». Считаю это огромным достижением. В рамках комплексного развития территорий активно строится и социальная инфраструктура: с января введено более 30 объектов, включая 11 детских садов, пять школ, три объекта здравоохранения, 10 спортивных сооружений и два объекта культуры. Высокими темпами возводится коммерческая недвижимость, где создаются новые рабочие места. За семь месяцев введено 11 торгово-бытовых, семь складских, шесть производственных, 10 административно-деловых объектов и 13 гостиниц.
Словом, нет оснований сомневаться в том, что мы не только достигнем плановых показателей года, но и превысим их.

▶ Какие знаковые объекты в этом году уже построены?
– Весной мы открыли две новые станции Большой кольцевой линии метро – «Народное Ополчение» и «Мневники». Причем «Мневники» удостоены премии Москвы в области архитектуры и строительства в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта транспортной инфраструктуры». Ввели многоуровневую развязку на пересечении Северо-Восточной хорды с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе. Построены две школы-гиганта: в Коммунарке – на 1100 учеников и в Левобережном – на 1900 учеников. Введены четыре крупных спортивных сооружения: комплекс с Центром художественной гимнастики, ледовой ареной и Центром автомобильного спорта в Покровском-Стрешневе, спорткомплекс с первым в Москве биатлонным тиром в Митине, ФОК с футбольным манежем на территории стадиона «Торпедо» и Ледовый дворец в Солнцеве. А еще реконструирован Детский музыкальный театр юного актера и построена новая сцена театра зверей «Уголок дедушки Дурова». Огромная работа проведена по решению проблем обманутых дольщиков: с января введено 15 жилых корпусов, а ключи от квартир получили 2367 семей.

▶ Что это за объекты и когда можно ожидать, что острая проблема обманутых дольщиков будет окончательно снята с повестки дня?
– Еще в марте введен проблемный объект на Балаклавском проспекте – последний жилой долгострой АО «СУ-155», а также три корпуса одного из крупнейших долгостроев Москвы «Марьино Град» в поселении Филимонковское, где расположено почти 900 квартир. В июле в комплексе «Марьино Град» ввели еще шесть корпусов, квартиры в которых получат 877 дольщиков. Месяцем ранее достроили два проблемных корпуса ЖК «Медовая долина» и корпус в составе долгостроя Sky House на Мытной улице. Помимо этого сдали в эксплуатацию два корпуса в составе комплекса «Борисоглебское» в Новофедоровском, где восстановили права всех дольщиков. В целом же начиная с 2011 года ключи от квартир получили более 20 тыс. обманутых дольщиков. Рекордным стал прошлый год, когда достроили 34 корпуса, а в квартиры въехали 2892 дольщика. В течение года мы намерены завершить строительство более 50 объектов, на что выделено почти 28 млрд рублей. Полностью решить проблему граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, планируем до конца 2023 года.

▶ Москва активно развивает социальную инфраструктуру в шаговой доступности. Сколько таких объектов появилось в городе за десять с половиной лет и каковы планы по вводу самых востребованных из них – образования и здравоохранения?
– С 2011 года введено 732 объекта социального назначения, что позволяет сегодня москвичам получать медицинские и образовательные услуги высокого качества, заниматься спортом и проводить культурный досуг недалеко от дома. На строительство соцобъектов мы направляем порядка трети объема АИП. Темпов снижать не будем – это та инфраструктура, в которой больше всего нуждаются жители. К 2024 году построим еще 276 объектов. В итоге общее количество объектов, возведенных с 2011 года, достигнет тысячной отметки. В частности, в городе появится еще около 70 детских садов и порядка 90 новых школ. Продолжим развивать и систему здравоохранения: к 2024 году планируем ввести 74 медучреждения, включая 30 поликлиник, шесть скоропомощных комплексов и шесть многопрофильных больниц. В настоящее время строится три корпуса на территории больницы в Коммунарке, идут работы на территории детской больницы святого Владимира, Центра имени Логинова, активно развивается кластер в Сколкове.

