Аврора вернулась на фронтон - Московская перспектива

Аврора вернулась на фронтон

Аврора вернулась на фронтон
Аврора вернулась на фронтон
Отреставрирован дом архитектора Кекушева на Поварской улице

Завершены восстановление и реставрация памятника федерального значения – частного дома Ивана Миндовского, продолжавшиеся два с половиной года. Это одно из лучших творений Льва Кекушева – блестящего архитектора, декоратора, графика, которого современники считали самым ярким российским художником европейского направления. Здание признано эталоном московского модерна, оно изучено и описано во всех исторических справочниках. 

Особняк на Поварской, 44, был построен по проекту Льва Кекушева в 1903–1904 годах для Торгово-строительного акционерного общества с целью последующей перепродажи. Однако его стоимость была высока. Лишь четыре года спустя здание купил крупный текстильный фабрикант Иван Миндовский, семья которого и владела им до революции.

В 1917 году особняк национализировали и разместили в нем госучреждения. В 1924-м его отдали в пользование шведской дипмиссии, а в 1972-м передали посольству Новой Зеландии. По завершении реставрационных работ, которые выполнило Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), в чьем ведении находится памятник архитектуры, новозеландское посольство вернулось в обновленное здание.

За столетие в здании неоднократно проводили ремонт. Однако комплексная реставрация выполнялась впервые. Ей, по словам главного архитектора проекта реставрации Бориса Могигова, предшествовали кропотливые исследования в Музее архитектуры имени А.В. Щусева и в Главном архивном управлении Москвы, где специалисты изучали авторские чертежи и рисунки, а также фотоматериалы начала прошлого века, позволившие им полностью воссоздать утраченные элементы фасадов и интерьеров здания. Над ними работали десятки специалистов – реставраторы, инженеры, химики, технологи.

«После революции здание национализировали, а поскольку богатое убранство считалось излишеством, его частично скрыли. Поэтому когда мы взялись за реставрацию, изнутри оно имело стандартный офисный вид советского периода. Был проделан большой объем работ по восстановлению в комнатах и залах особняка паркета, декора, дверей, вплоть до ручек, живописи и витражей, люстр и светильников. Так, вскрыв стены в помещениях, реставраторы обнаружили много покрасочных слоев и прочих исторических наслоений. Открылась небесного цвета плитка. В 1917 году, когда юнкера обстреливали Кремль, несколько снарядов повредили фасад – в нем образовались трещины, была разрушена часть лепнины, которая впоследствии оказалась утрачена. Ее также пришлось восстанавливать», – рассказал Денис Слизский, главный архитектор ГлавУпДК при МИД России.

Был воссоздан и балкон над входом. В советское время он разрушался, и ремонтировать его не стали, а просто срезали.Также в ходе работ была найдена старинная чугунная батарея, которую забили досками и закрасили. Обнаружили ее случайно, когда изучали архивные документы.

Был восстановлен композиционный центр главного фасада здания по Поварской улице – большое трехчастное окно с балконом, увитым каменным орнаментом из цветов и листьев мака, а также вход в особняк с заднего, хозяйственного двора. Сюда ведут красивые ворота, створки которых выполнены в форме крыльев бабочки, что характерно для символизма. Их освещают светильники в виде жуков-светлячков. На фронтоне здания бывшей конюшни во дворе дома, где сейчас располагается гараж, восстановлена изящная голова лошади.

Второй этаж особняка был сделан парадным. Из обширного квадратного вестибюля, главным акцентом которого стали великолепный цветной витраж и красиво отделанная входная дверь, гости попадали на парадную двухмаршевую лестницу.

Она, по мнению архитекторов, является главным элементом внутренней организации пространства дома, удачно соединившим черты модерна и классицизма. Ведущую роль в отделке лестницы играет огромное отреставрированное окно-витраж с растительным орнаментом. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце и синеет небосвод. Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей, занятых различными занятиями в сфере искусства.

Другой, четырехметровый, витраж в столовой, изображающий мифологического Пана на фоне вечернего пейзажа, считался утраченным. Почти сто лет он был закрыт деревянным каркасом с натянутой на него тканью, и это хоть как-то спасло его. «Здесь от витража сохранилось лишь двадцать пять процентов – его левая часть, а правая была в аварийном состоянии – свисали осколки, закрепленные на металлическом скелете», – отметил архитектор ГлавУпДК Алексей Очнев.

На потолке столовой раскрыли подлинные майоликовые панно, выполненные в виде кессонов, с множеством лепных деталей. Был также найден паркет, уложенный еще при строительстве, а под более поздними наслоениями краски на фасадах обнаружили первоначальные цвета, в которые было выкрашено здание. 

На полукруглый фронтон фасада, выходящего на Поварскую улицу, вернулась трехметровая бронзовая скульптура, неизвестно каким образом исчезнувшая вскоре после Октябрьской революции.

Это Аврора с палитрой в руках и двумя младенцами путти (маленькими мальчиками с крылышками. – «МП»). Как пояснили в ГлавУпДК, воссоздание скульптуры проводилось методом графических построений на основании фотографий 1908 и 1917 годов.