«Битва в пандемию»: секреты создания Главного храма Вооруженных сил России - Московская перспектива

«Битва в пандемию»: секреты создания Главного храма Вооруженных сил России

«Битва в пандемию»: секреты создания Главного храма Вооруженных сил России
«Битва в пандемию»: секреты создания Главного храма Вооруженных сил России
Более 27 миллионов жертв, спасение половины мира и по-настоящему нечеловеческий подвиг советского народа. Сегодня мы празднуем 76 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Эти ужасные события не забыть никогда. Еще ветераны войны завещали нам, чтобы больше не повторилась такая бойня. Но Министерство обороны решило не просто наставлять. Оно пошло дальше слов. Так, ровно год назад в подмосковной Кубинке воздвигли Главный храм вооруженных сил Российской Федерации. 

Но правда ли, что пол храма сделан из орудий, и почему его строительство можно было сравнить с битвой? Об этом и многом другом нам рассказал председатель художественного совета по строительству Главного храма Вооружённых сил России протоиерей Леонид Калинин. 

Портрет .jpeg

Отец Леонид, как же велось строительство храма, когда по всей России ввели полную самоизоляцию и вся страна переживала пик коронавирусной инфекции?

Все происходило именно в это время. Но нужно помнить, что запреты гражданского руководства не касаются военных объектов. А это была стройка всего воинства России.

ФОТО-1.jpg 
Понятное дело, коронавирус никуда не исчез — условия сооружения были буквально приближены к боевым: мы не могли нарушить обещание построить храм к празднику Великой Победы, к 9 мая.
Все работали с полной отдачей. Люди понимали, что в любой момент их может скосить болезнь, но не бросали свои посты, пока их буквально не выносили со стройки в тяжёлом состоянии. Они покидали место своего подвига только тогда, когда не могли стоять на ногах.

Всего на сооружение храма ушло 538 дней. То есть, практически менее полутора лет. Вы знаете, трудности при таких темпах буквально возникают на каждом шагу, и их решать приходилось в режиме онлайн. Не то, что день в день, а час в час или минута в минуту. Никакого промедления и никаких задержек. Иначе мы могли просто не успеть к 9 мая. Но здесь я хочу сказать, что от огромного количества трудностей уберегло то, с каким чувством единой команды велась эта стройка.

ФОТО-2.jpeg

Здесь, конечно, особую благодарность, нужно выразить руководителю строительного комплекса Минобороны, заместителю министра обороны Тимуру Вадимовичу Иванову. Он не только руководил всеми работами, но и стал для нас хорошим церковным старостой в таком высоком смысле этого слова. Тимур Вадимович старался предусмотреть каждую деталь и мелочь и продумать пути решения еще до того, как возникали какие-то трудности и проблемы. Поэтому большинства сбоев удалось избежать.

И, конечно, во всей этой ситуации была важна не только быстрота и четкость действий человека, но и машины. Я говорю о способе проектирования. Сначала был сделан макет, а потом, чтобы ускорить все процессы, специалисты перенесли его и создали BIM-модель. В этой программе уже была проработана детализация.

Это очень удобно! Здесь проверялись не только поверхности, но и как будут ложиться на них мозаичные панно. В принципе, все это было возможно представить и подсчитать благодаря совершенно новым технологиям, которые сейчас приняты при строительстве храмов и не только.

Но почему решили строить именно здесь, в Кубинке, а не в одном из центральных районов Москвы? Все-таки такой собор стоит практически на уровне храма Христа Спасителя.

Мы чувствовали, что празднование 75-летия Великой Победы, в которой отдали свои жизни миллионы наших сограждан, именно здесь в России, в Московской области, в Кубинке имеют некое соединение.

ФОТО-3.jpeg

В 1941-42 годах на этом месте велись ожесточенные бои с немцами. Поэтому именно здесь Министерство обороны решило создать духовно-просветительский центр, и вообще крупнейший духовный центр Российской армии на базе парка «Патриот».

Сам по себе храм по замыслу является кульминационным местом, высшей точкой комплекса. Поскольку, приходя в него после посещения выставок человек соприкасается с тем замыслом, который был заложен в церковь изначально.

В чем главная концепция храма вооруженных сил?

Это восстановление некого «духовного генокода», который берет свое начало от Древней Руси, от Оскольда и Дира, от святого равноапостольного князя Владимира и равноапостольной княгини Ольги через всю историю России — через военачальников, битвы, которые проходили и в древние времена до Великой Отечественной войны.

Увековечивание этой Великой Победы и прославление народа-победителя — главная цель создателей. Чтобы никто и никогда уже не мог стереть те подвиги, которые совершил народ Советского Союза. Конечно, нельзя забывать и наших союзников: американцев, англичан, французов, монголов, китайцев и других, кто сражался с нами плечом к плечу, открывал второй фронт, помогал материально России. Но решающую роль мы отдаем советской армии, которая сломала хребет гитлеровскому фашизму. И этот храм станет символом, что великую историю переписать не получится ни у кого и никогда.

Вокруг собора витает множество легенд, тайн и смыслов. Отец Леонид, откройте, пожалуйста, секреты убранства храма.