▶ В июле в парке «Зарядье» состоялся 10-й Московский урбанистический форум, посвященный городам-суперзвездам, демонстрирующим успешные примеры урбанистической трансформации и высокое качество жизни. Можно ли считать таким городом Москву?
– Конечно. Чтобы построить успешный мегаполис будущего, мы решились на масштабные проекты, позволяющие создать комфортный город шаговой доступности. Главным вектором развития Москвы стала полицентричность, а приоритетом – строительство транспортной инфраструктуры. Темпы одного только метростроения за десять с половиной лет выросли в пять раз: введено 177 км линий метро и МЦК, 90 станций – более половины объема сети линий, построенных с 1935 по 2010 год. Интегрируется в единую транспортную сеть МЖД (введено 354 км путей с 42 остановочными пунктами), модернизируется улично-дорожная сеть: с 2011 года построено 1056 км дорог, 308 искусственных сооружений, 262 пешеходных перехода. Таких объемов Москва не знала за всю историю. Воплощены другие проекты, повысившие привлекательность столицы в глазах не только москвичей, но и туристов со всего мира: это и парк «Зарядье», парк «Остров мечты», стадион «Лужники» и другие. Реализуются программы реновации жилья и редевелопмента промзон, обустроено 71,7 км речных набережных, благоустроено более 450 улиц. Впечатляющие масштабы! В итоге за десять с половиной лет в три раза выросло количество москвичей, гуляющих по улицам пешком, на 20% увеличилась пропускная способность дорог. Москва вошла в топ-3 городов по темпам прироста улично-дорожной сети и является мировым лидером по интенсивности строительства метро. Результат проведенной нами огромной работы по урбанистической трансформации города не заставил себя ждать. Уже в 2014 году загруженность дорог у нас по сравнению с 2010 годом снизилась на четверть. С 2011 года средняя скорость движения транспорта выросла с 16,5 км/час до 53 км/час, жители более 40 районов получили в шаговой доступности скоростной рельсовый транспорт, время, затрачиваемое пассажирами в поездках по Москве, сократилось в среднем на полчаса. Все это напрямую влияет на качество жизни в городе. Кстати, по доле довольных качеством жизни горожан Москва сегодня входит в пятерку мировых мегаполисов, занимая почетное 3-е место (после Нью-Йорка и Лондона).

▶ Андрей Юрьевич, Москва в последние годы демонстрирует высочайшие темпы метростроения. Программу планируется реализовать до конца 2023 года. А что дальше?
– Действительно, программу, которую мы задумали в 2010-м, завершим в 2023-м. Уже полностью поедет БКЛ, откроются продленные участки Сокольнической, Солнцевской и Люблинско-Дмитровской веток, первый участок Троицкой линии. А затем вопросы строительства метро будут зависеть от характера развития территорий Москвы – станут ли там формироваться жилые районы или производственные территории. Словом, куда именно вести подземку, нам будет подсказывать потенциальное количество пассажиров на той или иной территории. Скорее всего, помимо строительства двух новых радиальных линий – Бирюлевской и Рублево-Архангельской, – которое начнется уже в этом году, будем подтягивать существующие ветки к МКАД. Станем работать над проектами, которые помогут обслужить районы, расположенные на удалении от действующих линий метро, – Ярославский, Головинский, Молжаниновский, Можайский. Конкретных проектов пока нет, но в Генплане до 2050 года заложены коридоры, в которых есть возможность проектировать и строить новые станции и дополнительные радиусы. Есть задумка соединить Бирюлевскую и Рублево-Архангельскую ветки в единую линию. Кроме того, высвободившиеся после завершения проекта БКЛ ресурсы планируем направить на строительство станций в центре города, что ранее откладывалось из-за сложностей с техническими решениями и подбором площадок. Речь идет, в частности, о законсервированной станции «Суворовская» Кольцевой линии, о соединении двух радиусов желтой ветки, о втором выходе с «Комсомольской». В целом подход к развитию подземки после 2025 года мы пересмотрим. Не думаю, что в перспективе есть необходимость строить метро такими же темпами, как мы строили все десять лет и строим сейчас. Рывок сделан просто фантастический, запредельный. В будущем перейдем к так называемым тонким настройкам, к точечным проектам. У нас остаются свои технологии, методы, вовлеченность, героический ежедневный труд, а дальше станем работать в более спокойном режиме.

▶ Современные новостройки, станции метро и дороги, садики и школы, поликлиники, спортивные сооружения, объекты культуры и многое другое – за всем этим стоит труд московских строителей. Что пожелаете им в профессиональный праздник?
– Хочу сердечно поздравить наших благородных, самоотверженных, сильных и отважных строителей, трудящихся на благо Москвы и москвичей, с замечательным праздником, сказать им слова искренней благодарности за их подвижнический труд, за ежедневную готовность к подвигу. И конечно же, пожелать здоровья, удачи, счастья, любви и успешного воплощения новых проектов!

Теги: #