Берег левый – берег правый - Московская перспектива

Берег левый – берег правый

Берег левый – берег правый
Берег левый – берег правый
К концу года реконструируемый Южный речной вокзал в Нагатинском затоне станет полноценным транспортным узлом столицы и популярным место отдыха горожан. Строители благоустроят набережную и соседние прибрежные территории. «Реконструкция набережных – один из знаковых градостроительных проектов, реализуемых в столице. Это очень важная и ответственная задача, поскольку мы таким образом фактически формируем водный фасад города. В планах на 2021–2023 годы – благоустроить свыше 120 км набережных Москвы-реки в разных районах города», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

В столице с 2011 года идет работа по реконструкции и благоустройству набережных Москвы-реки. Часть из них уже превратились в современные и комфортные пространства, а другим еще только предстоит стать новыми точками притяжения в столице.
По оценкам специалистов, 44% (87,6 га) береговой линии Москвы-реки прежде были не благоустроены, а к 16% (32,4 га) доступ вообще был закрыт. Однако за последние годы ситуация кардинальным образом изменилась. В 2014 году правительство Москвы приступило к реализации проекта градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки, в основу которого легла концепция, победившая на международном конкурсе. В 2016-м единым городским оператором по реализации концепции назначен ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы».

За 11 лет благоустроили и реконструировали более 80 км набережных Москвы-реки, первой из них стала Крымская. Работы здесь завершились в 2013 году, наряду с Пушкинской, Андреевской и Воробьевской набережными она стала частью пешеходного маршрута протяженностью около 12 км – от Воробьевых гор до стрелки Болотного острова. На набережной появились пешеходные и прогулочные дорожки, горки для скейтбордистов и велосипедистов. Самым узнаваемым архитектурным элементом стала волна, форму которой повторяют пешеходные и велосипедные дорожки, скамейки и крыша вернисажа. Через весь парк проходит деревянный променад протяженностью около километра.

Фрунзенскую, Новодевичью и Лужнецкую набережные общей длиной 6,5 км благоустроили в 2014–2016 годах. Вдоль Москвы-реки установили киоски с фастфудом, удобные скамейки и информационные табло. В тени деревьев оборудовали сразу шесть воркаут-площадок с уличными тренажерами, а пешеходную часть набережной замостили плиткой крупного размера. Около воды положили деревянный настил площадью 600 кв. метров. Спуститься к реке теперь можно по деревянной лестнице, на ступеньках которой москвичи смогут также заниматься спортом и загорать.

В 2016-м обновили Кремлевскую набережную, длина которой около километра, в 2017-м – Якиманскую, Москворецкую, Краснопресненскую, Смоленскую, Ростовскую, Саввинскую, Котельническую, Гончарную, Андреевскую, Болотную и Пречистенскую набережные. «Это позволило создать уникальный с точки зрения протяженности и географии пешеходный маршрут вдоль Москвы-реки длиной 19 км – от делового центра «Москва-Сити» до Таганской площади по Краснопресненской, Смоленской, Ростовской, Саввинской, Новодевичьей набережным, улице Хамовнический Вал, далее по Фрунзенской, Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Котельнической и Гончарной набережным», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
На Краснопресненской и Андреевской набережных обустроили смотровые площадки, расширили тротуары и высадили деревья, чтобы разделить прогулочную и транспортную зоны. Пешеходную часть у воды замостили крупной плиткой, а на велодорожках уложили асфальт.

В 2019 году в Замоскворечье благоустроили Овчинниковскую и Озерковскую набережные – это один из завершающих этапов реконструкции улиц Замоскворечья и исторического центра Москвы. Работы шли на территории площадью более 9 га. Вместо двух на набережных осталось по одной полосе движения автотранспорта, за счет чего расширили тротуары. Кроме того, организовали два небольших сквера: на пересечении Овчинниковской набережной с Садовническим проездом и между Садовническим мостом и Средним Овчинниковским переулком. В 2019 году в Капотне на берегу Москвы-реки разбили парк, в результате у местных жителей появилось место для прогулок.

Специалисты бережно отнеслись к особенностям ландшафта – они не стали осушать заболоченные участки, а пересекающие их экологические тропинки смонтировали на сваях и выложили террасной доской. Таким образом, набережная в районе Капотни стала продолжением ранее благоустроенного парка 850-летия Москвы. В 2020 году реконструировали Симоновскую набережную от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Полностью реконструкция Симоновской набережной будет завершена в 2026-м. 

В планах столичных властей до конца 2023 года провести реконструкцию набережных общей протяженностью более 120 км. «Фактически мы создаем новые открытые общественные пространства и места отдыха у воды, новые пешеходные и веломаршруты, которые, безусловно, будут востребованы как у москвичей, так и у туристов», – пояснил Андрей Бочкарёв. Глава стройкомплекса сообщил, что в ближайшие годы преобразятся набережные Нагатинской поймы и появится длинный прогулочный маршрут вдоль Москвы-реки. Новую жизнь вдохнут в Карамышевскую и другие набережные столицы. «Всего на средства города будут приведены в порядок и получат градостроительное развитие 26 набережных, однако объем работ, выполняемых силами девелоперов, тоже большой», – заявил заммэра.

В 2021-м завершилось благоустройство двух набережных около Киевского вокзала – Тараса Шевченко и Бережковской. В ходе работ на острове Балчуг реконструировали Софийскую, Раушскую, Садовническую и Космодамианскую набережные, а также прилегающие к ним улицы и Репинский сквер. В начале мая открылась полностью обновленная набережная Марка Шагала протяженностью 3,8 километра на территории бывшей промзоны «ЗИЛ». Реконструкцию Крутицкой набережной тоже планируется закончить в 2022 году, а Шелепихинской – на всем ее участке от ТТК до Карамышевской набережной – в феврале 2024 года.
Реконструируется отрезок от Крутицкой набережной до ТТК. В настоящее время ведутся подготовительные работы и работы по строительству подпорных стен, переустройству дождевой канализации, возводится подземный пешеходный переход.