Собор сам по себе восходит к образцам Владимиро-суздальской архитектуры. Почему именно этой? Потому что когда Киев потерял свое значение при Андрее Боголюбском, именно Владимир стал новым центром и точкой роста Руси, где собрались лучшие специалисты. Но все это видно сразу — можно посмотреть на фото. А вот в глубинных идеях архитектурного замысла заложены ответы на вопросы, которые составляют некую мистическую тайну фашизма. Немцы всегда искали какую-то магию в древних символах, которые давно пришли в Европу из нашего прародительского индийского континента и стали основой будущих древнерусских, кельтских, римских и ранних этрусских орнаментов.

ФОТО-5.jpeg

У Гитлера был огромный интерес к этой символике, но он практически все переделал на свой лад и, я бы сказал, диаметрально исказил. Перевернул с ног на голову. Например, он взял свастику – древний санскритский символ, только отраженный в другую сторону, совершенно противоположную.
А мы в этом храме наоборот — ставим все на свои места: даем жизнь этой древней символике и показываем, как это должно быть, как это правильно. Чтобы избежать иносказаний, отмечу, что эти знаки были восприняты христианством и христианизированы. И у нас в главном храме, конечно, нет свастик в качестве орнамента. Они изображены в некоторых местах на поверженных штандартах и знаменах гитлеровского Третьего рейха.

ФОТО-6.jpeg

Но кое-где упоминаются некие солярные знаки, которые по смыслу подобны свастике, только не той, которая была у Гитлера, а совершенно противоположной.
Таким образом, мы не просто делаем людям «прививку» от фашизма на всю жизнь, мы даем им также связь в собственной корневой системой, которая много веков процветала у нас в стране и явилась фундаментом нашей христианской цивилизации.

А какие еще символы и элементы храмового комплекса связаны конкретно с Великой Отечественной войной?

ФОТО-11.jpeg

Храм полностью — это главный символ российского воинства и нашей Великой Победы. Например, диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра, а диаметр самого купола — 22 метра 43 сантиметра. Если посмотреть на это иначе, то восьмого мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Правда, в России это было уже 9 мая из-за разницы во времени.

ФОТО-7.jpeg

Также высота звонницы 75 метров: в 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания войны. Вспомним и о размерах малого купола — 14,18 метра: 1418 дней и ночей длились боевые действия.
Интересно, что на витражах есть изображения орденов всего нашего русского воинства, как традиционных, так и советских, потому что для подвига не существует границ и временных рамок. И если прослеживать тему наград, то площадь мозаики храма — 2644 кв. метра. Именно столько людей стали полными кавалерами Ордена Славы.

ФОТО-8.jpeg

Также интересная деталь — для лестниц, ведущих в храм, ковали металл из поверженной немецкой техники. Один из главных объектов находится рядом с храмом — грандиозный музей «1418 шагов к победе». В него заложена уникальная, совершенно новая концепция. Впервые в мире можно пошагово прочувствовать всю войну, каждый ее день.

ФОТО-9.jpeg

А есть ли в храме неклассические элементы?

Думаю, под это описание подойдут витражи. Раньше у нас не было технологий, позволяющих создать, скажем, кровельный материал из стекла. Но с этим помогли военные.
Специалисты взяли технологии изготовления специальных бронированных стекол и нанесли на материал орденские знаки. Можно подумать, что это пленка, но нет — это настоящие испеченные витражи, которые являются шедевром современного храмового искусства.

ФОТО-10.jpeg

Также пару слов нужно сказать об уникальном куполе. Он создан по подлинному прототипу шлема Александра Невского. На нем изобразили Льва, Быка, Орла и Ангела. Если вы были в Венеции, то помните, что Лев – мистический символ Апостола Марка, Бык — символ Апостола Луки, Ангел - символ Апостола Марка, а Орёл - Небесный символ Апостола Иоанна Богослова.

О внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но какой элемент кажется вам центральным?

Это уникальный барельеф Иисуса Христа, выполненный российским скульптором Даши Намдаковым — одним из руководителей художественного убранства храма. Он стал смысловым центром собора.

ФОТО-12.jpg

Это действительно икона, созданная настолько выразительно с помощью классических средств, что безусловно притягивает взгляды и молитвенные обращения наших прихожан. Люди говорят, что изображение будто «смотрит» на них, в какой бы части храма они не находились.

Говорят, что рядом с храмом есть место, объединяющее людей всех религий.

Это памятник скорбящей матери. Мы еще его называем «мать победителя».
Он изображает фигуру женщины, которая скорбит о своем сыне, ушедшем на фронт или, допустим, о потерях своих близких. Но в основе, конечно, отношения матери и ребенка. И не важно, что он уже взрослый человек. Мы не сможем представить, сколько слез пролили матери Великой Отечественной войны вне зависимости от национальности, вероисповедания. Этому памятнику придан более широкий смысл, понятный всем без слов.

ФОТО-13.jpeg

Таким образом, храмовый комплекс получился настолько выразительным с художественной и эстетической точки зрения, в нем настолько проявлены идеи славы русского оружия, славы нашего Великого народа, славы веры православной, красоты православного богослужения, что храма равного ему нет во всем мире.

ФОТО-14.jpeg

Фотоматериалы - официальный сайт Главного храма Вооруженных сил России, агенства ТАСС и «Москва», а также портал "Царьград".