Лев-неандерталец и утерянная лепнина: неудачные примеры московского обновления

Лев-неандерталец и утерянная лепнина: неудачные примеры московского обновления

Лев-неандерталец и утерянная лепнина: неудачные примеры московского обновления
Лев-неандерталец и утерянная лепнина: неудачные примеры московского обновления Использовано фото: wikipedia/commons

Недавно в Нижнем Новгороде в ходе реконструкции со стены дома пропала советская мозаика с пловцом. Позже на ее месте появился тот же спортсмен, плывущий кролем, только изображенный в другом стиле - более наивно. Но плыл он недолго - заштукатурили и это изображение. Как меняются при реставрации знакомые москвичам дома, рассказал МП культуролог Петр Мирошник.

    

Морозовский особняк в Большом Трехсвятительском переулке

wiki12007.jpgФото: wikipedia/commons

Реконструируют в Москве не только дома, но и названия улиц, при этом как бы старые названия меняются - так в советское время переулок назывался Большой Вузовский, в 90-е годы ему вернули дореволюционное название - Большой Трёхсвятительский, а на старых картах-то он Большой Трёхсвятский. Получается, за 70 лет на улочке откуда-то появились еще пять букв. Кстати, Яковлевский переулок неподалеку стал Яковоапостольским!

У дома под номером 1-3 стр. 1 богатая история. В середине XIX века в обветшавших палатах XVIII века поселился славянофил Василий Кокорин и заказал переделку особняка на старый лад архитектору Ивану Черкину. Некоторые современники реконструкцию не оценили и говорили, что особняк «возобновлен самым безобразно-роскошным образом». Потом домом владели и тоже его переделывали Морозовы, именно здесь вырос меценат Савва. За пару веков во внутренней и внешней отделке дома накопилось множество интересных деталей. В советское время в старой усадьбе был детский садик (здесь снимали фильм «Усатый нянь»), тогда постепенно пропали многие украшения, чугунная терраса. А в 1990-е годы особняк приобрели уже новые промышленники, и дом опять существенно изменился внутри и снаружи по новому вкусу: старые причудливые окна расширили, все старинные элементы внутренней отделки пропали, в том числе парадная чугунная лестница и белокаменные порталы вестибюлей.

Дом Быкова на 2-й Брестской, 19/18

434144522.jpg Фото: mos.ru

Над аркой установлена маска льва - подпись автора этого здания, архитектора Льва Кекушева - зверь в том или ином виде есть на всех его работах. При «реставрации» маску варварски отбили, и слепили новую. Культуролог Петр Мирошник считает, что «если прикрыть нижнюю половину новодельной маски, может показаться, что на вас смотрит неандерталец с одной из реконструкций Герасимова». Вообще, дом до реконструкции пережил множество бед: в 2009 году горел, потом стоял несколько лет без крыши, лишился интерьеров, оригинальные рамы распилили, «дутые» стекла выбили. Так что здание сейчас имеет мало общего с оригиналом.

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме

A0rUUQ1TipDZ6M2eyfyR9I24uAPw0LaW.jpg Фото: kremlin.ru

Над восстановлением ансамбля монастыря бережно работали реставраторы с 1940-х до 1990-х годов - памятник сильно пострадал в Великую Отечественную. Собирали по крупицам, старались сохранить все, что возможно, оставалось только восстановить взорванную колокольню. Но совсем недавно вместо ремонта началась масштабнвя реставрация. В результате сильно изменилась форма купола Воскресенского собора, пропала почти вся барочная лепнина, совсем иначе выглядят теперь уже не такие многочисленные детали.

Дом Всеволожского на ул. Тимура Фрунзе

Mosnasledie_003.jpgФото: Департамент культурного наследия города Москвы

Еще недавно это был самый старый деревянный сохранившийся дворец в столице. Точно было известно, что дом пережил пожар 1812 года. По деталям внутренней отделки, в частности уникальным французским обоям, историки датировали постройку началом XVIII века. За свою долгую жизнь сруб не перестраивался, его только ремонтировали, например, одну из стен заменили на кирпичную. Еще несколько лет назад внутри были колонны ионического ордера из искусственного мрамора, межкомнатные двери, изразцовые печи и камины. В 90-е годы он все ждал реставраторов, горел, горел, пустовал и разваливался. А когда дождался, оказалось, что новым собственникам бережно восстанавливать все сохранившиеся детали неинтересно - они просто выстроили из современных материалов новое здание, а всю старину выбросили. Петр Мирошник считает, что лет через 20 единичные шедевры деревянного зодчества останутся только в музеях, таких как Кижи.

Знаменский собор на Варварке

747px-Moscow_ZnamenskyMonCathedral_1782.jpg Фото:wikipedia/commons

В интерьерах церкви XVII века в 1970-е годы было применено такое реставрационное решение: кирпич XVII века перемежался изготовленным новыми мастерами - было видно, что осталось от прежних времен, а что привнесено. Сейчас это все покрыто штукатуркой. Недавно у храма появилось крыльцо, которого там не было. На Варварке на древние стены храмов и палат довольно грубо прикручены пластиковые электрические короба, светильники. Ночью подсветка выделяет элементы зданий, но негармонично выглядит вблизи.

Гостиница «Москва»

2014_Moscow_Four_seasons_Hotel.JPGФото:wikipedia/commons

Была построена в начале 1930-х годов по проекту архитектора Алексея Щусева, в 2004-2013-м полностью разобрана и возведена заново. Несмотря на то, что прежний мэр Юрий Лужков обещал полностью сохранить прежний вид гостиницы, здание стало больше в объеме, существенно изменился фасад, обращенный к Площади Революции, потерялись башни - своеобразное продолжение кремлевских, поменялись и пропорции фасада со стороны Манежной площади.

Теги: #