Архитектура новых принципов

Архитектура новых принципов

Архитектура новых принципов
Архитектура новых принципов
Школы Москвы становятся непохожими друг на друга

Принципиально новая школьная архитектура, по мнению экспертов, способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. В последние годы Москва взяла эту идею на вооружение.

За минувшие семь лет число школьников в Москве увеличилось на четверть и достигло 930 тысяч. За это время в столице не только построено более 80 школ, но и значительно возросла доступность качественного образования. 

«Перед проектировщиками новых зданий школ стоит важнейшая задача — создавать не просто первоклассные постройки, а объекты, соответствующие всем современным стандартам учебных заведений», — считает мэр Москвы Сергей Собянин.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается как на внешнем виде, так и на устройстве школ, внутреннее пространство которых должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Даже построенное в соответствии с принципами модульного проектирования учебное заведение не будет отождествляться с безликой серой коробкой. «Московская перспектива» познакомилась с наиболее интересными школами.

ИННОВАЦИОННАЯ Школа № 2070 в пос. Коммунарка

29_7_01.jpg

Площадь здания: 26 тыс. кв. метров. Вместимость: 1 775 человек.

Это учебное заведение, построенное в честь пятилетия присоединения новых территорий, оказалось одной из самых больших школ в Москве. Здание спроектировано с учетом пожеланий педагогов, будущих учеников и их родителей. В помещениях используется цветовая навигация, а при строительстве, обустройстве и оформлении применялись инновационные материалы и технологии. В спорткомплекс школы входят пять спортзалов (два больших и три малых), стадион и бассейн. Читальный зал школьной библиотеки рассчитан на 90 мест, в ней может храниться до 60 тыс. книг. Крышу библиотеки украшает стеклянный купол. Универсальный мультимедийный зал для старшеклассников вмещает до 725 человек одновременно.

Сергей Собянин, мэр Москвы: 

— Школа необычной архитектуры возведена с учетом новых стандартов качества, чтобы дети имели все возможности для полноценного среднего образования. Мы хотели, чтобы не только в старой Москве, но и на ее новой территории образование было нисколько не хуже. Мы и в будущем будем строить, используя современные параметры архитектуры.

ПРОЗРАЧНАЯ Инженерный корпус школы № 548 в Совхозе им. Ленина

29_7_02.jpg

Площадь здания: 19 тыс. кв. метров. Вместимость: 550 человек.

Школа прозрачная, она просматривается от края до края — от пола до стеклянного потолка. Учебные классы отделены от рекреационных зон прозрачной стеной таким образом, что границы между учебным помещением и коридором нет. Это дает ощущение общности, единого большого дома. Школьные парты высокие (110 см), чтобы можно было работать как сидя на высоком стуле, так и стоя. Помимо обычных классов здесь множество мастерских — робототехники, металлообработки, столярная, архитектурная, художественная, а также покрасочный цех, телестудия и студия звукозаписи, естественнонаучная лаборатория. В школе просторная библиотека. Любой шум в помещениях блокируется акустическими обоями, потолочными плитами и перегородками. 

Эрик Валеев, архитектор: 

— Типовые проекты ведут к типовому обществу, а ведь для развития индивидуальности важно закладывать определенные принципы в архитектуру учебных учреждений, где с самого раннего возраста формируется личность.

БЕЗБАРЬЕРНАЯ Школа № 1392 им. Д.В. Рябинкина в Ватутинках

29_7_03.jpg

Площадь здания: 25 тыс. кв. метров. Вместимость: 1 375 человек. 

Здание построено по принципу безбарьерной среды. Корпус разделен на четыре основных блока: учебный, спортивный, питания и досуга. В школе оборудовано 55 кабинетов. Функцию доски в них выполняют маркерная стена и интерактивная панель диагональю два метра. Открыты кабинеты станкостроения, робототехники, шитья и кулинарии. Классы физики, химии и биологии оснащены островными лабораторными модулями для проведения опытов и экспериментов. Все кабинеты оборудованы мобильной мебелью. Спортивный блок школы включает сразу пять залов, один из которых предназначен для занятий хореографией. Библиотека организована в стиле коворкинг-центра. Вместо стандартного актового зала в школе построен амфитеатр со сценой. 

Станислав Мальцев, архитектор: 

— При проектировании школы повышенное внимание уделялось запоминающимся фасадам. Внутренние помещения интересны сложностью решения технологических процессов. Результатом планирования и оборудования различных функциональных групп помещений стал объект, работающий как единый организм.

УМНЫЙ ДОМ «Новая школа» на Мосфильмовской улице

29_7_04.jpg

Площадь здания: 11,6 тыс. кв. метров. Вместимость: 600 человек. 

Школа разместилась в четырехэтажном здании, спроектированном в классическом стиле. На первом этаже — сервисный блок (входная группа, гардеробы), администрация школы, театр и столовая, на втором — большой трансформируемый спортивный зал, игровой для младших школьников и тренажерный залы. На третьем находится мощный блок мастерских: арт-кабинет, фаблаб, гончарная мастерская. Четвертый этаж — лабораторный. Школа устроена по принципу «умного дома»: например, включить музыку в классе можно одним нажатием кнопки на смартфоне, точно так же регулируется интенсивность и теплота освещения. Принтер и столовая работают по обычной СКУД-карте. 

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: 

— Новое время предъявило к зданию школы свои требования. Речь идет не только о направлениях и тенденциях архитектуры, но еще и о меняющихся концепциях педагогики. Именно поэтому предпочтение отдается индивидуальным авторским проектам.