Где живет настоящий винтаж: путеводитель по московским блошиным рынкам - Московская перспектива

Где живет настоящий винтаж: путеводитель по московским блошиным рынкам

Где живет настоящий винтаж: путеводитель по московским блошиным рынкам
Где живет настоящий винтаж: путеводитель по московским блошиным рынкам Фото: pixabay
Столицу все больше не отличить от европейского города. Но есть еще то, чего нам не хватает. Например, легендарных блошиных рынков, чей успех все еще весьма переменный. Корреспондент «МП» прошелся по московским винтажным маркетам и узнал, чем они живут

Начищенные до зеркального блеска самовары, грампластинки, жадно хранящие голоса далекого прошлого, дисковые телефоны, навык обращения с которыми ныне утрачен, бюсты давно осмеянных вождей, оловянные и пластиковые солдатики из советского детства, старая посуда, книги прежде популярных, а ныне тонущих в забвении авторов — все это предстает перед глазами посетителя едва ли не любого блошиного рынка. Когда эпоха уходит, ее остатки выбрасывает на берег воспоминаний в форме таких предметов. Новое время что-то из этого может присвоить как сувенир или приспособить под какие-то свои причудливые нужды.

Сюда приходят реквизиторы, коллекционеры, любители диковинок, любопытствующие до бытовых подробностей минувшего. Сейчас это в моде, которая превращает банальный секонд-хенд в модный винтаж. К слову, о терминах: антиквариатом у нас принято называть предметы, которым более ста лет и представляющим культурно-историческую ценность, а винтаж — это пусть менее старые, но стильные вещи, характеризующие ту или иную эпоху сравнительно недавнего прошлого.  

171309.jpgРынок «Левша»

Где искать блох

В Москве немало блошиных рынков. Самый народный, «Левша», располагается у платформы Новоподрезково Ленинградского направления железной дороги и имеет славу пещеры Алладина — сюда приезжают за чем-то сказочным и удивительным. Не менее раскрученное место — вернисаж в Измайлово, любимое место иностранных туристов. Оба работают круглый год по выходным в первой половине дня. В теплое время года открывается Городской блошиный рынок во дворе Музея Москвы на Парке Культуры. Раз в месяц в Культурном центре «ДОМ» на Новокузнецкой проходит «Блошинка» - антикварный и винтажный маркет. Раз в три месяца блошиный рынок организуют на территории ТЦ Тишинка на Большой Грузинской.

Khitrovskaja_ploshad.1916.jpgХитровская площадь в начале XX века. Фото: wikipedia/commons

Все эти рынки имеют многолетнюю историю, самый старый из них — «Левша», появился аж в 1824 году в районе Хитровки, а затем многократно переезжал все дальше от центра. Долгое время блошиная ярмарка работала в Олимпийском, но закрылась из-за начавшейся в этом году реконструкции спорткомплекса.

Появляются и новые проекты. В конце 2017 года на территории завода «Кристалл» на Самокатной улице в Басманном районе открылся рынок «Ретро», который работает в крытом и отапливаемом здании, чем не может похвастаться ни «Левша», ни рынок во дворе Музея Москвы, ни Измайловский вернисаж.

Обращают внимание на блошиные рынки и модные гастромаркеты. В марте — апреле этого года Винтажный центр откроется на территории Даниловского рынка. На прилегающем к главному зданию строении на площади 375 кв. м. начнут работать 25 винтажных магазинчиков. Как рассказала креативный директор Даниловского рынка Ольга Кукоба, маркет будет работать 6 дней в неделю, ориентировочный поток посетителей прогнозируется на уровне 7 — 12 тыс. человек ежедневно. Развитием проекта занимается оператор Даниловсокго рынка Ginza Project, а консультантом выступила Елена Кренцель.     

7d44e7bb64e4c600fb1aa72bf0b12f74.jpg«Вернисаж» в Измайлово. Фото: kremlin-izmailovo.com

По данным телеграм-канала «Мосвинтаж», правительство Москвы планирует открыть сезонные тематические ярмарки, в том числе винтажные, в периферийных районах столицы.

Сейчас рассматривается возможность организовать фестивальные площадки у станции метро «Молодежная» (ул. Ярцевская, вл. 21) и «Петровско-Разумовская» (Локомотивный проезд, вл. 4).

image.jpg

Цивилизационная разница

Один из совладельцев риэлторской компании Kalinka Realty Леонид Кронгауз в прошлом коллекционировал изделия из нефрита и до сих пор регулярно приходит на Российский антикварный салон в ЦДХ, где можно найти китайские и японские нефритовые древности. Блошиные рынки, по его мнению, посещать одно удовольствие, но лишь за границей - в режиме отдыха. «Там возникает ощущение настоящего, — считает он. 

Леонид Кронгауз
Леонид Кронгауз
Совладелец риэлторской компании Kalinka Realty
«У нас на таких мероприятиях кажется, что это декорация»

    Одним из ярких впечатлений для него стала лондонская блошка. Там Леонид купил набор столового серебра. «Это был объемный ящик, довольно тяжелый, а серебро новое — им явно не пользовались, — рассказал господин Кронгауз. — Я спросил у продавца, может ли он донести покупку до моей гостиницы — мне не хотелось тащить тяжелый ящик. Он согласился и донес. Потом позвонил по телефону, за ним приехал его водитель на Rolls-Royce. Я понял, что он продавал свое фамильное серебро… Причем лишь потому что оно не было нужным — это точно был не единственный комплект в доме».

Можно предположить, что ощущение декоративности московских блошиных рынков связано с российским отношением к сохранению культурных ценностей. Так сложилось, что у нас в обороте сейчас больше европейских, чем русских старинных вещей: «Русские дороже и у нас их мало, а спрос достаточно высок, - рассказывает Вера Бушуева, создатель «Блошинки». 

Вера Бушуева
Вера Бушуева
Создатель «Блошинки»
«Вещей из Европы сейчас продается на блошиных рынках очень много. Там не выбрасывают вещи бабушек на помойку, бережно хранят, а при переезде продают»

 У нас другое отношение, плюс революция, плюс массовый переезд в хрущевки — все это привело к утрате целого культурного слоя и умения видеть красоту и смысл в вещах. От посетителей нашего блошиного рынка я то и дело слышу, как же они жалеют, что столько всего когда-то выкинули на помойку. У нас сначала выбросят, а потом пытаются все сделать как было».

В России называют антиквариатом то, что в Европе считается просто винтажем, продолжает она. Впрочем, европейцам зато далеко до Китая — там антиквариат — лишь вещи старше 400 лет.

У нас раньше, еще лет пять — десять назад, старыми считались вещи довоенные, рассказала Елена Крецель, придумавшая проект Городского блошиного рынка на территории Музея Москвы. Сейчас граница современного и старого сдвинулась — теперь ценность приобрели предметы даже 1960 — 80-х годов.

image (1).jpg

Как все устроено

Елена Кренцель организует винтажные ярмарки уже пять лет. По ее мнению, в Москве есть порядка 500 коллекционеров, которые занимаются «блошиной» темой профессионально — у них много вещей, они готовы выезжать на рынки. Другая категория продавцов — сравнительно случайные люди. У них может образоваться небольшое количество старых вещей, которые, возможно, достались им по наследству, и которые они хотят продать. С этим они и приходят. На Городском блошином рынке летом выставляются 60 — 80 профессиональных продавцов, и 300 — 400 горожан-любителей. Цены на товары начинаются от 50 рублей и доходят за 10 тысяч. За небольшие деньги можно купить старую посуду, за более существенные — антиквариат.

Стоимость участия для продавцов винтажных товаров варьируется от 100 рублей до 4 тыс. Минимальная стоимость дает право на небольшом квадрате земли разложить свои вещи. Покупатели мест за самую большую цену привозят на рынок целые магазины.

Стоимость участия в «Блошинке» в КЦ «ДОМ» варьируется от 3 до 10 тыс. рублей за 2 дня. За эти деньги дается возможность выставиться со столиком и стулом (предоставляются организатором), цена зависит от расположения и размеров торгового места. Габариты помещения позволяют расположиться здесь порядка 100 продавцам на 70 торговых местах.

Пространство Новоподрезково позволяет работать там сотням продавцов, а стоимость участия варьируется от 50 рублей до 1 тыс. Дороже всего торговать со своего автомобиля.

27750524_461278340954232_2755396759809471769_n.jpg

Блошиные рынки пользуются неплохим спросом у горожан. По данным организаторов, на Городской блошиный рынок во дворе Музея Москвы приходят от 2 до 5 тыс. человек в день, гостями винтажной ярмарки «Блошинка» в КЦ «ДОМ» за два дня мероприятия становятся 1200 — 2300 человек. Для сравнения — популярный и респектабельный Усачевский гастромаркет в день посещают порядка 7 тыс. человек.      

В то же время организаторы жалуются на негативную потребительскую динамику. «На дорогие вещи люди сейчас не тратятся, — рассказала Вера Бушуева. — Мы должны не только организовать процесс на маркете, но и дать возможность продавцам заработать. Раньше у нас покупали вещи за 50 тыс. рублей, сейчас дороже чем за 20 — 30 тыс. сложно что-либо продать. Дороже 100 тыс. предметы практически не покупают».

adult-business-chemist-419585.jpg

Продавцы прошлого

Зачастую для профессиональных участников блошиных рынков торговля здесь не просто бизнес, - она связана с их личными интересами. Большинство из тех кто торгует — это коллекционеры.

Маргарита прошла через все блошиные рынки, сначала как покупатель, а потом и как продавец. В ее коллекции — веера и старый текстиль (городской костюм). Привлекает ее в этом уникальность вещей — они рукотворны, а потому единичны. Принцип, которым она руководствуется — иметь небольшую, но выдающуюся коллекцию. «Не хочу повторить подвиг Васильева, — говорит она. — Мне интересно, чтобы был какой-то минимум. Одна юбка 19 века — но интересная, один корсет, но со своей историей. Если встречаю что-то более интересное, предыдущее продаю. Так продавцы и выходят на рынок».

flea-market-851970_1280.jpg

Мурат торгует на «Блошинке» в КЦ «ДОМ». Участвует в ярмарках он раз в два месяца, занялся этим около года назад. Для него это хобби. В обычной жизни он аспирант-юрист. Коллекционером он стал три года назад — пришел на блошиный рынок, увидел там фарфоровые статуэтки кошек и лис, и понял, что хочет собрать свою коллекцию — это были его любимые с детства животные. Сейчас в коллекции у Мурата 70 фарфоровых и бронзовых фигурок стоимостью от 1,5 до 5 тыс. рублей. «Это не китайский ширпотреб, — индивидуальная авторская работа европейских мастеров, фирмы. Авторство всегда видно», — рассказывает он. Когда знакомые пригласили его попробовать себя в роли продавца на блошке, он подумал — почему нет...

11213333.jpgФарфоровые статуэтки кошек фирмы Goebel

Одна из любимых статуэток Мурата - фарфоровая кошка фирмы Goebel. Она стоит 3,5 тыс. рублей. В Германии такие принято дарить на Рождество и другие праздники.

 По словам Мурата, главное в блошиных рынках — не выгодная продажа, хотя получить прибыль всегда приятно — но все же куда важнее атмосфера происходящего, возможность встретиться людям с общими интересами.